Бюджетный федерализм в России и в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики, как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских условиях, - задача более чем непростая. Для обеспечения этого потребуется создание такой системы федерализма, которая способна эффективно учитывать интересы политических представителей как федеральных, так и региональных органов власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы бюджетного федерализма…………4-16
1.1 Понятие и экономическая сущность бюджетного федерализма…4
1.2 Модели бюджетного федерализма…………………………………8
1.3 Принципы бюджетного федерализма……………………………..11
Глава 2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации ………17-33
2.1. Форма государственного устройства России…………………….17
2.2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время……………………………………………………………………..18
2.3. Актуальные проблемы бюджетного федерализма в России в настоящее время…………………………………………………………25
Глава 3. Бюджетный федерализм за рубежом……………………….34-43
3.1. Американская модель бюджетного федерализма………………...34
3.2. Элементы бюджетного федерализма в ФРГ………………………37
3.3. Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом……………………………………40
Заключение……………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

курсач по финансам.docx

— 88.77 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования 
«Восточно-Сибирский государственный университет 
технологий и управления» 
(ГОУ ВПО «ВСГУТУ») 
Кафедра «Финансы и кредит» 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа 
по дисциплине: «Финансы» 
На тему: Бюджетный федерализм в России и в зарубежных странах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 511-5 гр 
Сушкина В.Б

Проверила: Дмитриева Н.Н

 

 

Улан-Удэ 2013

        Содержание

         Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы бюджетного федерализма…………4-16

1.1 Понятие и экономическая сущность бюджетного федерализма…4

1.2 Модели бюджетного федерализма…………………………………8

1.3 Принципы бюджетного федерализма……………………………..11

Глава 2. Бюджетный  федерализм в Российской Федерации  ………17-33

2.1. Форма  государственного устройства России…………………….17

2.2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время……………………………………………………………………..18

2.3. Актуальные проблемы бюджетного федерализма в России в настоящее время…………………………………………………………25

Глава 3. Бюджетный федерализм за рубежом……………………….34-43

3.1. Американская модель бюджетного федерализма………………...34

3.2. Элементы  бюджетного федерализма в ФРГ………………………37

3.3. Основные  различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом……………………………………40

Заключение……………………………………………………………….44

Список литературы………………………………………………………45

 

Введение

    Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики, как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских условиях, - задача более чем непростая. Для обеспечения этого потребуется создание такой системы федерализма, которая способна эффективно учитывать интересы политических представителей как федеральных, так и региональных органов власти.

Поэтому неудивительно, что множество дискуссий, так или иначе затрагивает сложную проблему федерализма и разделения политических и финансовых полномочий между Федерацией и ее субъектами. В настоящее время ведутся различные переговоры на тему развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России.

В данной работе предлагается широкий взгляд на проблемы бюджетного федерализма, предпринята  попытка рассмотреть теоретические  и отчасти прикладные вопросы  конституционно-правовой проблематики бюджетного федерализма в России.

Основная  цель исследования состоит в системном  анализе общих принципов и  закономерностей взаимодействия между  федеративным устройством и бюджетным  федерализмом, углубление знаний о  содержании такой категории как  «бюджетный федерализм». Цели исследования состоят также в выявлении  и решении теоретических и  практических проблем в сфере  бюджетного федерализма.

 

    Глава 1 Теоретические основы бюджетного федерализма

 

1.1 Понятие и экономическая сущность понятия бюджетный          федерализм

    
Одной из центральных проблем упорядочения бюджетной системы страны и взаимоотношений Федерации и регионов является проведение в жизнь принципа бюджетного федерализма. Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.

В последнее  десятилетие экономические и  политические структуры Российской Федерации развивались достаточно быстрыми темпами. В политической системе  произошли сдвиги в сторону более  демократичной и представительской  формы управления, которая требует  от политических деятелей повышенного  внимания к избирателям и ответственности  перед ними. В крупномасштабной экономике, подобной российской, эффективность таких политических изменений зависит от того, насколько успешно развиваются отношения между федеральным правительством и субъектами Федерации (региональными и местными органами власти).

Основу  бюджетного федерализма составляет разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ.

В ведении Российской Федерации в области федерализма находятся:

• управление федеральной государственной собственностью;

• установление основ федеральной политики и  федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

• установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

• федеральный  бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ в области федерализма находятся:

• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

• разграничение государственной собственности;

• природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;

• общие  вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

• координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

• установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

• административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

• установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

• координация  международных и внешнеэкономических  связей субъектов РФ, выполнение международных  договоров РФ.

Вне пределов ведения РФ и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

По предметам  ведения Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и других нормативных правовых актов. Законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

Бюджетный федерализм основывается на принципах, под которыми понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:

  • самостоятельность бюджетов разных уровней. Самостоятельность бюджетов в данном случае означает:
  1. закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства;
  1. недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов в вышестоящие бюджеты;
  2. компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и управления, бюджетам.
  • разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;
  • соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;
  • наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.

 

1.2 Модели бюджетного  федерализма

 

Для государств с федеративным устройством  можно выделить три типа организации  бюджетной системы: централизованные, децентрализованные и комбинированные1.

При централизованном типе разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений. Здесь самостоятельность функционирования Нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму.

Децентрализованные типы организации бюджетной системы строятся на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. И, наконец, полномочия в сфере расходов адекватны полномочиям в сфере доходов. При этой организации проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено.

Децентрализация может отрицательно сказаться на способности федеральных  органов власти контролировать макроэкономические процессы действия региональных и местных  органов могут вступать в противоречия с решением задач, возложенных на федеральный центр. Не следует также  забывать, что руководители независимых  в экономическом отношении региональных органов власти зачастую склонны  ставить собственные интересы выше интересов государства в целом.

Такая ситуация наиболее часто характерна для многонациональных государств с федеративным устройством, сформированных по принципу выделения и обособления национально-административных образований.

Региональная децентрализация  в этих случаях может как способствовать развитию особенностей и преимуществ национальных экономик, так и стать причиной распада государства.

Говоря об особенностях децентрализации  управления в федеративных государствах, необходимо также указать на то, что децентрализация власти позволяет  более чутко улавливать социально-экономические, этнические и культурные особенности  населения. Сложная проблема состоит  в нахождении той грани, за которой  децентрализация власти ведет к  неизбежному противопоставлению интересов  субъектов федерации государству  в целом.

Для комбинированной модели бюджетного федерализма характерны следующие моменты:

  • использование механизма горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания;
  • повышенная ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития регионов, что неизбежно ограничивает самостоятельность региональных властей и обусловливает необходимость контроля со стороны федеральных органов власти;
  • значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим для регулирования и бюджетного выравнивания регионов.

Вертикальное выравнивание подразумевает  процесс нахождения соответствия между  объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными  источниками и компенсирование  дисбаланса региональных бюджетов за счет трансфертов; оно означает, по сути, недостаточность поступлений  из собственных источников в бюджет какого-либо уровня для покрытия расходов, связанных с предоставлением  населению общественно значимых услуг.

Горизонтальное выравнивание предполагает пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации  для устранения или, по крайней мере, снижения неравенства налоговых  возможностей различных территорий, а также учет дифференциации населения  по уровню среднедушевого бюджетного дохода и нивелирование региональных различий в прожиточном минимуме, денежных доходах и расходах населения.

Опыт развитых стран с федеративным устройством показывает, что для  обеспечения эффективного функционирования любой модели бюджетного федерализма  должны выполняться, по крайней мере, три условия, а именно:

Информация о работе Бюджетный федерализм в России и в зарубежных странах