Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:45, контрольная работа
Цель работы: изучить бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
• дать понятие бюджетного дефицита,
• изучить виды бюджетного дефицита,
• определить способы финансирования дефицита,
• проанализировать динамику трансформации дефицита бюджета,
• определить основные направления повышения эффективности бюджетной политики в области дефицита.
Введение
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита
1.1 Понятие бюджетного дефицита
1.2 Виды бюджетного дефицита
1.3 Способы финансирования дефицита
1.4 Государственный долг
Глава 2. Анализ государственной бюджетной системы
2.1 Динамика трансформации дефицита федерального бюджета в профицит
2.2 Основные направления повышения эффективности бюджетной политики в области дефицита
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита
1.1 Понятие бюджетного дефицита
1.2 Виды бюджетного дефицита
1.3 Способы финансирования дефицита
1.4 Государственный долг
Глава 2. Анализ государственной бюджетной системы
2.1
Динамика трансформации
2.2
Основные направления
Заключение
Список литературы
Введение
Бюджетный дефицит это превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.
Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного разве что Германия, Япония и Швейцария. Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода ежегодно имели ощутимый дефицит государственного бюджета, который в отдельные годы достигал 200 млрд. долларов в год, что составляло 15 20 % всех расходов или 3 6 % валового внутреннего продукта. Больше того, проблема дефицита (увеличения внутреннего долга и расходов на его обслуживание) долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США.
Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего законодательной базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.
Как ни печально, идеального решения проблемы бюджетного дефицита не существует нигде в мире. Даже в наиболее развитых странах это перманентный диалектический политико-экономический процесс. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики.
Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче. Для ее решения необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита. Выявление дефицита, анализ причин его возникновения, а также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре и в цикличности, позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление, определить способы его регулирования.
Актуальность темы обусловлена тем, что проблемы формирования и использования бюджетных средств государства, к сожалению, были есть и остаются одними из важных проблем в области бюджетной политики государства и вопрос бюджетного дефицита не являются исключением.
Цель работы изучить бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита
Для начала определимся, что же такое бюджет. Понятие "бюджет" имеет два толкования. С одной стороны, это совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, предприятие, семья. С другой стороны – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всего за год. То есть бюджет определяет и содержимое "кошелька", наличие в нем денежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами1.
В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления расходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВНП.
Бюджетный дефицит не обязательно
свидетельствует о каком-то чрезвычайном
положении в экономике страны.
Он может быть вызван, например, необходимостью
осуществления крупных
Главным признаком правильности
проводимой государством бюджетной (и
любой другой экономической) политики
является устойчивый экономический
рост. Такой рост, однако, может оказаться
несовместимым с достижением
сбалансированности бюджета по доходам
и расходам. Обязательная сбалансированность
бюджета сводит на нет действия налога
как автоматического
Дефицит подразделяется на:
Структурный дефицит представляет
собой вычисленную разность между
текущими государственными расходами
и доходами в предположении некоторого
фиксированного (естественного) уровня
безработицы (например, 6%). Когда экономика
входит в период спада, то поступления
от налогов сокращаются, а социальные
и иные выплаты растут (безработица
выше базовой). Разность между реально
наблюдаемым дефицитом и
В теории различают также активный и пассивный дефициты.
Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это в конечном счете ведет к экономическому росту.
Второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат). В России, например, велики ''недоимки'', которые являются следствием сокращения реального ВВП, а также неплатежей со стороны предприятий и организаций.
Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает "бремя долга" в экономике.
Если возникает временный
бюджетный дефицит, имеются перспективы
его преодоления, и он не составляет
большого удельного веса по отношению
к стоимости ВНП, его не следует
считать исключительным. Но в тех
случаях, когда бюджетный дефицит
глубок, возникает в результате чрезвычайных
обстоятельств и отражает кризисные
явления в экономике (развал, неэффективность
финансовых связей), тогда, разумеется,
это явление наносит огромный
ущерб всему обществу и необходимо
принимать кардинальные меры для
преодоления значительного
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим. А, например, в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП.3
В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Правительства особенно часто
прибегают к этому средству в
критических ситуациях — во время
войны, длительного кризиса. Последствия
такой эмиссии общеизвестны: развивается
неконтролируемая инфляция, подрываются
стимулы для долгосрочных инвестиций,
раскручивается спираль цены — заработная
плата, обесцениваются сбережения населения,
воспроизводится бюджетный
В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи
накапливаются в отношении
Проблема увеличения налоговых
поступлений в государственный
бюджет выходит за рамки собственного
финансирования бюджетного дефицита,
так как разрешается в
Если дефицит госбюджета
финансируется с помощью
Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и для российской. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.
В случае обязательного (принудительного)
размещения государственных облигаций
во внебюджетных фондах под низкие
(и даже отрицательные) процентные ставки,
долговое финансирование бюджетного дефицита
превращается, по существу, в механизм
дополнительного
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны.