Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:49, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование бюджетного устройства в Российской Федерации и основных направлений его совершенствования в среднесрочной перспективе.
Задачи курсовой работы: а) рассмотреть теоретические основы бюджетного устройства различных стран; б) рассмотреть принципы организации бюджетного устройства в РФ; в) обозначить основные проблемы и перспективы этого устройства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА 5
1.1. ПОНЯТИЕ И ТИПЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА 5
1.2. СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТА 9
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА 14
2.1. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 14
2.2. ПРИНЦИПЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ 18
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РФ 24
3.1. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 24
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ЛИТЕРАТУРА 43
2. Законодательное разграничение
бюджетной ответственности и
расходных полномочий между
3. Соответствие финансовых
ресурсов органов власти и
выполняемых ими функций (
4. Нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставление финансовой помощи.
5. Наличие специальных
процедур предотвращения и
Следовательно, возникают межбюджетные связи и взаимодействие налоговых систем. Этот процесс представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных уровней и структур государства, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов. Именно в рамках данной системы заключен процесс финансового обращения внутри самого государства, выражающийся в специфических финансовых кругооборотах бюджетных денежных ресурсов между их источниками (юридическими и физическими лицами), органами власти и субъектами присвоения ресурсов.
Межбюджетные отношения базируются на следующих принципах [9]:
- распределение и закрепление расходов и доходов бюджетов по уровням бюджетной системы;
- равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
- равенство всех бюджетов
во взаимоотношениях с
Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующих норм в федеральный закон о федеральном бюджете. В аналогичном порядке отдельные виды расходов бюджетов субъектов РФ могут передаваться из бюджета субъекта РФ местным бюджетам.
Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджет как доход в форме безвозмездных перечислений.
В течение финансового года органы законодательной, представительной и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не могут принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение доходов.
С целью реализации принципа равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом необходимо установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.
Вертикальное выравнивание – это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). На вышестоящий уровень накладываются обязательства: в случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы.
Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета.
Вертикальное выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным. Горизонтальное выравнивание – это пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором. Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета на решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы.
Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации имеет следующие формы:
- дотации или субвенции
на выравнивание уровня
- субвенции на финансирование отдельных целевых расходов.
Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, принимает на себя определенные обязательства.
Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ. Составление и исполнение бюджетов основано на приоритетном финансировании расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств.
Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.
Субвенции бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в том числе:
- расходов по федеральным
- расходов, передаваемых из бюджетов
других уровней бюджетной
- других целевых расходов.
Субъекты РФ привлекают целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления таких ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если бюджет субъекта РФ не получает финансовой помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых и бюджет субъекта РФ.
Уполномоченный орган
Ревизия бюджета субъекта РФ проводится контрольным органом Минфина и Счетной палатой РФ.
Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ местному бюджету может быть оказана в следующих формах:
- на выравнивание уровня
- субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;
- другие формы, предусмотренные
бюджетным законодательством
Проблемы бюджетной системы РФ можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысить управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизировать структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов.
Вторая группа проблем действующего бюджетного устройства – собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом – именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.
Неравномерность развития различных частей единого государства характерна для всех стран мира как в силу объективных естественно-природных условий, так и в результате хозяйственной деятельности человека. Это часто является причиной недовольства населения и элит как «богатых», так и «бедных» регионов, повышает уровень социальной напряженности в стране и вызывает различного рода конфликты, вплоть до вооруженных. Поэтому проблема ликвидации или, по крайней мере, уменьшения неравномерности в уровне социально-экономического развития регионов относится к числу сложнейших макроэкономических задач и важнейших внутриполитических целей практически любого государства.
В современной России
по-прежнему весьма контрастны по уровню
экономического развития и условиям
жизни населения центр и
по уровню урбанизированности
территории - от нулевого (100% сельского
населения в Усть-Ордынском
по площади территории - в 388 раз - между республиками Саха и Северная Осетия - Алания
по численности населения - в 454 раза - между Москвой и Эвенкийским автономным округом (в 1996 г. эти же субъекты различались в 434 раза).
Модель бюджетного федерализма в России имеет в своей основе механизм автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти, базирующийся на:
законодательно закрепленных расходных полномочиях разных уровней государственной власти;
правовом разграничении доходных, прежде всего, налоговых полномочий;
- функционировании механизма финансового выравнивания.
Исходя из соотношения
принципов централизма и
Следствием нарушения процедуры оптимальной организации взаимосвязей в бюджетной системе современной России является феномен асимметрии социально-экономического развития субъектов Федерации. В результате возникает необходимость в механизме «финансового выравнивания», понятие которого наряду с бюджетным федерализмом не имеет однозначного толкования. В широком смысле слова оно предполагает обеспечение каждого уровня власти финансовыми ресурсами, достаточными для осуществления присущих ему функций. В этом случае механизм финансового выравнивания представляет собой распределение расходных и доходных полномочий по вертикали бюджетной системы, а также корректировку первоначального налогового распределения.
В основе механизма реализации межбюджетных отношений в России лежат два основных инструмента: разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы и межбюджетное регулирование. Правовая основа разграничения расходных полномочий обусловлена закреплением полномочий на постоянной основе федеральным законодательством, а также передачей полномочий отдельными нормативными актами.
Система же межбюджетного
регулирования – более
Второй механизм предусматривает
закрепление налогов или
Реализация положений муниципальной реформы, диктующих необходимость постоянного, масштабного осуществления с уровня субъекта РФ функций финансового выравнивания в отношении большого числа экономически крайне разнородных поселенческих муниципальных образований осложняет решение задачи устойчивого функционирования межбюджетных отношений на субрегиональном уровне.
Следует отметить, что
во многих субъектах Федерации в
настоящее время формально
Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации и перспективы его развития