Бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы бюджетного устройства Российской Федерации: основные черты и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…....3
Глава 1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения.......………..4
1.1. Понятие бюджета……………………………………………………….4
1.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации………….….6
1.3. Принципы построения бюджетной системы……………………….…9
Глава 2. Основы построения системы межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………….…13
2.1. Понятие бюджетного федерализма и межбюджетного распределения финансовых ресурсов……………………………………………………………13
2.2. Бюджетные полномочия органов власти и их распределение...........19
2.3. Недостатки действующей бюджетной системы РФ………………...25
Заключение…………………………………………………………………27
Список использованной литературы ……………………...…………...…29

Файлы: 1 файл

Курсовая РАБОТА.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

    определение порядка направления в бюджет доходов от использования собственности субъекта РФ,

    доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов регионального бюджета;

    определение порядка и условий предоставления финансовой помощи местным бюджетам;

    установление  порядка осуществления бюджетного процесса, включая контроль за исполнением бюджета и составление отчетности об исполнении, на уровне субъекта РФ;

    установление  порядка и условий предоставления бюджетных кредитов за счет средств регионального бюджета, осуществление программ заимствований, управление государственным (на уровне субъекта РФ) долгом.

    Законодательные власти субъектов РФ определяют в рамках законодательства РФ бюджетные права административных образований на своей территории.

    Значение  бюджетных прав органов местного самоуправления определяется тем, что на их основе создается необходимая база для непосредственного решения социальных, экономических и других потребностей населения.

    К ведению органов местного самоуправления относят:

    определение порядка направления в местные бюджеты доходов от муниципальной собственности, местных налогов и сборов, а также иных доходов;

    установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов, разработка и реализация программ муниципальным долгом;

    определение порядка осуществления бюджетного процесса на муниципальном уровне, включая контроль за исполнением местного бюджета и утверждение отчета об его исполнении.

    Существующая  система разграничения бюджетных полномочий между разными уровнями управления позволяет определить тот уровень бюджетной системы, за счет которого должно происходить финансирование деятельности того или иного объекта.

    Значительную  часть своих бюджетных полномочий органы власти осуществляют через соответствующие финансовые институты, как существующие, так и вновь создаваемые. 

  2.3. Недостатки действующей  бюджетной системы Российской Федерации

    Одним из серьёзных недостатков действующей  бюджетной системы является малоэффективный контроль за расходованием средств из бюджетов всех уровней.

    Основными «стражами порядка» в сфере бюджетного контроля являются Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство ( контроль целевого использования бюджетных средств).

    К числу недостатков в этой области  относится и финансирование бюджетных  расходов методом взаимозачётов, а  также платёжными средствами различной  степени ликвидности, что приводит к недофинансированию получателей  бюджетных средств.

    Негативно сказывается сохраняющаяся практика неэффективных расходов, по сути ненужных с точки зрения интересов общества и государства. Поэтому перед Правительством РФ стоит задача проведения инвентаризации и сокращения государственных расходов при условии полного выполнения бюджетных обязательств.

    К недостаткам действующей бюджетной  системы можно отнести:

    1. Возможное возникновение нерационального повторения функций и полномочий, в то же время часть функций может остаться неохваченной ни одним из уровней управления.

    2. Помимо дублирования может возникнуть  ситуация, когда определённым важным  вопросам уделяется не достаточно  внимания. Это происходит в том  случае, когда законодательно четко  не оговорены те или иные  моменты и руководство страны  уверено, что вопросы успешно решаются на местах, а региональные органы власти считают, что этим занимается федеральное правительство. В свою очередь граждане, не получающие в полном объеме какой-то вид государственных услуг, также не имеют понятий, куда обращаться за восстановлением социальной справедливости.

    3. Нижестоящие федеративные уровни (особенно представляющие национальные  меньшинства) могут вступать в  конфликт с идеей национального  единства страны и желанием  идти в русле национальной  политики. Наличие разных мнений способствует оздоровлению демократии, но предполагает и другое. Как только большинством принято окончательное решение, меньшинство должно починиться. К сожалению, такое происходит не всегда, и двойной суверенитет может явиться причиной межнациональных конфликтов.

    4. Благодаря имеющимся правам и  полномочиям субнациональные образования  могут стремиться обеспечить  защиту местной промышленности, ограждая экономику региона от  «внешнего» вмешательства со  стороны других образований федерации.  Это может выражаться в установлении дополнительных пошлин, платежей, в ужесточении санитарного контроля на границе региона и прочее.

    Очевидно, что проблемы, с которыми сегодня сталкиваются как федеральный бюджет Российской Федерации, так и многочисленные территориальные бюджеты, настоятельно требуют от органов государственной власти преобразований не только в качественном и количественном составе бюджетных показателей, но и в самих принципах организации бюджетной системы. И, прежде всего с этой точки зрения возникает потребность в реформировании законодательной базы бюджетной системы.

    К проблемам современного бюджетного устройства следует отнести и  чрезвычайную бюджетную децентрализованность, что противоречит тенденциям формирования единого общероссийского рынка, осложняет проведение общенациональной денежно-кредитной политики, подрывает политику ограничения бюджетного дефицита, устойчивость денежной системы.

    Таким образом, современные условия диктуют необходимость преобразования бюджетного устройства Российской Федерации.

      Заключение

    Исходя  из материалов данной курсовой работы, можно прийти к следующим выводам:

    1. Бюджет Российской Федерации представляет собой финансовый план государства, определяющий размеры доходов и расходов, согласованных между собой, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

    2. Бюджетное устройство Российской  Федерации дает государству реальную экономическую и политическую власть. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.

    3. Бюджет занимает центральное место в финансовой системе.

    Данный  факт объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.

    4. Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

    5. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

    6. Несмотря на то, что бюджетное устройство Российской Федерации является довольно устойчивым и слаженным механизмом, требуется постоянное проведение определенного ряда мероприятий, направленных устранение «сбоев» в системе, выработку и внедрение перспективных решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

  2. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

  3. Государственные и муниципальные финансы: практикум / авт.-сост. Т. Г. Скурихина; СибАГС.— Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2009.

  4. Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов - Петрозаводск, 2003.

  5. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2007.

  6. Новикова М.В. Государственные и муниципальные финансы. Конспект лекций. Издательство: «Эксмо», 2008 г.

  7. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от  28.12.2010 г.  № 190н.

  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Бюджетная система РФ» для специальности 080105 «Финансы и кредит» / С.С. Кириллова. – Мичуринск-наукоград: Изд-во МичГАУ, 2005.

  9. Федеральный закон от 31.07.1998 № 145 – ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации».

  10. http://президент.рф/.

  11. http://www.minfin.ru/ .

Информация о работе Бюджетное устройство РФ