Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 17:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, источников его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие, сущность и причины возникновения бюджетного дефицита . . . . . . 4
2. Виды бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3. Источники финансирования дефицита бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
4. Регулирование бюджетного дефицита в России и зарубежных странах . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
• разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
• разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации.
Остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме, определяемом правовым актом представительного органа муниципального образования, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.
Источники внутреннего финансирования
дефицита федерального бюджета в
отличие от источников внешнего финансирования
(которые все-таки по мере погашения
основного долга имеют
Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана с тем, что Правительство Российской Федерации постоянно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг с различными сроками погашения.
Внешние источники финансирования
бюджетного дефицита обеспечивают поступление
иностранной валюты в бюджет на финансирование
текущих расходов и импортных
закупок. Улучшению структуры внешних
заимствований в значительной степени
способствует получение кредитов от
ведущих международных
Дефицит федерального бюджета в 2010 году составил на уровне 5,3% ВВП (2 371,9 млрд. рублей). В 2011-2013 годах объем дефицита бюджета будет постепенно сокращен: до 3,6% ВВП (1 814,0 млрд. рублей) – в 2011 году, 3,1% ВВП (1 734,4 млрд. рублей) – в 2012 году и 2,9% ВВП (1 795,7 млрд. рублей) – в 2013 году5.
В 2011 году дефицит федерального бюджета будет на 16,0% (289,4 млрд. рублей) финансироваться за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, на 16,4% за счет поступлений от приватизации федеральной собственности (298,0 млрд. рублей) и на 67,6% (1 226,6 млрд. рублей) – за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, из которых 65,1% (1 180,9 млрд. рублей) составляют внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета и 2,5% (1,5 млрд. долл. США) – внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета).
В 2012 году дефицит федерального
бюджета будет финансироваться
на 0,4% за счет использования средств
Фонда национального
В 2013 году дефицит будет на 0,6% финансироваться за счет использования средств Фонда национального благосостояния (10,0 млрд. рублей), на 17,2% - за счет поступлений от приватизации федеральной собственности (309,4 млрд. рублей), на 82,2% (1 476,3 млрд. рублей) - за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, из них на 77,6% (1 392,8 млрд. рублей) - за счет внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета, на 4,6% (2,7 млрд. долл. США) - за счет внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.
«Чистое» привлечение денежных средств на внутреннем и мировом финансовых рынках в течение 2011-2013 гг. составит 4 721,4 млрд. рублей, в том числе: в 2011 году – 1 432,9 млрд. рублей, в 2012 году – 1 651,8 млрд. рублей и в 2013 году – 1 636,7 млрд. рублей.
Низкий уровень
4. Регулирование бюджетного дефицита в России и зарубежных странах
Государственные бюджеты
западных стран с развитой рыночной
экономикой продолжают оставаться хронически
дефицитными. Однако в условиях относительно
устойчивого экономического положения,
динамично развивающейся
В бюджетной политике разных стран сейчас можно обнаружить две модели. Развитые страны упорно снижают свои бюджетные дефициты в основном за счет экономии государственных средств, а в редких, кризисных случаях (Греция, Португалия, Испания) — и за счет аккуратного повышения налогов. Наоборот, страны, получающие сверхдоходы от высокой цены нефти, резко увеличивают бюджетные траты — в основном социальные и расходы на инфраструктуру.
У России оказался свой путь — между первыми и вторыми. Во-первых, растет бюджетный дефицит и особенно — бюджетные обязательства будущих лет, ведущие к росту расходов. Но пока дефицит низок, как и госдолг, рынки не требуют от России никаких чрезвычайных мер по сокращению дефицита. Тем не менее правительство обсуждает повышение с 2013 года страховых взносов с оплаты труда до 34%. Роста дефицита, однако, это не остановит.
