Бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:43, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право занимает важное место в системе юридических наук, поскольку даёт представление о правовом регулировании финансовой жизни государства, о закономерностях построения финансово-бюджетной системы страны, снабжает знаниям. Сегодня это особенно важно, поскольку переход к формированию рыночной экономики при сохранении государственного регулирования экономических отношений поставил на одно из первых мест вопрос о реформировании финансового права, роль которого в жизни общества существенна возросла.

Содержание работы

1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

finansi.docx

— 37.55 Кб (Скачать файл)

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются  отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением  отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, предоставляемых  в пределах текущего финансового  года.

Принцип сбалансированности бюджета (ст. 33 Бюджетного кодекса РФ) означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ) означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего  объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного  бюджетом объема средств.

В соответствии с принципом общего покрытия расходов (ст. 35 Бюджетного кодекса  РФ) все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов  бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления  из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных  кредитов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ.

Принцип гласности (ст. 36 Бюджетного кодекса  РФ) предполагает обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту  представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных  органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности (ст. 37 Бюджетного кодекса РФ) означает надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Предусмотренный ст. 38 Бюджетного кодекса  РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств  с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия; приводящие к нарушению  адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете  при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Бюджет состоит из двух частей -- доходной и расходной. Доходы и расходы бюджета — это особые экономические формы последовательного распределения и перераспределения части внутреннего валового продукта, концентрируемой в руках соответствующего органа государственной власти, объективно обусловленные экономические категории, каждая из которых имеет свое специфическое общественное значение: доходы служат финансовой базой деятельности соответствующего органа государственной власти, а расходы — удовлетворению общественных потребностей.

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Все доходы бюджетов в зависимости  от источников формирования и способов поступления классифицируются на:

*налоговые доходы;

*неналоговые доходы;

*безвозмездные перечисления;

*доходы целевых бюджетных фондов.

В категорию налоговых доходов  включаются все налоги, поступление  которых предусмотрено налоговым  законодательством. Налоговые доходы формируются за счет:

*федеральных налогов и сборов;

*региональных налогов и сборов;

*местных налогов и сборов;

*пеней;

*штрафов.

К неналоговым доходам относятся:

* доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

*доходы от платных услуг,  оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов Федерации, органов  местного самоуправления, после  уплаты налогов и сборов, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах;

*средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе  штрафы, конфискации, компенсации,  а также средства, полученные  в возмещение вреда, причиненного  Российской Федерации, ее субъектам,  муниципальным образованиям, и иные  суммы принудительного изъятия;

*иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся перечисления в виде:

*финансовой помощи из бюджетов  других уровней в форме дотаций  и субсидий;

*субвенций из Федерального фонда  компенсаций или из региональных  фондов компенсаций;

*субвенций из местных бюджетов  бюджетам других уровней;

*иных безвозмездных и безвозвратных  перечислений между бюджетами  бюджетной системы РФ;

*безвозмездных и безвозвратных  перечислений из бюджетов государственных  или территориальных государственных  внебюджетных фондов;

*безвозмездных и безвозвратных  перечислений от физических лиц  и юридических лиц, международных  организаций и правительств иностранных  государств, в том числе добровольных  пожертвований.

Взаимные расчеты — это операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

Для привлечения капитала Бюджетный  кодекс РФ вводит порядок, согласно которому должны возрасти доходы от использования  имущества, находящегося в собственности  государства или муниципальной  собственности. К этой категории  доходов относятся:

*средства, полученные от аренды  или сдачи во временное пользование  государственной либо муниципальной  собственности;

*средства, получаемые в виде  процентов по остаткам бюджетных  средств на счетах в кредитных  организациях;

*средства, полученные от передачи  в залог либо доверительное  управление государственного или  муниципального имущества;

*плата за пользование бюджетными  средствами, предоставленными другим  бюджетом, иностранным государством  или юридическим лицом на возвратной  и платной основе;

*доходы в виде прибыли, которая  приходится на доли в уставных  капиталах хозяйственных товариществ  и обществ, а также дивидендов  по акциям, принадлежащим государству  или муниципалитетам;

*часть прибыли унитарных предприятий,  которая осталась у них после  уплаты всех налогов;

*другие возможные доходы от  использования имущества.

