Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:45, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучить бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
• дать понятие бюджетного дефицита,
• изучить виды бюджетного дефицита,
• определить способы финансирования дефицита,
• проанализировать динамику трансформации дефицита бюджета,
• определить основные направления повышения эффективности бюджетной политики в области дефицита.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита
1.1 Понятие бюджетного дефицита
1.2 Виды бюджетного дефицита
1.3 Способы финансирования дефицита
1.4 Государственный долг
Глава 2. Анализ государственной бюджетной системы
2.1 Динамика трансформации дефицита федерального бюджета в профицит
2.2 Основные направления повышения эффективности бюджетной политики в области дефицита
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КР бюджетный дефицит.docx

— 341.14 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 2. Динамика экспорта машин и оборудования из России (в % к предыдущему году)

 

В четвертых, влияние мировой  экономики.

Америка и Китай в последние  годы вносят наиболее весомый вклад  в обеспечение высоких темпов экономического роста в мире: США  – в силу масштаба экономики, Китай  – высоких темпов развития. Когда  их экономики замедляются, с этим приходится считаться всему миру.

Не слишком благоприятно обстоят дела и в других крупнейших мировых экономиках. В январе широко обсуждается вопрос о том, окажется ли в 2008 году в состоянии рецессии Япония. В странах Евросоюза возможности  продолжать экономический рост темпами, превышающими 3%, характерными для 2006–2007 годов, ограничиваются влиянием укрепления курса евро по отношению к доллару, осложняющим экспорт из еврозоны, и высокой (по европейским стандартам) инфляцией, не позволяющей снизить  базовую процентную ставку для ускорения  роста экономики. Индия в меньшей  степени, чем Китай и Евросоюз, зависит от мировой конъюнктуры. Но и здесь прогнозируется замедление темпов экономического роста (в 2008 году по отношению к 2006 году – на 1%).

Российская экономика  сильнее, чем экономики других стран  СНГ, зависит от мировой конъюнктуры (см. рис. 3). Когда в 1997–1998 годах страна столкнулась с кризисом на развивающихся  рынках, начавшийся в 1997 году экономический  рост сменился падением. В 2001 году американская экономика оказалась в состоянии  рецессии. Российская отреагировала  на это сильно: темпы роста ВВП  в 2001 году упали по сравнению с 2000 годом на 4,9 п.п., а в 2002 году – более чем на 5 п.п. Понять причины, почему колебания мировой конъюнктуры влияют на Россию сильнее, чем на мир в целом, нетрудно. 80% экспорта нашей страны – это нефть, нефтепродукты, газ и металлы (см. рис. 3). Цены на эти товары чувствительны к изменениям темпов роста глобальной экономики.

 

Рисунок 3. Темпы прироста мирового ВВП, ВВП России и стран  СНГ без России, 1996–2007 гг. (в % к  предыдущему году)

 

В пятых, снижение государственного долга.

Проведем анализ долга. Пристальное  внимание именно к этой статье государственных  расходов федерального бюджета связано, прежде всего, с тем, что именно упразднение  данной статьи повлияло на переход  от дефицита к профициту федерального бюджета РФ. В связи с этим рассмотрим динамику расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997 по 2004гг.

 

Таблица 3.

Динамика расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997 по 2004гг

показатели

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Расходы на обслуживание гос. долга  в млрд. руб.

41,4

148,7

162,9

257,9

231,1

229,6

220,9

301,2

Расходы на обслуживание гос. долга  в %

1,8

5,7

3,4

3,5

2,6

2,1

1,7

2


 

На основании данных таблицы 3, построим диаграмму 3.

 

Диаграмма 3.

 

 

На основании данных таблицы 3 и диаграммы 3, проанализируем динамику расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997г по 2004г.

Анализ расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга и дефицит (профицит) за период, показал, что наибольшие затраты по государственному долгу были в 2000г. – 257,9 млрд. руб., в 2004г. – 301,17 млрд. руб. В 2000г. увеличение затрат по гос. долгу связано с выплатой внешнего долга на сумму 13 млрд. руб.

Увеличение расходов в 2004г. по государственному долгу связано с увеличением объема внутреннего долга. Объем государственного внутреннего долга на 1 апреля 2004 г. составил 723457,6 млн. руб. Увеличение его за I квартал 2004 г. составило 41440,1 млн. руб. и сложилось по следующим видам государственных долговых обязательств: облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД) +48379,2 млн. руб., целевые вклады и чеки на автомобили -137,3 млн. руб., государственный внутренний выигрышный заем 1992 г. -1,8 млн. руб., задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в казначейский вексель, -2,1 млн. руб., государственные краткосрочные облигации (ГКО) +3960,0 млн. руб., облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) -265,2 млн. руб., облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) -10492,7 млн. руб10.

 

 

Таблица 4.

Взаимосвязь расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997 по 2004гг. и трансформации дефицита федерального бюджета в профицит

годы

Расходы на обслуживание гос. долга в %

Динамика процентного отношения  дефицита / профицита к объему ВВП

1997

1,8

4,0

1998

5,7

5,6

1999

3,4

1,3

2000

3,5

1,1

2001

2,6

2,7

2002

2,1

1,3

2003

1,7

1,6

2004

2

3,9


 

На основании таблицы 4 построим диаграмму 4.

 

Диаграмма 4.

