Бюджетное устройство Российской Федерации и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование бюджетного устройства в Российской Федерации и основных направлений его совершенствования в среднесрочной перспективе.
Задачи курсовой работы: а) рассмотреть теоретические основы бюджетного устройства различных стран; б) рассмотреть принципы организации бюджетного устройства в РФ; в) обозначить основные проблемы и перспективы этого устройства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА 5
1.1. ПОНЯТИЕ И ТИПЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА 5
1.2. СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТА 9
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА 14
2.1. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 14
2.2. ПРИНЦИПЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ 18
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РФ 24
3.1. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 24
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ЛИТЕРАТУРА 43

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

В качестве примера можно  привести ситуацию в США. В 1983 году расходы  на здравоохранение в федеральном  бюджете составляли 1,5% всего бюджета. В то же время на уровне штатов и  местных бюджетов  эти расходы  составляли 8,8% и 8,4% соответственно [4, c.40]. В настоящее время в качестве национального приоритета провозглашена программа национального медицинского страхования, получившая название Obamacare (по имени президента, инициировавшего эту программу). Для людей с низкими доходами предусмотрены государственные субсидии. После признания Верховным судом США запускается маховик крупнейшей реформы сектора с годовым оборотом в $2,7 трлн (одна шестая американского ВВП). На американский федеральный бюджет повешены новые значимые расходные обязательства.

Еще более значимая нагрузка ассигнований на нужды здравоохранения предусмотрена в бюджете России на 2013 и 2014 годы [5]. В статье 9 Федерального закона предусмотрено финансовое обеспечение закупок диагностических средств и антивирусных препаратов, оборудования и расходных материалов, закупка и передача лекарственных препаратов в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований.

Когда говорят о бюджетном  федерализме, то речь, в первую очередь, идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализации. В идеале такая модель предполагает самостоятельность региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения деятельности государства.

Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем  доходных полномочий членов федерации  должен полностью соответствовать  объему расходных полномочий, закрепленному заданным уровнем государственной власти. Однако это может быть только теоретически, а на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. В результате возникает "вертикальный дисбаланс", или "вертикальный финансовый разрыв". Существует также и "горизонтальный финансовый дисбаланс", обусловленный неравномерным распределением доходной базы по различным регионам. Поэтому бюджетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем. На практике это находит отражение в структуре бюджета.

Структура бюджета необходима для формирования совокупных доходов  и расходов — удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей. Бюджет состоит из 2 частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета –  это часть бюджета, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц и иных доходах.

В процессе образования  доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства  части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют  существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем  они отличаются единством, так как преследуют одну цель - формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут  носить налоговый и неналоговый  характер. Основным источником налоговых  доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных  доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким  уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета –  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции  государства и местного самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели [7].

Структура бюджетной  системы служит для выравнивания и согласования в бюджетной системе. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной структуры через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды.

Дотация – это  денежная сумма, выделяемая из бюджета  вышестоящего уровня на безвозмездной  и безвозвратной основе, а ее использование не имеет целевого назначения.

Субвенция –  это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели. Субвенции имеют  строгое целевое назначение и  должны быть использованы в определенный срок.

Бюджетная ссуда – это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и возмездной основе.

Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на 2 части: бюджет развития и бюджет текущих  расходов. В бюджет развития включаются ассигнования на такие затраты, как капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ, капитальное строительство и т. п. В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы. Практическое значение этой классификации заключается в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Бюджет должен быть сбалансированным. Превышение расходной части над  доходной составляет дефицит бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением: даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты.

 

Глава 2. Принципы организации бюджетного устройства

2.1. Принципы бюджетной  системы РФ

Принципы бюджетной  системы РФ – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие функционирование этой системы  и в целом – бюджетных правоотношений. Принципы находят свое непосредственное выражение в нормах бюджетного права. Функционирование бюджетной системы РФ основано на следующих основополагающих принципах [3]:

1. Принцип единства  бюджетной системы означает единство  правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней. Этот принцип является основополагающим и закреплен в статье 29 Бюджетного Кодекса [7].

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы состоит в  закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности  всех бюджетов, который означает:

право законодательных органов государственной власти на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, источники доходов и направления расходов бюджетов;

наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня бюджетной системы;

законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов;

недопустимость изъятия  дополнительных доходов, полученных при  исполнении бюджетов;

недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней бюджетной  системы потерь в доходах и  дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения бюджетов.

4. Принцип полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов означает, что все доходы  и расходы бюджетов подлежат  отражению в бюджетах в обязательном  порядке и в полном объеме.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, внебюджетных фондов, уплате налогов и иных платежей в пределах текущего года.

5. Принцип сбалансированности  бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств состоит в  том, что при составлении и  исполнении бюджетов уполномоченные  органы и получатели бюджетных  средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип совокупного  покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

8. Принцип гласности  означает:

обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения или изменений бюджетов;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам бюджетов.

9. Принцип достоверности  бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств состоит в том, что  бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей на финансирование определенных целей.

***

В свою очередь исполнение бюджета в Российской Федерации  основано на следующих принципах [2]:

    • Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи – документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
    • Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.
    • Основные этапы санкционирования: составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета); утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей; утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей; принятие финансовых обязательств бюджетополучателями; подтверждение и выверка исполнения финансовых обязательств.

Процедура финансирования содержится в расходовании бюджетных средств.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов: до 5% решением  руководителя финансового  органа, от 5 до 10% – органа исполнительной власти, более 10% – законом или решением органа законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональное сокращение (секвестр) расходов.

Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению  представительным органом.

Важнейшая проблема исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и период, утвержденные бюджетом. Бюджетным кодексом России [7] определяются принципы исполнения бюджета в современных условиях.

1. Финансирование осуществляется  с единого счета бюджета (все  средства бюджетополучателей находятся  на едином счете) – принцип  единства кассы.

2. Учет финансирования  ведется в разрезе лицевых  счетов, открытых распорядителями и получателями бюджетных средств.

3. Планирование и исполнение  бюджета ведутся в разрезе  детальной бюджетной классификации  России – принцип прозрачности  бюджета.

4. Принятие бюджетными  учреждениями финансовых обязательств  по осуществлению расходов и платежей может быть лишь в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.

5. Осуществление регистрации  контрактов, проведение конкурсов  с поставленной задачей закупок  товаров, работ или услуг для  нужд бюджетных учреждений.

2.2. Принципы межбюджетных отношений в РФ

Принципы бюджетного устройства 1-3 провозглашают единство, разграничение и самостоятельность  бюджетов различных уровней, что  подразумевает построение межбюджетных отношений в бюджетной иерархии. Структура бюджетного устройства РФ отражает основы бюджетного федерализма, свойственного любому федеральному государству. Важно перечислить основные принципы бюджетного федерализма:

1. Самостоятельность  бюджетов разных уровней (закрепление  за каждым уровнем власти и  управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов).

Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации и перспективы его развития