Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:43, курсовая работа
Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики, как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских условиях, - задача более чем непростая. Для обеспечения этого потребуется создание такой системы федерализма, которая способна эффективно учитывать интересы политических представителей как федеральных, так и региональных органов власти.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы бюджетного федерализма…………4-16
1.1 Понятие и экономическая сущность бюджетного федерализма…4
1.2 Модели бюджетного федерализма…………………………………8
1.3 Принципы бюджетного федерализма……………………………..11
Глава 2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации ………17-33
2.1. Форма государственного устройства России…………………….17
2.2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время……………………………………………………………………..18
2.3. Актуальные проблемы бюджетного федерализма в России в настоящее время…………………………………………………………25
Глава 3. Бюджетный федерализм за рубежом……………………….34-43
3.1. Американская модель бюджетного федерализма………………...34
3.2. Элементы бюджетного федерализма в ФРГ………………………37
3.3. Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом……………………………………40
Заключение……………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………45
На первый взгляд децентрализованная
модель принятия решений, характерная
для США, по распределению бюджетных
полномочий обладает одним важнейшим
преимуществом перед
Недостатками
Исходные предпосылки
ФРГ более схожа с Россией, как в истории образования, так и в истории развития. Но при этом у каждой страны существуют свои особенности и отличия. Рассмотрим их.
В Германии главными административно-
В России распределение компетенций строится на тех же принципах, но оно недостаточно четкое и не имеет прочной нормативной базы.
В Германии в соответствии с Основным
законом федерация и земли
в финансовом отношении независимы
и ведут бюджетное хозяйство
самостоятельно, общины же являются частью
земель, и их бюджеты подконтрольны
землям. Таким образом, в Германии
сложилась трехуровневая
В Конституции России вообще нет раздела, посвященного финансовым вопросам. Многие аспекты межбюджетных взаимоотношений регулируются принимаемыми ежегодно законами о федеральном бюджете, но в них оговариваются вопросы, связанные только с Федерацией и ее субъектами, т. е. в России на федеральном уровне закреплена двухуровневая система бюджетных взаимоотношений.
В целом и по общим принципам организации межбюджетных отношений, и по степени децентрализации бюджетной системы Россия и Германия вполне сопоставимы друг с другом. Однако за сходной внешней формой кроются весьма различные механизмы регулирования межбюджетных отношений.
Основным источником доходной части государственного бюджета как в Германии, так и в России являются налоги. Также сходной чертой является большое количество распределительных налогов.
Российская система
В отличие от Германии в России горизонтальное перераспределение почти отсутствует. Существующий фонд финансовой поддержки субъектов Федерации является лишь аналогом дополнительных субсидий федерации в Германии.
В области разграничения
Подводя итог вышесказанному, можно
утверждать, что применить германскую
модель в России в чистом виде в
системе перераспределения
Заключение
Бюджетный федерализм жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов, разностью в их развитии. В многонациональной России бюджетный федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию интересов общества с интересами государства.
В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или иной его модели, а сколько от того, чтобы оптимальная модель федерализма была гибкой, т.е. вовремя становиться то более централизованной, то более децентрализованной.
Необходимо
признать, что в настоящее время
бюджетный федерализм в Российской
Федерации развит недостаточно. Сложившаяся
слабая модель политического и бюджетного
федерализма ограничивает эффективное
экономическое и политическое развитие,
снижает действенность
Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.
Список литературы
1.Белолипецкий, В. Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие / В. Г. Белолипецкий. – Москва: КноРус, 2008. – 446
2.Галицкая, С. В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: [комплексный подход к управлению финансами]: учебное пособие / С. В. Галицкая. – Москва: Эксмо, 2008. – 649 с.
3.Кириченко, Т. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Т. В. Кириченко. – Москва: Дашков и К°, 2009. – 625 с.
4.Голикова Ю.С, Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности: В 2-х т. - М., 2008.
5. Семенюта О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ М: Контур, 2008.
6. Ануреев С.В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы. – М.: Кнорус, 2009. – 448 с.
7. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая теория. – М.: Омега-Л, 2009. – 448 с.
8. Коршунов Д.А. О построении модели общего равновесия для экономики России // Деньги и кредит. – 2011. - № 2. – С. 56 – 67.
9. Лукша Н. Инфляция и денежно-кредитная политика // Экономико-политическая ситуация в России. – 2012. - № 12. – С. 9 – 11.
10. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2006. - №3. - с.4-23.
11. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2008 год (анализ концепции) // Экономист, 2006. - №11. - с.59-67.
12. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.
13. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
14. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 2011г
15. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2007.
16. Лазарев В. И. К вопросу о налоговом федерализме // Гос. власть и местное самоуправление. - 2009. - N 9. - С. 23-24.
17. Тютина Ю. В. Налоговые доходы федерального бюджета : (на примере федерального бюджета на 2007 год // Финансовое право. – 2007. - С. 23-26
1 Конституция Российской Федерации
2 Ж. «Финансы» №8 2004г. стр.26
3 Хеманн Х.-Х. Федеративная Республика Германия и Россия как трансформирующиеся государства: определяющие факторы, исходные условия, перспективы М.: Инфра-М, 1996.
4 Ж. «Вопросы экономики» 2005г. №9. стр. 119
Информация о работе Бюджетный федерализм в России и в зарубежных странах