Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 00:58, контрольная работа
Описание работы
Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики, как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских условиях, - задача более чем непростая. Для обеспечения этого потребуется создание такой системы федерализма, которая способна эффективно учитывать интересы политических представителей как федеральных, так и региональных органов власти. Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительное значение.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И ЕГО УСТРОЙСТВО В РФ 4 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 8 БЮДЖЕТНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ 10 ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ БЮДЖЕТАМ И МЕХАНИЗМЫ 11 БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ 14 МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Развитие федерализма в России
предполагает учет региональных особенностей
в хозяйственной жизни при проведении
экономических реформ, а также соблюдение
федеральных законов РФ, повышение исполнительной
дисциплины, обеспечение единого правового
пространства Российской Федерации.
ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО
ФЕДЕРАЛИЗМА
Межбюджетные отношения в федеративных
государствах имеют особенности, которые
диктуются бюджетным устройством государства
и степенью развития бюджетного федерализма.
Сущность его выражается через его основные
принципы, такие как:
- наличие нескольких
основных уровней бюджетной системы (например,
в РФ - федеральный, региональный и местный);
- единство общегосударственных
интересов и интересов населения
как основа сочетания интересов
всех трех уровней власти по
бюджетным вопросам;
- сочетание принципов
централизма и децентрализма при
разграничении налогово-бюджетных полномочий,
расходов и доходов, распределении и перераспределении
последних в бюджеты разных уровней на
объективной основе;
- ведущая роль федерального
бюджета как выражающего общие
интересы всех субъектов федерации в сочетании
с высокой степенью самостоятельности
бюджетов и ответственности органов власти
каждого уровня за сбалансированность
бюджета, бюджетную обеспеченность, соответствующую
налоговому потенциалу на данной территории,
с предоставлением им необходимой для
этого налоговой инициативы;
- активное участие
субъектов федерации в формировании
и реализации налогово-бюджетной политики
государства, включая межбюджетные отношения.[5]
БЮДЖЕТНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ
И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
Бюджетный федерализм может
эффективно претворяться только при законодательном
распределении бюджетных полномочий,
которое должно включать три аспекта:
1) разграничение доходных
(налоговых) полномочий;
2) разграничение расходных
полномочий;
3) выравнивание бюджетов.
Идеальная модель бюджетного
федерализма предполагает, что объем доходных
полномочий членов Федерации должен полностью
соответствовать объему расходных полномочий,
закрепленному за данным уровнем государственной
власти. Однако это возможно только теоретически,
а на практике между расходными полномочиями
и доходными возможностями существует
разрыв. В результате возникает «вертикальный
дисбаланс», или «вертикальный финансовый
разрыв». Существует также и «горизонтальный
финансовый дисбаланс», обусловленный
неравномерным распределением доходной
базы по различным регионам. Поэтому бюджетный
федерализм предполагает вертикальное
и горизонтальное выравнивание бюджетных
систем.
Бюджетная система считается
вертикально сбалансированной, если объем
поступлений в совокупных бюджетах на
каждом уровне власти в целом достаточен
для осуществления их функций. Таким образом,
существует равенство расходных и доходных
полномочий. Важным моментом для вертикального
выравнивания является четкое разграничение
обязанностей между всеми уровнями власти
и наделение их доходами, достаточными
для выполнения этих обязанностей.
Под горизонтальной сбалансированностью
понимается общее соответствие доходов
расходам бюджетов разных уровней.
Более важной и сложной задачей
является обеспечение вертикального выравнивания.
Даже при равенстве совокупных доходов
и расходов бюджетов разных уровней, как
правило, сохраняются существенные различия
в бюджетном положении отдельных территорий
и регионов. Чаще всего это обусловлено
не зависящими от местных властей факторами:
уровнем экономического развития территории;
хозяйственной специализацией; численностью
и плотностью населения; природно-климатическими
особенностями и др.
Вертикальное выравнивание
происходит за счет дотаций, субсидий,
субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного
кредита.
Важную роль в вертикальном
выравнивании играют также собственные
и регулирующие налоги и доходы.
