Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 17:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, источников его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие, сущность и причины возникновения бюджетного дефицита . . . . . . 4
2. Виды бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3. Источники финансирования дефицита бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
4. Регулирование бюджетного дефицита в России и зарубежных странах . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
На этом фоне происходящее с бюджетной политикой в России четко показывает ее вечное промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. Вроде бы бюджетный дефицит некритичный — всего 0,7 трлн. рублей при расходах 12,7 трлн. По сравнению с летними расчетами доходы выросли на 1,2 трлн., а расходы — на 0,4 трлн. Но этот дефицит — явное ухудшение бюджетной ситуации на фоне более чем вероятного исполнения бюджета с профицитом в этом году (профицит за январь-август – 2,3% ВВП). И для дефицита нет никаких поводов: правительство ожидает, что нефть и дальше будет стоить около $100.
Текущая бюджетная ситуация России очень хороша. Плохо другое — правительство четко встало на путь бесконечного наращивания расходов. Предполагается очень много трат: 20-триллионная программа по закупке вооружений, 5,5-триллионная программа по развитию Северного Кавказа с госгарантиями частным инвесторам, строящим на опасной территории курорт. И главная проблема, конечно, — неустойчивость пенсионной системы. Не дожидаясь обсуждения пенсионной реформы, правительство решило вернуть 34%-ную ставку взносов.
В бюджетном послании Президента РФ Д.А. Медведева от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах» говориться следующее:
«В отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывающих» из нее инвестиционные ресурсы.
При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие «подушку безопасности» в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008-2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике. В этот период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.
Исходя, из этого необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям.
… Второе. Следует закрепить, начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.
При формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить - в рамках переходного периода - создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.
Третье. На 2012-2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов.
В 2012 году необходимо подготовить
комплексные предложения по развитию
пенсионной системы и системы
обязательного социального
Четвертое. Российская налоговая
система должна отвечать современным
вызовам в условиях глобализации
экономики, обеспечивать справедливое
налогообложение доходов
Требуется повысить роль налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной и табачной отраслях. Одновременно необходимо принять решения для ускоренного введения налога на недвижимость и расширения патентной системы налогообложения малого предпринимательства…»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам курсовой работы
можно сделать следующие
1. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. Объем бюджетного дефицита зависит от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться иначе, как в контексте макроэкономического развития и экономической политики государства в сфере доходов и расходов государственного бюджета.
2. Бюджетный дефицит сам по себе не является катастрофическим явлениями, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.
3. Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев: по характеру возникновения, по продолжительности, по обслуживанию государственного долга. Также в мировой практике различают: циклический, структурный, операционный, первичный, квазифискальный.
4. Бюджетным законодательством
РФ установлены четкие
5. В настоящее время в бюджетной политике разных стран сейчас можно обнаружить две модели. Развитые страны упорно снижают свои бюджетные дефициты в основном за счет экономии государственных средств и за счет аккуратного повышения налогов. Наоборот, страны, получающие сверхдоходы от высокой цены нефти, резко увеличивают бюджетные траты — в основном социальные и расходы на инфраструктуру. У России оказался свой путь — между первыми и вторыми. Во-первых, растет бюджетный дефицит и особенно — бюджетные обязательства будущих лет, ведущие к росту расходов. Тем не менее правительство обсуждает повышение с 2013 года страховых взносов с оплаты труда до 34%.
Список используемой литературы
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ//СЗ РФ от 01.03.2011 г. Ст. 6
2 www.wikipedia.ru
3 Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 628 с.
4 Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 628 с.
5 www.minfin.ru
6 www.forbes.ru
7 Минаев С. Оброком по Европам // Коммерснантъ Власть. 2010. № 27 (880)