Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:45, контрольная работа
Цель работы: изучить бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
• дать понятие бюджетного дефицита,
• изучить виды бюджетного дефицита,
• определить способы финансирования дефицита,
• проанализировать динамику трансформации дефицита бюджета,
• определить основные направления повышения эффективности бюджетной политики в области дефицита.
Введение
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита
1.1 Понятие бюджетного дефицита
1.2 Виды бюджетного дефицита
1.3 Способы финансирования дефицита
1.4 Государственный долг
Глава 2. Анализ государственной бюджетной системы
2.1 Динамика трансформации дефицита федерального бюджета в профицит
2.2 Основные направления повышения эффективности бюджетной политики в области дефицита
Заключение
Список литературы
Рисунок 2. Динамика экспорта машин и оборудования из России (в % к предыдущему году)
В четвертых, влияние мировой экономики.
Америка и Китай в последние годы вносят наиболее весомый вклад в обеспечение высоких темпов экономического роста в мире: США – в силу масштаба экономики, Китай – высоких темпов развития. Когда их экономики замедляются, с этим приходится считаться всему миру.
Не слишком благоприятно
обстоят дела и в других крупнейших
мировых экономиках. В январе широко
обсуждается вопрос о том, окажется
ли в 2008 году в состоянии рецессии
Япония. В странах Евросоюза
Российская экономика
сильнее, чем экономики других стран
СНГ, зависит от мировой конъюнктуры
(см. рис. 3). Когда в 1997–1998 годах страна
столкнулась с кризисом на развивающихся
рынках, начавшийся в 1997 году экономический
рост сменился падением. В 2001 году американская
экономика оказалась в
Рисунок 3. Темпы прироста мирового ВВП, ВВП России и стран СНГ без России, 1996–2007 гг. (в % к предыдущему году)
В пятых, снижение государственного долга.
Проведем анализ долга. Пристальное внимание именно к этой статье государственных расходов федерального бюджета связано, прежде всего, с тем, что именно упразднение данной статьи повлияло на переход от дефицита к профициту федерального бюджета РФ. В связи с этим рассмотрим динамику расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997 по 2004гг.
Таблица 3.
Динамика расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997 по 2004гг
показатели |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Расходы на обслуживание гос. долга в млрд. руб. |
41,4 |
148,7 |
162,9 |
257,9 |
231,1 |
229,6 |
220,9 |
301,2 |
Расходы на обслуживание гос. долга в % |
1,8 |
5,7 |
3,4 |
3,5 |
2,6 |
2,1 |
1,7 |
2 |
На основании данных таблицы 3, построим диаграмму 3.
Диаграмма 3.
На основании данных таблицы 3 и диаграммы 3, проанализируем динамику расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997г по 2004г.
Анализ расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга и дефицит (профицит) за период, показал, что наибольшие затраты по государственному долгу были в 2000г. – 257,9 млрд. руб., в 2004г. – 301,17 млрд. руб. В 2000г. увеличение затрат по гос. долгу связано с выплатой внешнего долга на сумму 13 млрд. руб.
Увеличение расходов в 2004г. по государственному долгу связано с увеличением объема внутреннего долга. Объем государственного внутреннего долга на 1 апреля 2004 г. составил 723457,6 млн. руб. Увеличение его за I квартал 2004 г. составило 41440,1 млн. руб. и сложилось по следующим видам государственных долговых обязательств: облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД) +48379,2 млн. руб., целевые вклады и чеки на автомобили -137,3 млн. руб., государственный внутренний выигрышный заем 1992 г. -1,8 млн. руб., задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в казначейский вексель, -2,1 млн. руб., государственные краткосрочные облигации (ГКО) +3960,0 млн. руб., облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) -265,2 млн. руб., облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) -10492,7 млн. руб10.
Таблица 4.
Взаимосвязь расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997 по 2004гг. и трансформации дефицита федерального бюджета в профицит
годы |
Расходы на обслуживание гос. долга в % |
Динамика процентного |
1997 |
1,8 |
4,0 |
1998 |
5,7 |
5,6 |
1999 |
3,4 |
1,3 |
2000 |
3,5 |
1,1 |
2001 |
2,6 |
2,7 |
2002 |
2,1 |
1,3 |
2003 |
1,7 |
1,6 |
2004 |
2 |
3,9 |
На основании таблицы 4 построим диаграмму 4.
Диаграмма 4.
Итак, анализируя данные диаграммы 4. можно сделать вывод, что повышение объема расходов на государственный долг влечет повышение динамики процентного отношения дефицита к профициту к объему ВВП и, следовательно, наоборот, при снижении расходов по государственному долгу происходит снижение динамики процентного отношения дефицита к профициту к объему ВВП.
Тем самым если выплата основной части государственного долга (его погашение) относится не к категории "расходов" (в отличие от выплаты процентов), а к платежам из "источников покрытия дефицита". То наличие профицита, показывает лишь то, что необходимые суммы займов меньше сумм погашения долга.
В связи с проведенным анализом динамики расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997 по 2004гг. и трансформации дефицита федерального бюджета в профицит, можно сделать вывод о том, что появление профицита федерального бюджета в полной мере зависит от динамики расходов на обслуживание государственного долга. Следовательно повышение объема расходов на государственный долг влечет повышение динамики процентного отношения дефицита к профициту к объему ВВП и, следовательно, наоборот, при снижении расходов по гос. долгу происходит снижение динамики процентного отношения дефицита к профициту к объему ВВП.
Основными направлениями
повышения эффективности
- снижение долговой нагрузки,
которая позволила существенно
сократить долю
- дальнейший рост профицита, который привел к формированию значительного финансового резерва, что дает возможность проведения активной инвестиционной политики и позволит в будущем увеличить непроцентные расходы.
В связи с этим, основными задачами правительства являются поддержание высоких темпов экономического роста и борьба с бедностью. Именно бюджетная политика государства, как наиболее значительная составляющая экономической политики правительства, должна быть направлена на выполнение данных задач.
Заключение
Итак, давайте подведем итог проделанной работы. Во-первых, нужно оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным:
1. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
2. Дефициты
возникают в результате
3. Дефицит
может отражать кризисные
Отсюда
вытекает, что бюджетный дефицит
— это финансовое явление, не обязательно
относящееся к разряду
Основными методами покрытия бюджетных дефицитов служат выпуск государственных займов и эмиссия кредитных денег. В целях сбалансированности бюджетов правительства могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.
Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.
Среди конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует назвать такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов, а именно:
• изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью повышения эффективности производства;
• более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих экономический рост;
• резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования;
• снижение военных расходов;
• сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ, мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;
• запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.
Список литературы
1 Бюджетная система России. /Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – с. 149
2 Бюджетная система Российской Федерации. /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2000. – с. 115
3 Костюк В.Н. Макроэкономика. М., 2005. - с 35.
4 Бюджетный процесс в Российской Федерации. /Под ред. Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. - М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 1998. – с. 161.
5 Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" от 13.11.1992г. № 3877-1// "Российская газета", N 279, 29.12.1992
6 Финансы. /Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 247
7 Бюджетная система России. /Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – с.116
8 Российский статистический ежегодник: Стат.сб. /Госкомстат России. - М., 2008. – с. 140
9 Российский статистический ежегодник: Стат.сб. /Госкомстат России. - М., 2004. - с. 112
10 Российский статистический ежегодник: Стат.сб. /Госкомстат России. - М., 2004. - с.171