Собственные доходы - это налоги
или доходы, закрепленные за соответствующим
бюджетом полностью или частично (в определенной
доле или по разделенной налоговой ставке)
на постоянной (долговременной без указания
срока) основе в соответствии с действующим
законодательством. При этом необходимо
иметь в виду, что финансовая помощь не
является собственным доходом соответствующего
бюджета.
Регулирующие доходы - это доходы
или налоги, по которым законодательными
(представительными) органами власти вышестоящего
территориального уровня при утверждении
бюджета на очередной финансовый год устанавливаются
на временной (не менее чем на год) и на
долговременной, с указанием срока (не
менее трех лет) основе нормативы отчислений
(в %) в бюджеты нижестоящего уровня.
Выравнивание может осуществляться
также за счет предоставления отдельным
регионам особого экономического режима.
В мировой практике существуют три основных
подхода центра к требованиям регионов
о предоставлении особого экономического
режима.
Первый - индивидуально-договорный
подход, когда центр договаривается с
каждым регионом в отдельности о распределении
налоговых поступлений или других условиях.
Этот подход распространен в некоторых
странах, например в Китае.
Второй подход - это создание
специальных бюджетных режимов, в рамках
которых отдельным регионам предоставляются
особые права в вопросах налогов и расходов.
Официально такие режимы для отдельных
территорий существуют лишь в нескольких
странах - на Филиппинах, в Австралии, Малайзии.
И третий подход - применение
нормативно-расчетной формулы субсидий
с целью частичного выравнивания бюджетных
условий регионов. Его использует большинство
стран для решения проблем вертикального
и горизонтального выравнивания между
регионами. [6]
ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ
ПОМОЩИ БЮДЖЕТАМ И МЕХАНИЗМЫ БЮДЖЕТНОГО
ВЫРАВНИВАНИЯ
В ходе эволюции межбюджетных
отношений в РФ возникли следующие виды
финансовой помощи бюджетов друг другу:
Дотации — средства, предаваемые
бюджету другого уровня на безвозмездной
и безвозвратной основе для целевого финансирования
текущих расходов;
Нормативно-долевые дотации
(трансферт) — средства, передаваемые
бюджету другого уровня на безвозмездной
и безвозвратной основе без указания конкретной
цели расходования. Появление такой формы
регулирования было связано с образованием
Фонда финансовой поддержки регионов
(ФФПР) — в составе федерального бюджета,
и Фонда финансовой поддержки муниципальных
образований (ФФПМО) — в составе бюджетов
субъектов Федерации. Принимаемые ежегодные
законы о соответствующих бюджетах включают
статьи, регулирующие образование указанных
фондов. Каждому субъекту Федерации (муниципальному
образованию) устанавливается своя доля
в Фонде поддержки, которая с 1999 года стала
рассчитываться по единой методике. Методика
расчета нормативно-долевой дотации предусматривает
выравнивание бюджетных доходов на душу
населения, но до сих пор она остается
предметом ожесточенного спора. В настоящее
время трансферт — единственный вид финансовой
помощи, имеющий строго формализованную
расчетную основу;
Субвенции — бюджетные средства,
передаваемые бюджету другого уровня
или юридическому лицу на безвозмездной
и безвозвратной основе для осуществления
целевых расходов. К текущим относят субвенции,
направленные на финансирование текущих
расходов (расходы на социально-культурные
мероприятия, содержание бюджетных организаций
и социальную защиту населения, подлежащие
первоочередному бюджетному финансированию).
К инвестиционным относятся субвенции,
связанные с расширенным воспроизводством,
финансированием инвестиционной и инновационной
деятельности (капитальные вложения на
развитие социальной инфраструктуры,
охрану окружающей среды, комплексное
развитие территории и т.п.);
Субсидии — бюджетные средства,
предоставляемые бюджету другого
уровня, юридическому или физическому
лицу на условиях долевого
финансирования целевых программ;
Бюджетные ссуды — бюджетные
средства, предоставляемые бюджету другого
уровня на возвратной, безвозмездной или
возмездной основе в пределах финансового
года на срок не более 6 месяцев.
Бюджетный кредит - это сумма
денежных средств, выделяемых бюджету
другого уровня на возвратной и возмездной
основах. Бюджетный кредит как форма выравнивания
используется значительно реже, чем другие
формы.
