Бюджетное устройство Российской Федерации и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование бюджетного устройства в Российской Федерации и основных направлений его совершенствования в среднесрочной перспективе.
Задачи курсовой работы: а) рассмотреть теоретические основы бюджетного устройства различных стран; б) рассмотреть принципы организации бюджетного устройства в РФ; в) обозначить основные проблемы и перспективы этого устройства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА 5
1.1. ПОНЯТИЕ И ТИПЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА 5
1.2. СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТА 9
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА 14
2.1. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 14
2.2. ПРИНЦИПЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ 18
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РФ 24
3.1. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 24
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ЛИТЕРАТУРА 43

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Тверской государственный  университет

(ГОБУВПО ТвГУ)

 

Кафедра экономической  теории

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по финансам

 

Тема: «Бюджетное устройство РФ и перспективы его развития»

 

 

 

Автор: Скаковская Екатерина  Вадимовна

Экономический факультет, 2 курс

специальность экономика, 23 группа

 

Научный руководитель:

доцент кафедры финансов

Гуляева О.С.

 

 

 

 

 

 

Тверь 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный бюджет выступает характерным явлением всех стран с рыночной экономикой. Будучи объективным явлением, он представляет собой экономическую науку, изучающую важнейшую составную часть финансово-экономической жизнедеятельности общества. Сознательное управление последней предполагает необходимость изучения бюджетной системы.

При рыночной экономике  защита граждан и общества, обеспечение  правопорядка приобретают специфическую  форму государственного товара. Отсюда поиск, формирование и расходование денежных ресурсов — объективная, главная  и первоочередная сфера жизнедеятельности любого экономического субъекта: индивида, коллектива и государства.

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных  условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы живущего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование  бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Процесс преобразования бюджетной системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. От успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Изучение бюджетной  системы, теоретических и законодательных  основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящей  работы является исследование бюджетного устройства в Российской Федерации и основных направлений его совершенствования в среднесрочной перспективе.

Задачи курсовой работы: а) рассмотреть теоретические основы бюджетного устройства различных стран; б) рассмотреть принципы организации бюджетного устройства в РФ;  в) обозначить основные проблемы и перспективы этого устройства.

Поставленные задачи обусловили структуру работы. В 1 главе рассмотрены типы и структуры бюджетного устройства различных стран, показана их зависимость от государственного устройства. Во 2 главе рассмотрены принципы устройства бюджетной системы РФ, отраженные в Бюджетном кодексе, а также межбюджетные отношения, составляющие основу бюджетного федерализма РФ. Наконец, в 3 главе была дана попытка обозначить основные проблемы бюджетного устройства РФ, среднесрочные и долгосрочные перспективы его развития.

Для исследования данной темы мне понадобились материалы отечественных и зарубежных авторов, таких как: Г.Б Поляк [1], О.В. Врублевская, М.В. Романовский [2], Масгрейв Ричард А., Масгрейв Пегги Б. [4], Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. [10] и прочие источники, указанные в разделе Литература.

 

Глава 1. Теоретические основы

1.1. Понятие и типы  бюджетного устройства

Бюджет (англ. budget, денежная сумка) – это составленный план доходов и расходов на определенный срок. Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной  стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года [3].

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для  содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Бюджет выполняет следующие  задачи [1]:

    • перераспределение ВВП;
    • государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной

политики государства;

    • контроль за образованием и использованием централизованных фондов

денежных средств.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетное устройство включает три важных характеристики [2]:

структуру бюджетной  системы;

организационные принципы построения бюджетной системы;

взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе.

Тип бюджетного устройства определяется типом государственного устройства. Определяющую для бюджета роль играют два основных типа государственного устройства – унитарное и федеративное.

Унитарное государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. В унитарных государствах бюджетная система представлена двумя уровнями: государственным бюджетом и местными бюджетами. При этом местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Например, бюджетная система Японии имеет государственный бюджет, бюджеты 47 префектур и 3255 муниципалитетов; во Франции бюджетная система состоит из центрального бюджета и бюджетов 95 департаментов и около 38 тысяч коммун.