Таблица. Бюджетный дефицит, в % ВВП6
2009 |
2010 |
2011* |
2012* | |
Мир |
6,7 |
5,5 |
4,6 |
3,8 |
Развитые страны |
8,8 |
7,5 |
6,7 |
5,4 |
США |
12,8 |
10,3 |
9,6 |
7,9 |
Еврозона |
6,4 |
6,1 |
4,2 |
3,2 |
Германия |
3,1 |
3,3 |
1,7 |
1,3 |
Великобритания |
10,3 |
10,2 |
8,5 |
7 |
Япония |
10,3 |
9,2 |
10,3 |
9,1 |
Развивающиеся страны |
4,8 |
3,7 |
2,6 |
2,3 |
Китай |
3,1 |
2,3 |
1,6 |
0,8 |
Индия |
9,7 |
8,8 |
8 |
7,6 |
Россия |
6,3 |
3,5 |
1,1 |
2,1 |
Латинская Америка |
3,6 |
2,9 |
2,3 |
2,2 |
Экспортеры нефти |
3,1 |
0,8 |
-0,8 |
-0,4 |
* - Прогноз
«+» - дефицит, «-» - профицит
Из опубликованного бюджетного монитора Международного Валютного Фонда видно, что и развитые, и развивающиеся страны сокращают бюджетные дефициты. Россия из приведенной таблицы, едва ли не единственная из входящих в мониторинг фонда страна, у которой в 2012 году дефицит не уменьшится, а вырастет (небольшой рост ожидается еще в Бразилии). Образец фискальной дисциплины — Германия.
Некоторые страны предпринимают
не только попытки сбить текущий
дефицит, но и устанавливают правила,
которые не позволят правительствам
нерасчетливо тратить в будущем.
Так, введение бюджетных правил анонсировано
в Испании, причем они будут применяться
и к центральному правительству,
и к муниципалитетам. Ирландия учредила
независимый Консультативный
В целях снижения уровня бюджетного дефицита правительство Великобритании реализует ряд мер, среди которых первоочередными являются:
- пересмотр и сокращение объема государственных расходов по каждому министерству в целях существенного снижения общего объема государственных расходов и жестокого контроля за распределением государственных финансов. В рамках этих мер в течение следующих четырех лет минимум на 25% будут сокращены расходы бюджетов по отдельным ведомствам. При этом, по данным Казначейства Великобритании, максимальное сокращение расходов по каждому министерству планируется не более чем на 30%, а избежать сокращения своих бюджетов смогут лишь министерство обороны и министерство здравоохранения;
- активное привлечение
к оценке состояния
- сокращение текущих расходов на 30 млрд. фунтов стерлингов в год к 2014-2015 гг.;
- увеличение с 04.01.2011 ставки
НДС по основной группе
- повышение ставки налога
на страховую премию, уплачиваемую
страховыми компаниями и
Борясь с бюджетным
дефицитом, страны стараются не забывать
об экономическом росте. Так, бывшая
еще десятилетие назад образцом
для российских лидеров Португалия
понижает ставки налогов, уплачиваемых
с зарплаты. А чтобы бюджет не
понес потерь, повышает НДС. Ожидаемый
эффект: снижение экспортных цен благодаря
уменьшению трудовых издержек (при
экспорте НДС не уплачивается) и
рост цен на импорт. Такая налоговая
настройка — неплохой заменитель
девальвации в условиях, когда
страна не может понизить курс своей
валюты, повышая тем самым
Совсем другая история с бюджетами стран, добывающих нефть (28 государств, включая Россию). По расчетам US Energy Department, только страны ОПЕК получат в этом году более $1 трлн. нефтедолларов (среднегодовая цена превысит $100/баррель). Сырьевые доходы всех 28 стран могут достичь 30% не нефтяного ВВП, подсчитал МВФ. Столько же получили эти страны в 2007-м, а чуть больше — лишь в рекордном 2008-м, когда цена нефти чуть не достигла $150 за баррель. Соответственно, у этих стран ухудшается бюджетный баланс (доходы бюджета без учета нефтяных в отношении к не нефтяному ВВП). За 2007-2011 годы этот показатель, по расчетам МВФ, вырастет примерно с 18% до 25%. Нефтедобытчики в целом впервые с 2008-го сведут свои бюджеты с небольшим профицитом, прогнозирует МВФ. Но он будет раз в 5 ниже профицита того года — это означает, что у нефтяных стран сейчас меньше «подушка безопасности» на случай удешевления нефти.
Вера в устойчивый рост
цены нефти позволила добывающим
странам резко увеличить
Страны Персидского залива много тратят на жилищное строительство. В конечном счете, все эти расходы выливаются в рост потребительского спроса — так, General Motors говорит о полуторакратном росте продаж в Саудовской Аравии. Но есть и более утонченные примеры: страны Залива наращивают финансирование университетов, а Нигерия учредила стабилизационный фонд, фонд будущих поколений и инфраструктурный фонд.