Применительно к каждому уровню бюджетной системы доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам бюджетов относятся:

*налоговые доходы, закрепленные  за соответствующими бюджетами,  бюджетами государственных внебюджетных  фондов законодательством РФ;

*неналоговые доходы;

*иные неналоговые доходы, а также  безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным  доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного  фонда.

Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Финансовая помощь от бюджета другого  уровня бюджетной системы РФ в  форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной  передачи средств подлежит учету  в доходах того бюджета, который  является получателем этих средств:

*дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе;

*субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

*субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Расходы бюджетов — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В зависимости от участия в производстве расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов предназначены  для обеспечения текущих, ежегодно возобновляющихся расходов. С их помощью  государство распределяет средства на различные функциональные задачи. Получателями текущих расходов становятся органы исполнительной власти на всех уровнях власти, бюджетные учреждения и другие получатели средств из бюджета  в режиме финансирования. Из этой категории  расходов средства поступают на обеспечение  межбюджетного механизма перераспределения  средств в виде дотаций, субвенций, субсидий и др. В бюджете текущих расходов может быть предусмотрено выделение защищенных статей бюджета, расходы по которым производятся независимо от снижения объема поступлений доходов бюджета.

Капитальные расходы бюджетов предназначены  для обеспечения расширенного воспроизводства  и обеспечивают инновационную и  инвестиционную деятельность, включая  инвестиции в виде бюджетных кредитов в деятельность юридических лиц  в соответствии с инвестиционными  программами.

Такой режим применяется прежде всего при осуществлении расходов на проведение капитального ремонта и иных расходов, связанных с расширенным воспроизводством. К капитальным относятся и расходы, предназначенные для увеличения государственного или муниципального имущества. Возможны и иные направления расходов, включенные в категорию капитальных, в соответствии с экономической бюджетной классификацией. Важнейшей составной частью капитальных расходов бюджетов является бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

В ст. 69 Бюджетного кодекса РФ содержится перечень форм осуществления расходов бюджетов. К ним относятся:

*ассигнования на содержание  бюджетных учреждений;

*средства на оплату товаров,  работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами  по государственным или муниципальным  контрактам.

Третьей формой расходов названы трансферты, которые, в свою очередь, состоят из ассигнований:

*на реализацию муниципалитетами  обязательных выплат населению  на условиях, определенных федеральным  и региональным законодательством,  а также правовыми актами представительных  органов местного самоуправления;

*на осуществление отдельных  государственных полномочий, передаваемых  на другие уровни власти;

*на компенсацию дополнительных  расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной  власти и приводящих к увеличению  бюджетных расходов или уменьшению  бюджетных доходов.

В содержательном плане трансферты представляют собой бюджетные средства, предназначенные для обеспечения  обязательных выплат населению, в том  числе на пенсии, стипендии, другие социальные выплаты в соответствии с законодательными актами федерального, регионального и муниципального уровней.

К категории бюджетных расходов также относятся:

*бюджетные кредиты юридическим  лицам, включая налоговые кредиты,  отсрочки и рассрочки по уплате  налогов и других обязательных  платежей;

*субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

*инвестиции в уставные капиталы  юридических лиц;

*межбюджетные трансферты (т. е.  средства одного бюджета бюджетной  системы РФ, перечисляемые другому  бюджету бюджетной системы);

*кредиты иностранным государствам;

*кредиты и займы внутри страны  за счет государственных внешних  заимствований;

*средства на обслуживание долговых  обязательств, в том числе государственных  или муниципальных гарантий.

Информация о работе Бюджетное устройство России