Бюджетный процесс, его характеристика, стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение теоретического материала по вопросам бюджетного процесса, его анализ и систематизация. В соответствии с целью определим задачи работы:
- рассмотреть понятие и сущность бюджетного процесса;
- дать характеристику основным стадиям бюджетного процесса.

Содержание работы

Введение
1. Бюджетный процесс, характеристика его стадий
1.1. Понятие и сущность бюджетного процесса
1.2. Стадии бюджетного процесса
2. Тесты
3. Практическое задание
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс характеристика его стадии.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

д) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (для федерального бюджета);

е) рассмотрение секретных статей федерального бюджета;

ж) рассмотрение, подписание и обнародование Президентом РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ и муниципального образования;

з) временное управление бюджетом.

Бюджет должен быть «прозрачным», подконтрольным не только на стадии составления  плана расходования бюджетных средств, но и особенно на стадии рассмотрения и утверждения бюджета с тем, чтобы обеспечить реальную аккумуляцию и расходование бюджетных ассигнований.

БК РФ закрепил, что  с 1 января 2000 г. проект федерального закона о федеральном бюджете рассматривается  в четырех чтениях, с 1 января 2008 г. — в трех чтениях (ст. 196 БК РФ).

Ответственным за рассмотрение проекта федерального бюджета является Комитет по бюджету Государственной Думы.

Третья стадия бюджетного процесса — исполнение бюджета и  осуществление бюджетного учета, которая  включает следующие процедуры:

а) составление и ведение сводной бюджетной росписи;

б) составление и ведение кассового плана, кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

в) исполнение бюджета по доходам;

г) исполнение бюджета по расходам;

д) внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете;

е) заключение бюджета.

Обеспечение эффективного и экономного использования бюджетных средств дает возможность реализации публичной властью приоритетных направлений государственной политики в рамках финансирования расходов федерального, регионального и муниципальных бюджетов. Исполнение бюджета предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных расходов.

В России предусмотрена казначейская система исполнения бюджета. Введение единого казначейского счета не означает ограничения финансовой самостоятельности распорядителей и получателей бюджетных ассигнований в вопросах использования этих средств при условии, что они используются ими в установленном порядке и в соответствии с решениями вышестоящих распорядителей бюджетных ассигнований. Кроме деятельности по финансовому управлению, казначейство может и должно на всех этапах процесса расходования средств осуществлять контроль за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Только так можно обеспечить единство государственных финансов и их эффективное использование.

Бухгалтерский учет операций со средствами федерального бюджета является еще  одной чрезвычайно важной функцией, выполнение которой возлагается  на Федеральное казначейство. Бухгалтерский учет обеспечивает достоверный автоматический механизм контроля всех операций. Именно он непрерывно дает представление о достоверной картине движения государственных финансовых ресурсов.

Стадия исполнения бюджета включает в себя исполнение бюджетов по доходам и исполнение бюджета по расходам.

Процедура кассового исполнения бюджета, состоящая в списании бюджетных  средств непосредственно со счета  органа Федерального казначейства в  пределах установленных лимитов  с отражением этой операции на лицевом счете бюджетополучателя, лишает возможности бюджетополучателя изменить направление финансирования, определенное федеральным бюджетом и вышестоящими распорядителями бюджетных ассигнований. И тем самым обеспечивается контроль за адресным и целевым использованием бюджетных средств.

В ст. 215.1 предусматривается возможность  субъекта Российской Федерации по соглашению с исполнительным органом государственной  власти передать ему полномочия Федерального казначейства по обслуживанию исполнения региональных и местных бюджетов. Тем самым законодатель закрепляет норму об использовании исполнительным органом государственной власти субъекта РФ казначейских методов и технологий кассового исполнения бюджета.

Таким образом, сущность казначейского исполнения бюджетов состоит: в функционировании единого счета соответствующего бюджета; применении системы лицевых счетов, отражающих движение бюджетных средств на счетах бюджетных организаций, открытых в кредитных организациях; осуществлении операций по распределению поступлений в бюджетную систему Российской Федерации через органы Федерального казначейства на счета соответствующих бюджетов; доведении финансирования непосредственно до конечных получателей: повышении оперативности и качества предварительного и текущего контроля за расходованием бюджетных средств; широком внедрении автоматизированных систем в расчетах и обеспечении информационных потоков; обязательности осуществления и учета кассовых операций органами Федерального казначейства.

Четвертая стадия бюджетного процесса — составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности, которая включает следующие процедуры:

а) составление бюджетной отчетности;

б) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета;

в) рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности является завершающей стадией бюджетного процесса. В понятии бюджетного процесса, закрепленном в ст. 6 БК РФ до внесения изменений ФЗ от 26.04. 2007 г. № 63-ФЗ, не была выделена стадия составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, хотя в структуре БК РФ имелась гл. 27 «Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета», которая регламентировала данную стадию бюджетного процесса.

Безусловно, составной  частью бюджетного процесса является стадия составления, рассмотрения и  утверждения отчета об исполнении бюджета, которая в определении бюджетного процесса ранее подменялась финансовым контролем.