Взаимоотношения между бюджетами
строятся на основе уважения закрепленных
законодательством либо договором право
и обязанностей. Это гарантируется тем,
что органы государственной власти обязаны
возместить в полном объеме ущерб, причиненный
юридическим и физическим лицам в результате
принятия указанными органами с превышением
своей компетенции решений по бюджетным
вопросам. Причиненный ущерб подлежит
возмещению за счет средств соответствующего
бюджета на основании решения суда или
арбитражного суда.
МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО
ФЕДЕРАЛИЗМА
Существуют две основные модели
бюджетного федерализма: децентрализованная
и кооперативная.
Особенностями децентрализованной
модели (Канада, США, Великобритания, Япония)
являются следующие:
региональные власти получают
высокую степень финансовой самостоятельности;
финансовым обеспечением независимости
и самостоятельности является право регионов (штатов
и т.п.) устанавливать собственные налоги
или определять порядок налогообложения;
четкое разделение и закрепление
соответствующих налогов и доходов за
каждым уровнем бюджетной системы. Как
правило, налоговыми источниками центрального бюджета
являются подоходные налоги физических и юридических лиц, таможенное
налогообложение. Налоговыми источниками региональных
и местных бюджетов выступают налоги на
товары и услуги, имущество, земельные
участки (второстепенные налоги);
центральное правительство
не контролирует бюджетную деятельность
региональных органов и безразлично относится
к проблеме горизонтальных дисбалансов;
система бюджетного выравнивания
развита слабо. Как правило, федеральные средства предоставляются
в виде целевых перечислений на финансирование
конкретных программ;
центральное правительство
снимает с себя ответственность по долгам
региональных правительств и не отвечает
за дефицит их бюджетов. Региональные правительства самостоятельно
изыскивают средства для погашения дефицита бюджета.
Кооперативная модель бюджетного
федерализма получила в настоящее время
более широкое распространение в мировой
практике. Она существует в большинстве
европейских стран и характеризуется
следующими основными чертами:
широким участием региональных
властей в перераспределении национального дохода;
наличием собственных и регулирующих
налогов и доходов для каждого уровня бюджетной системы;
введением местных ставок к
федеральным и территориальным налогам;
повышенной ответственностью
центра за состояние региональных финансов (дефицит бюджета, наличие
долга);
ограничение самостоятельности
региональных властей в вопросах внешних
заимствований. Как правило, внешними
заимствованиями могут заниматься только органы
федеральной власти, тогда как региональные власти — внутренними
заимствованиями;
наличие развитого механизма
перераспределения денежных средств между
уровнями бюджетной системы через субсидии, дотации, субвенции и т.п.
Кооперативная модель, как правило,
используется там, где существуют весьма
значительные различия в уровнях бюджетной
обеспеченности разных регионов. Поэтому
именно для кооперативной модели большое
значение приобретает вертикальное выравнивание
за счет дотаций, субсидий, субвенций.
Широко используется при этом деление
всех доходов на собственные и регулирующие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшей составной частью
бюджетной политики страны выступает
бюджетный федерализм как способ финансового
управления одельными частями страны.
Бюджетный федерализм, как принцип, по
моему мнению, - есть способ управления
различных уровней власти (федерального,
регионального и местного) по вопросам
распределения доходов и осуществления
расходов, а также разграничении бюджетной
компетенции между Российской Федерацией
и ее субъектами при непременном сочетании
интересов государства с интересами территориальных
образований.
Бюджет, объединяя в себе основные
финансовые категории (налоги, государственный
кредит, государственные расходы), является
ведущим звеном финансовой системы любого
государства и играет как важную экономическую,
так и политическую роль в любом современном
обществе.
Очевидно, что успех экономического
реформирования в нашей стране в большой
степени зависит от того, в каких направлениях
пойдет преобразование финансовой системы
общества, насколько бюджетная политика
государства будет отвечать требованиям
времени. В связи с этим изучение бюджетной
системы, бюджетного процесса, теоретических
и законодательных основ и реальной практики
функционирования бюджетного механизма
обрело в настоящее время особую актуальность.