Бюджетный федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики, как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских условиях, - задача более чем непростая. Для обеспечения этого потребуется создание такой системы федерализма, которая способна эффективно учитывать интересы политических представителей как федеральных, так и региональных органов власти.
Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительное значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И ЕГО УСТРОЙСТВО В РФ
4
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6
ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
8
БЮДЖЕТНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
10
ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ БЮДЖЕТАМ И МЕХАНИЗМЫ
11
БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ
14
МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
20

Файлы: 1 файл

GOS_FINANSY.docx

— 54.97 Кб (Скачать файл)

 


 


МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ  И  ИНФОРМАТИКИ

 

 

 

 

Факультет ЭФ

 

Кафедра ЭФ-4 «Бухгалтерский учёт, финансы и аудит»

 

Специальность Финансиы и кредит

 

Дисциплина «Государственные и муниципальные финансы»

 

 

 

 

ДОМАШНЯЯ  РАБОТА
на тему:

«Бюджетный федерализм»

 

 

 

 

Студент ____________________________________________________________

                         (подпись, дата)              (инициалы и фамилия)

Группа  12.01

Преподаватель ___________ «___» ______ 2013 г.           С********* В. А.

(подпись, дата)

 

 

 

Москва 2013 г.

ВВЕДЕНИЕ

3

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И ЕГО УСТРОЙСТВО В РФ

4

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА  

8

БЮДЖЕТНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ

10

ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ БЮДЖЕТАМ И МЕХАНИЗМЫ

11

БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ

14

МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

20



 СОДЕРЖАНИЕ

 СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики, как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских условиях, - задача более чем непростая. Для обеспечения этого потребуется создание такой системы федерализма, которая способна эффективно учитывать интересы политических представителей как федеральных, так и региональных органов власти.

Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительное значение.

 Поэтому неудивительно, что множество дискуссий, так  или иначе затрагивает сложную проблему федерализма и разделения политических и финансовых полномочий между Федерацией и ее субъектами.

 В данной работе  предлагается широкий взгляд  на проблемы бюджетного федерализма, предпринята попытка рассмотреть теоретические и отчасти прикладные вопросы конституционно-правовой проблематики бюджетного федерализма в России.

 Основная цель исследования состоит в анализе и обьяснении общих принципов и закономерностей взаимодействия между федеративным устройством и бюджетным федерализмом, углубление знаний о содержании такой категории как «бюджетный федерализм». Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма.

 

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И ЕГО УСТРОЙСТВО В РФ

Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных отношений органов власти различных уровней в процессе формирования доходов бюджетов и финансирования расходов на всех этапах бюджетного процесса.

Эта система отношений представляет собой особые межбюджетные отношения, которые возникают на основе движения бюджетных ресурсов.

Бюджетный федерализм – устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах, закрепленных за ним бюджетных полномочий. Форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти основана на четких, закрепленных законодательством нормах. Термин «бюджетный федерализм» употребляется в мировой экономической литературе не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений. Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - этот форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция и единые органы власти. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвена и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - этот постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.

РФ по своей форме государственного устройства является федеративным государством. Существует три уровня органов государственного и местного управления – федеральный, региональный и местный. Поэтому для такого государственного устройства характерна особая система финансовых взаимоотношений этих органов.

Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. В ст.5 Конституции РФ указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. [1], [4]

 

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Под «бюджетным федерализмом» в РФ понимаются отношения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ по поводу разграничения бюджетных полномочий, расходов и налоговых доходов, распределения и перераспределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ, исходя из необходимости обеспечения единства общегосударственных интересов населения, проживающего на территориях субъектов РФ и входящих в них муниципальных образований.

Когда говорят о бюджетном федерализме, то речь, в первую очередь, идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализации. В идеале такая модель предполагает самостоятельность региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения деятельности государства.

Основными законодательными актами федерального уровня, регламентирующими  основы правовых бюджетных  отношений  и бюджетного федерализма в частности, являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 4 июля 2003 г. №95-ФЗ  «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации»;
  • Ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете.

Согласно Конституции РФ должны быть разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации, в том числе в области бюджета.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами - основной принцип федерализма, предусмотренный в ст. 11 Конституции РФ, федеративных и иных (двусторонних) договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.

В главе 3 Конституции РФ перечислены все субъекты Российской Федерации. Всего 89 субъектов - республики в составе РФ; края, области, в том числе одна автономная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург); автономные области и округа. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом субъекта РФ.

Согласно ст. 71 Конституция РФ в ведении Российской Федерации находятся:

- федеральная государственная  собственность и управление ею;

- установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного  и национального развития Российской  Федерации;

- установление правовых  основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой  политики, федеральные экономические  службы, включая федеральные банки;

- федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы;

- федеральные фонды регионального  развития;

- внешняя политика и  международные отношения РФ, международные  договоры РФ;

- внешнеэкономические отношения  РФ;

- оборона и безопасность.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (в соответствии со ст. Конституции РФ):

- вопросы владения, пользования  и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными  ресурсами;

- разграничение государственной  собственности;

- координация вопросов  здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная  защита, включая социальное обеспечение;

- установление общих принципов  налогообложения и сборов в  Российской Федерации;

- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

- координация международных  и внешнеэкономических связей  субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Важную роль в бюджетной системе России играет местное самоуправление. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Эти органы в соответствии со ст. 132 Конституции РФ могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.[4]

Информация о работе Бюджетный федерализм