 

Итак, анализируя данные диаграммы 4. можно сделать вывод, что повышение объема расходов на государственный долг влечет повышение динамики процентного отношения дефицита к профициту к объему ВВП и, следовательно, наоборот, при снижении расходов по государственному долгу происходит снижение динамики процентного отношения дефицита к профициту к объему ВВП.

Тем самым если выплата  основной части государственного долга (его погашение) относится не к  категории "расходов" (в отличие от выплаты процентов), а к платежам из "источников покрытия дефицита". То наличие профицита, показывает лишь то, что необходимые суммы займов меньше сумм погашения долга.

В связи с проведенным  анализом динамики расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997 по 2004гг. и трансформации дефицита федерального бюджета в профицит, можно сделать вывод о том, что появление профицита федерального бюджета в полной мере зависит от динамики расходов на обслуживание государственного долга. Следовательно повышение объема расходов на государственный долг влечет повышение динамики процентного отношения дефицита к профициту к объему ВВП и, следовательно, наоборот, при снижении расходов по гос. долгу происходит снижение динамики процентного отношения дефицита к профициту к объему ВВП.

2.2 Основные направления  повышения эффективности бюджетной  политики в области дефицита

 

Основными направлениями  повышения эффективности бюджетной  политики в области дефицита (профицита):

- снижение долговой нагрузки, которая позволила существенно  сократить долю государственного  долга в ВВП;

- дальнейший рост профицита,  который привел к формированию значительного финансового резерва, что дает возможность проведения активной инвестиционной политики и позволит в будущем увеличить непроцентные расходы.

В связи с этим, основными  задачами правительства являются поддержание высоких темпов экономического роста и борьба с бедностью. Именно бюджетная политика государства, как наиболее значительная составляющая экономической политики правительства, должна быть направлена на выполнение данных задач.

 

 

Заключение

 

Итак, давайте  подведем итог проделанной работы. Во-первых, нужно оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным:

1. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

2. Дефициты  возникают в результате чрезвычайных  обстоятельств (войны, крупные  стихийные бедствия и т.п.), когда  обычных резервов становится  недостаточно и приходится прибегать  к источникам особого рода.

3. Дефицит  может отражать кризисные явления  в экономике, ее развал, неэффективность  финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. В этом случае он — явление  чрезвычайно тревожное, требующее  принятия не только срочных  и действенных экономических  мер, но и соответствующих политических  решений.

Отсюда  вытекает, что бюджетный дефицит  — это финансовое явление, не обязательно  относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Его не следует  излишне драматизировать, ибо в  долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма  полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжелым  бременем на экономику страны, на плечи  налогоплательщиков, сопровождаться сокращением  социальных программ. Положение считается  контролируемым при государственном  долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном  дефиците не более 2—3%.

Основными методами покрытия бюджетных дефицитов  служат выпуск государственных займов и эмиссия кредитных денег. В  целях сбалансированности бюджетов правительства могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр  заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение  оставшегося времени текущего финансового  года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Среди конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует назвать такие  меры, которые, с одной стороны, стимулировали  бы приток денежных средств в бюджетный  фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов, а именно:

• изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью повышения эффективности производства;

• более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих экономический рост;

• резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования;

• снижение военных расходов;

• сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ, мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

• запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.

 

 

Список литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с изм. от 09.02.2009) //Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823
  2. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" от 13.11.1992г. № 3877-1// "Российская газета", N 279, 29.12.1992
  3. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год" от 19.12.2006г. № 238-ФЗ //Российская газета от 22.12.2006г. № 4255
  4. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. /Госкомстат России. - М., 2004. - 389с.
  5. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. /Госкомстат России. - М., 2008. – 360с.
  6. Бюджетная система России. /Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 500с.
  7. Бюджетная система Российской Федерации. /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2000. – 615 с.
  8. Бюджетный процесс в Российской Федерации. /Под ред. Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. - М.: "Перспектива": ИНФРА-М, 1998. – 312с.
  9. Государственные и муниципальные финансы. /Под ред. Бабич А.М., Павлова Л.Н. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 653с.
  10. Костюк В.Н. Макроэкономика. М., 2005. – 235с.
  11. Курс экономической теории. /Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров: Издательство "АСА", 2000. – 278с.
  12. Общая теория финансов. /Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 345с.
  13. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., Финансы и статистика, 2005. – 412с.
  14. Финансы. /Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 486с.
  15. Финансы. /Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 359с.
  16. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации (http://www.minfin.ru)

 

1 Бюджетная система России. /Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – с. 149

2 Бюджетная система Российской Федерации. /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2000. – с. 115

3 Костюк В.Н. Макроэкономика. М., 2005. - с 35.

4 Бюджетный процесс в Российской Федерации. /Под ред. Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. - М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 1998. – с. 161.

5 Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" от 13.11.1992г. № 3877-1// "Российская газета", N 279, 29.12.1992

6 Финансы. /Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 247

7 Бюджетная система России. /Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – с.116

8 Российский статистический ежегодник: Стат.сб. /Госкомстат России. - М., 2008. – с. 140

9 Российский статистический ежегодник: Стат.сб. /Госкомстат России. - М., 2004. - с. 112

10 Российский статистический ежегодник: Стат.сб. /Госкомстат России. - М., 2004. -  с.171


Информация о работе Бюджетный дефицит