Бюджетный процесс, его характеристика, стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение теоретического материала по вопросам бюджетного процесса, его анализ и систематизация. В соответствии с целью определим задачи работы:
- рассмотреть понятие и сущность бюджетного процесса;
- дать характеристику основным стадиям бюджетного процесса.

Содержание работы

Введение
1. Бюджетный процесс, характеристика его стадий
1.1. Понятие и сущность бюджетного процесса
1.2. Стадии бюджетного процесса
2. Тесты
3. Практическое задание
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс характеристика его стадии.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

 

Введение

3

1. Бюджетный процесс,  характеристика его стадий

5

1.1. Понятие и сущность  бюджетного процесса

5

1.2. Стадии бюджетного  процесса

7

2. Тесты

16

3. Практическое задание

18

Заключение

22

Список использованных источников

24

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

Введение

 

Процессуальная форма  как особая конструкция бюджетной  деятельности нашла свое наиболее яркое  применение в процедуре бюджетного планирования, порядке исполнения бюджетов и отчетности за их исполнение. Под процессуальной формой в данном случае понимается совокупность однородных требований, предъявляемых к действиям участников процесса и направленных на достижение определенного материального результата.

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового  планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

Бюджетный процесс -  это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности: составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

До принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс  России, являлся Закон РСФСР «Об  основах бюджетного устройства и  бюджетного процесса РСФСР»   от  10.10.91 № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ, содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).

Целью данной работы является обобщение теоретического материала по вопросам бюджетного процесса, его анализ и систематизация. В соответствии с целью определим задачи работы:

- рассмотреть понятие и сущность бюджетного процесса;

- дать характеристику основным стадиям бюджетного процесса.

В процессе выполнения контрольной  работы использовались работы Родионовой Н.И., Жукова Е.A., Дробозиной Л.А., Лаврушина О.И. и др.

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджетный процесс, характеристика его стадий

 

1.1. Понятие и сущность  бюджетного процесса

Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. В ст. 5 Бюджетного кодекса РФ раскрывается понятие бюджетного процесса. Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Применительно ко всей бюджетной деятельности государства есть основания говорить о бюджетном процессе как правовой форме реализации материальных полномочий в области аккумуляции, распределения и использования бюджетных фондов. Иначе говоря, нельзя ограничивать бюджетный процесс процедурой прохождения бюджетного плана, а следует различать его в широком и узком смысле.

В широком понимании бюджетный  процесс является составной частью процессуальной формы всей отрасли  финансового права и как часть  финансово-правового процесса включает в себя широкий круг процедурно-организационных норм и отношений. Прежде всего, это процесс формирования, распределения и расходования бюджета как особого фонда. Далее это порядок организации бюджетной системы, межбюджетных отношений в системе бюджетного устройства. Наконец, это процедура реализации бюджетных прав общественно-территориальных образований и порядок определения и разграничения бюджетных полномочий для органов государственной власти и местного самоуправления.

Широкое понимание бюджетного процесса включает в себя форму реализации всех материальных норм бюджетного права, является частью российского процессуального права и разновидностью финансово-правового процесса.

В узком смысле бюджетный  процесс, по справедливому мнению М.В. Карасевой, направлен на принятие реального  бюджета, законов (решений) о бюджете и государственных внебюджетных фондов, а также на их эффективное исполнение1.

Бюджет не просто закон, а финансово-плановый акт, который специфичен не только по процедуре принятия, реализации и отчетности, но и по принципам, стадиям и участникам процессуальных действий. В этом аспекте бюджетный процесс представляет собой систему последовательных действий, урегулированных особыми нормами бюджетного права, по отношению к бюджетно-плановому акту.

В специальной литературе, как, впрочем, и в законодательстве, понятие бюджетного процесса до настоящего времени не имеет четкой определенности. Ведущим среди ученых-юристов является взгляд на бюджетный процесс как совокупность всех стадий прохождения бюджета как финансового плана в едином цикле, т.е. процесс составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждение бюджета и исполнение бюджета, составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета2.

Бюджетный кодекс РФ, определяя  бюджетный процесс, внес существенные коррективы по исправлению недостатков, но не до конца их устранил. Бюджетный процесс определен как регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса. Эта деятельность касается всех бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержанием этой деятельности является составление и рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контроль за их исполнением.

Таким образом, бюджетный процесс в узком смысле есть часть бюджетной деятельности, носящей организационно-процедурный характер и направленной на решение специфических задач обособленным кругом субъектов. Процедура отражает внутреннее содержание бюджетного процесса и регламентирует порядок применения процессуальных норм на любой стадии прохождения бюджетно-планового акта. Организационная сущность бюджетного процесса направлена на упорядочение отдельных действий его участников, координацию и субординацию их связей, достижение порядка и стадийной последовательности.