В новой редакции БК РФ законодатель выделяет три процедуры для данной стадии бюджетного процесса: составление бюджетной отчетности; внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета; рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

При процедуре составления  бюджетной отчетности выделяется новый участник бюджетного процесса — главный администратор бюджетных средств. Бюджетный учет представляет упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства (п.2. ст.264.1 БК РФ).

Ответственными за результаты исполнения бюджета и за формирование бюджетной отчетности являются субъекты бюджетных правоотношений, которые исполняют свою часть бюджета согласно закону (решению) о бюджете, а не финансовые органы, которые на практике отвечают за исполнение бюджета вместо соответствующих администраторов. Однако администраторы бюджетных средств осуществляют контроль за поступлением от плательщиков платежей в бюджет, принимают обязательства от имени публично-правовых образований, исполняют их, а также обеспечивают результативность расходования бюджетных средств.

Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения годового отчета об исполнении бюджета. На федеральном уровне внешнюю проверку годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляет Счетная палата РФ.

БК РФ проводит разграничение  между двумя документами: отчетом об исполнении бюджета (как бухгалтерским документом, подписанным соответствующими должностными лицами); законом (решением) об исполнении бюджета (как формой выражения мнения законодателя об отчете).

Вместе с тем, законодатель закрепляет в БК РФ (ст. 264.6) положение  о том, что отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждается законом (решением) об исполнении бюджета. Иными словами, на федеральном уровне принимается федеральный закон об исполнении федерального бюджета, на уровне субъектов РФ — закон субъекта РФ об исполнении бюджета субъекта РФ, на уровне муниципального образования — решение муниципального образования об исполнении данного бюджета. Таким образом, отчет об исполнении бюджета облекается в правовую форму.

Законодатель в БК РФ не устанавливает правовые последствия  в случае отклонения отчета об исполнении федерального бюджета. В такой ситуации согласно БК РФ необходимо руководствоваться нормой, закрепленной в п.З. ст. 264.5. БК РФ, которая гласит, что « в случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц». Дальнейшая процедура рассмотрения и утверждения закона (решения) об исполнении бюджета не прописана, да и четких правовых последствий отклонения закона (решения) об исполнении бюджета в БК РФ не предусмотрено. Представляется необходимым закрепить в БК РФ нормы, регламентирующие правовые последствия отклонения отчета об исполнении бюджета, что позволит повысить ответственность администраторов бюджетных средств и иных субъектов бюджетных правоотношений за результативное и эффективное исполнение бюджета5.

Рассмотренные стадии бюджетного процесса носят цикличный, повторяющийся характер и последовательно сменяют друг друга. Завершение и выполнение одной стадии является условием и началом другой стадии бюджетного процесса.

 

2. Тесты

 

1.1. Кто выступает кредитором при государственном кредите?

а) физические лица

б) государственные органы

в) юридические лица

г) государственные и частные предприятия

 

1.2. Что относится к  текущим расходам бюджета?

а) финансирование капитального ремонта

б) оплата государственных служащих

в) расходы на капитальное строительство

г) приобретение медицинского оборудования

 

1.3. Что включает бюджетная система унитарных государств?

а) государственный (федеральный) бюджет

б) государственный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты

в) бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты

г) государственный бюджет и местные бюджеты

 

2.1. Какие из ниже названных средств могут предоставляться из бюджета на возвратной, возмездной и безвозмездной основе?

а) бюджетные кредиты

б) субвенции

в) субсидии

г) бюджетные ссуды

д) дотации

 

2.2. В какой из классификаций  федерального бюджета выделяется раздел «Национальная оборона»?

а) функциональная

б) экономическая

в) ведомственная

г) воспроизводственная

 

2.3. Определить налоговую систему можно как…

а)  принципы, формы и методы установления, изменения и отмены уплаты налогов

б) система органов налогового контроля

в) совокупность всех действующих налогов

г) совокупность действующих в стране бюджетов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическое задание

 

  1. Рассчитайте по данным таблицы удельный вес каждого из направлений расходов в расходах в целом, а также каждого из видов расходов в отдельности и расходов в целом относительно ВВП. Кроме того, рассчитайте темпы прироста (цепные) указанных в строке показателей. Вставьте полученные данные в таблицу для дальнейшего анализа.

Таблица 1

Удельный вес статей расходов и динамика показателей

Статья расходов бюджета

 

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

млрд. руб.

уд. вес, %

млрд. руб.

уд. вес, %

темп прироста, %

млрд. руб.

уд. вес, %

темп прироста, %

млрд. руб.

уд. вес, %

темп прироста, %

Промышленность, энергетика, строительство

33,1

2,73

34,6

2,56

4,53

45,7

2,40

32,08

57,9

2,77

26,70

Сельское хозяйство

10,4

0,86

18,8

1,39

80,77

22,8

1,20

21,28

29,3

1,40

28,51

Транспорт и дорожное хозяйство

17,9

1,47

26,6

1,97

48,60

60,5

3,18

127,44

90,9

4,35

50,25

Расходы

бюджета

1214,2

100

1349,5

100

11,14

1900,6

100

40,84

2089,6

100

9,94

ВВП, трлн. руб.

4050

 

4350

 

7,41

6850

 

57,47

9080

 

32,55

Инфляция, %

12

*

10

*

*

12

*

*

16

*

*

Информация о работе Бюджетный процесс, его характеристика, стадии