В унитарном государстве  главную роль играет государственный  бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. В современных условиях значение государственного бюджета возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие, как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций.

Федеративное  государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: федеральный бюджет (бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штаты, земли, провинции и т.п.); местные бюджеты. В условиях федерации местные бюджеты не включаются в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не включаются в федеральный бюджет. По федеративному принципу устроено множество государств – таких как Россия, США, ФРГ и другие.

Существуют две основные модели бюджетного федерализма: децентрализованная и кооперативная.

Особенностями децентрализованной модели (Канада, США, Великобритания, Япония) являются следующие:

1) региональные власти получают  высокую степень финансовой самостоятельности; 

2) финансовым обеспечением независимости  и самостоятельности является  право регионов (штатов и т.п.) устанавливать собственные налоги или определять порядок налогообложения;

3) четкое разделение и закрепление  соответствующих налогов и доходов  за каждым уровнем бюджетной  системы. Как правило, налоговыми  источниками центрального бюджета  являются подоходные налоги физических и юридических лиц, таможенное налогообложение. Налоговыми источниками региональных и местных бюджетов выступают налоги на товары и услуги, имущество, земельные участки (второстепенные налоги);

4) центральное правительство не  контролирует бюджетную политику региональных органов и безразлично относится к проблеме горизонтальных дисбалансов;

5) система бюджетного выравнивания  развита слабо. Как правило,  федеральные средства предоставляются  в виде целевых перечислений  на финансирование конкретных  программ;

6) центральное правительство снимает с себя ответственность по долгам региональных правительств и не отвечает за дефицит их бюджетов. Региональные правительства самостоятельно изыскивают средства для погашения дефицита бюджета.

 

Кооперативная модель бюджетного федерализма получила в настоящее время более широкое распространение в мировой практике. Она существует в большинстве европейских стран и характеризуется следующими основными чертами:

1) широким участием  региональных властей в перераспределении  национального дохода;

2) наличием собственных  и регулирующих налогов и доходов  для каждого уровня бюджетной  системы; 

3) введением местных  ставок к федеральным у территориальным  налогам; 

4) повышенной ответственностью  центра за состояние региональных  финансов (дефицит бюджета, наличие долга);

5) ограничение самостоятельности  региональных властей в вопросах  внешних заимствований. Как правило,  внешними заимствованиями могут  заниматься только органы федеральной  власти, тогда как региональные  власти – внутренними заимствованиями;

6) наличие развитого  механизма перераспределения финансовых  средств между уровнями бюджетной  системы через субсидии, дотации,  субвенции и т.п.

Кооперативная модель, как  правило, используется там, где существуют весьма значительные различия в уровнях бюджетной обеспеченности разных регионов. Поэтому именно для кооперативной модели большое важность приобретает вертикальное выравнивание за счет дотаций, субсидий, субвенций. Широко используется при этом деление всех доходов на собственные и регулирующие.

1.2. Структура бюджетной  системы и структура бюджета

Как уже говорилось, бюджетная  система и ее структура отражает государственное устройство – унитарное  или федеративное. Так, например, структура  бюджетной системы РФ строится по трехуровневому принципу, характерному для федеративных государств. Согласно статье 10 главы 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации структура она организована следующим образом [7]:

1 (высший) уровень: федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации;

2 уровень: бюджеты  субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

3 уровень: местные  бюджеты, в том числе:

    • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • бюджеты городских и сельских поселений.

Степень распределения  бюджета между федеральным и  региональными бюджетами у государственных  федеративных образований различается  и меняется со временем. Если в начале XX столетия основная сумма средств была сосредоточена в местных бюджетах, второе место занимали бюджеты членов федерации и лишь потом – федеральный бюджет, то в настоящее пора ситуация коренным образом изменилась. Сегодня большая часть средств сосредоточена в федеральных бюджетах, что обусловлено все возрастающей ролью государства, расширением его экономических функций и необходимостью концентрации ресурсов в руках государства с тем, чтобы более действенно использовать их по приоритетным направлениям.

Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации и перспективы его развития