Важнейшей задачей бюджетного процесса является создание необходимых  условий для прохождения бюджетного плана по всему циклу, т.е. от начала составления его проекта до утверждения  отчетности за исполнение принятого и исполненного плана.

Процессуальные нормы  этой части бюджетной деятельности направлены на организацию бюджетного планирования, исполнения бюджетов и отчетности по ним. Они определяют состав участников бюджетно-процессуальной деятельности на всех уровнях бюджетной системы, их процедурные полномочия, виды и последовательность действий, порядок принятия решений.

 

1.2. Стадии бюджетного  процесса 

В специальной литературе и законодательстве бюджетный процесс в его узком понимании показан через совокупность прохождения бюджетным планом отдельных стадий. Деление бюджетного процесса на стадии обусловлено характером и очередностью работы над документами и материалами, обязательными для бюджетного планирования, организации бюджетного исполнения и отчетности. Каждая из стадий бюджетного цикла (фазы, периода) несет на себе особую нагрузку и имеет свое внутреннее строение и процедурное содержание.

А.Ю. Савин называет период прохождения бюджета по всем стадиям фазой, циклом, О.Н. Горбунова - «бюджетным циклом»3.

Иногда под бюджетным периодом рассматривают срок, в течение которого действует утвержденный бюджет, нередко совпадающий с календарным годом. С 1 января по 31 декабря бюджетный год установлен в Австрии, Бельгии, Болгарии, Германии, Мексике, России, Франции. С 1 апреля по 31 марта - в Англии, Дании, Индии, Канаде, Швейцарии, Японии. А с 1 июля по 31 июня следующего года - в Австралии, Бразилии, Нигерии. В США бюджетный год для федерального бюджета начинается с 1 октября и заканчивается 30 сентября, хотя в отдельных штатах эти сроки могут быть иные.

Выделяются следующие  стадии бюджетного процесса в Российской Федерации, которые включают в себя ряд последовательных процедур.

Начальная стадия бюджетного процесса — составление проекта  бюджета, которая включает следующие процедуры:

а) подготовительная процедура  по составлению проекта бюджета  или процедура бюджетного планирования и прогнозирования (Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, разработка прогноза социально-экономического развития, основных направлений бюджетной и налоговой политики);

б) непосредственное составление  проекта бюджета Министерством  финансов Российской Федерации, финансовыми  органами субъектов Российской Федерации  и муниципальными образованиями.

Таким образом, составлению проекта бюджета предшествует Бюджетное послание Президента Российской Федерации, которое представляет стратегию построения государственного бюджета на очередной финансовый год и направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего финансовому году.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период. Проекты  бюджетов второго и третьего уровня бюджетного системы Российской федерации составляются и утверждаются в соответствии с действующим законодательством на очередной финансовый год или на три года.

Составление проекта бюджета — это прерогатива исполнительных органов государственной власти и местных администраций муниципальных образований. Такое положение характерно не только для Российской Федерации, но и для зарубежных стран. Так, непосредственную работу по составлению проекта бюджета осуществляет: во Франции (Министерство экономики и финансов, Министерство бюджета), в Германии (Министерство финансов), в Японии (Министерство финансов), Великобритании (Казначейство), в США проект федерального бюджета вносит в Конгресс Президент, а работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет административно-бюджетное управление при Президенте США. Именно данное управление осуществляет координацию и общее руководство всеми органами исполнительной власти в бюджетном процессе.

Таким образом, законодатель регламентирует переход к составлению и утверждению федерального бюджета на три года в «формате скользящей трехлетки». В условиях рыночных отношений мы отошли от командно-административной системы управления общественными финансами. Однако основополагающим принципом финансовой деятельности является принцип плановости. Без планирования невозможно осуществлять финансовую деятельность государства и муниципальных образований, реализовать целевые программы, в том числе приоритетные национальные проекты, обеспечивать социальную стабильность общества.

Перспективное бюджетное  планирование требует высокой надежности макроэкономического прогнозирования. Отклонение от прогноза таких показателей, как инфляция, или других характеристик  состояния экономики может негативно  отразиться на результатах исполнения бюджета4.

Вторая стадия бюджетного процесса — рассмотрение и утверждение  проекта бюджета, которая включает следующие процедуры:

а) внесение проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа;

б) принятие к рассмотрению закона (решения) о бюджете;

в) экспертиза проекта федерального закона о федеральном бюджете Счетной палатой РФ и дача заключения;

г) рассмотрение и утверждение проекта закона в нескольких чтениях;

Информация о работе Бюджетный процесс, его характеристика, стадии