Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:43, курсовая работа
Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики, как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских условиях, - задача более чем непростая. Для обеспечения этого потребуется создание такой системы федерализма, которая способна эффективно учитывать интересы политических представителей как федеральных, так и региональных органов власти.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы бюджетного федерализма…………4-16
1.1 Понятие и экономическая сущность бюджетного федерализма…4
1.2 Модели бюджетного федерализма…………………………………8
1.3 Принципы бюджетного федерализма……………………………..11
Глава 2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации ………17-33
2.1. Форма государственного устройства России…………………….17
2.2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время……………………………………………………………………..18
2.3. Актуальные проблемы бюджетного федерализма в России в настоящее время…………………………………………………………25
Глава 3. Бюджетный федерализм за рубежом……………………….34-43
3.1. Американская модель бюджетного федерализма………………...34
3.2. Элементы бюджетного федерализма в ФРГ………………………37
3.3. Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом……………………………………40
Заключение……………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………45
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального
образования
«Восточно-Сибирский государственный
университет
технологий и управления»
(ГОУ ВПО «ВСГУТУ»)
Кафедра «Финансы и кредит»
Курсовая
работа
по дисциплине: «Финансы»
На тему: Бюджетный федерализм в России
и в зарубежных странах
Выполнил:
студентка 511-5 гр
Сушкина В.Б
Проверила: Дмитриева Н.Н
Улан-Удэ 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы бюджетного федерализма…………4-16
1.1 Понятие и экономическая сущность бюджетного федерализма…4
1.2 Модели бюджетного федерализма…………………………………8
1.3 Принципы бюджетного федерализма……………………………..11
Глава 2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации ………17-33
2.1. Форма
государственного устройства
2.2. Бюджетный
федерализм в Российской Федерации в настоящее
время…………………………………………………………………
2.3. Актуальные проблемы бюджетного федерализма в России в настоящее время…………………………………………………………25
Глава 3. Бюджетный федерализм за рубежом……………………….34-43
3.1. Американская модель бюджетного федерализма………………...34
3.2. Элементы
бюджетного федерализма в ФРГ……
3.3. Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом……………………………………40
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики, как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских условиях, - задача более чем непростая. Для обеспечения этого потребуется создание такой системы федерализма, которая способна эффективно учитывать интересы политических представителей как федеральных, так и региональных органов власти.
Поэтому неудивительно, что множество дискуссий, так или иначе затрагивает сложную проблему федерализма и разделения политических и финансовых полномочий между Федерацией и ее субъектами. В настоящее время ведутся различные переговоры на тему развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России.
В данной
работе предлагается широкий взгляд
на проблемы бюджетного федерализма, предпринята
попытка рассмотреть
Основная цель исследования состоит в системном анализе общих принципов и закономерностей взаимодействия между федеративным устройством и бюджетным федерализмом, углубление знаний о содержании такой категории как «бюджетный федерализм». Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма.
Глава 1 Теоретические основы бюджетного федерализма
1.1 Понятие и экономическая сущность понятия бюджетный федерализм
Одной из центральных проблем упорядочения
бюджетной системы страны и взаимоотношений
Федерации и регионов является проведение
в жизнь принципа бюджетного федерализма.
Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному
из определений бюджетным федерализмом называют систему
налогово-бюджетных взаимоотношений органов
власти и управления различных уровней
на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение
данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения
бюджетных отношений, который позволяет
в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами
каждого ее субъекта и органов местного
самоуправления.
В последнее
десятилетие экономические и
политические структуры Российской
Федерации развивались
Основу бюджетного федерализма составляет разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ.
В ведении Российской Федерации в области федерализма находятся:
• управление федеральной государственной собственностью;
• установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
• установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
• федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ в области федерализма находятся:
• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
• разграничение государственной собственности;
• природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;
• общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
• координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
• установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
• административное,
административно-
• установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
• координация
международных и
Вне пределов ведения РФ и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
По предметам
ведения Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и других нормативных правовых актов. Законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
Бюджетный федерализм основывается на принципах, под которыми понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:
1.2 Модели бюджетного федерализма
Для государств с федеративным устройством
можно выделить три типа организации
бюджетной системы: централизов
При централизованном типе разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений. Здесь самостоятельность функционирования Нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму.
Децентрализованные типы организации бюджетной системы строятся на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. И, наконец, полномочия в сфере расходов адекватны полномочиям в сфере доходов. При этой организации проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено.
Децентрализация может отрицательно
сказаться на способности федеральных
органов власти контролировать макроэкономические
процессы действия региональных и местных
органов могут вступать в противоречия
с решением задач, возложенных на
федеральный центр. Не следует также
забывать, что руководители независимых
в экономическом отношении
Такая ситуация наиболее часто характерна
для многонациональных
Региональная децентрализация в этих случаях может как способствовать развитию особенностей и преимуществ национальных экономик, так и стать причиной распада государства.
Говоря об особенностях децентрализации
управления в федеративных государствах,
необходимо также указать на то,
что децентрализация власти позволяет
более чутко улавливать социально-экономические,
этнические и культурные особенности
населения. Сложная проблема состоит
в нахождении той грани, за которой
децентрализация власти ведет к
неизбежному противопоставлению интересов
субъектов федерации
Для комбинированной модели бюджетного федерализма характерны следующие моменты:
Вертикальное выравнивание подразумевает процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счет трансфертов; оно означает, по сути, недостаточность поступлений из собственных источников в бюджет какого-либо уровня для покрытия расходов, связанных с предоставлением населению общественно значимых услуг.
Горизонтальное выравнивание предполагает пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации для устранения или, по крайней мере, снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода и нивелирование региональных различий в прожиточном минимуме, денежных доходах и расходах населения.
Опыт развитых стран с федеративным устройством показывает, что для обеспечения эффективного функционирования любой модели бюджетного федерализма должны выполняться, по крайней мере, три условия, а именно:
Информация о работе Бюджетный федерализм в России и в зарубежных странах