Бюджетный процесс, его характеристика, стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение теоретического материала по вопросам бюджетного процесса, его анализ и систематизация. В соответствии с целью определим задачи работы:
- рассмотреть понятие и сущность бюджетного процесса;
- дать характеристику основным стадиям бюджетного процесса.

Содержание работы

Введение
1. Бюджетный процесс, характеристика его стадий
1.1. Понятие и сущность бюджетного процесса
1.2. Стадии бюджетного процесса
2. Тесты
3. Практическое задание
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс характеристика его стадии.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2

Доли бюджетных расходов относительно ВВП

Статья расходов бюджета

 

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

млрд. руб.

уд. вес, %

млрд. руб.

уд. вес, %

млрд. руб.

уд. вес, %

млрд. руб.

уд. вес, %

Промышленность, энергетика, строительство

33,1

0,0082

34,6

0,0080

45,7

0,0067

57,9

0,0064

Сельское хозяйство

10,4

0,0026

18,8

0,0043

22,8

0,0033

29,3

0,0032

Транспорт и дорожное хозяйство

17,9

0,0044

26,6

0,0061

60,5

0,0088

90,9

0,0100

Расходы бюджета

1214,2

0,2998

1349,5

0,3102

1900,6

0,2775

2089,6

0,2301

ВВП, трлн. руб.

4050

100

4350

100

6850

100 

9080

100


  1. Проведите сравнительный анализ темпов прироста обозначенных в таблице расходов и расходов бюджета в целом. Сделайте вывод о тенденциях развития государственного финансирования указанных направлений в национальной хозяйственной системе.

Анализ динамики представленных показателей позволяет сделать  выводы:

- расходы в целом в 2000 г. увеличились на 11,14%, в 2001 г.  наблюдается наибольший рост – на 40,84%, в 2002 г. также наблюдается увеличение, но менее значительное – на 9,94%;

- динамика расходов  на промышленность, энергетику и  строительство сходна с динамикой  общих расходов – прослеживается  их увеличение на 4,53, 32,08 и 26,70% соответственно в 2000, 2001 и 2002 гг.;

- расходы на сельское  хозяйство имели наибольший темп  прироста в 2000 г. (80,77%), в 2001 и 2002 г. он снизился до 21,28 и 28,51% соответственно;

- расходы на транспорт  и дорожное хозяйство на протяжении  всего исследуемого периода возрастали достаточно сильно: на 48,60, 128,44 и 50,25% соответственно в 2000, 2001 и 2002 гг.

Таким образом, наибольшими  темпами увеличивались расходы  на транспорт и дорожное хозяйство, их темпы прироста значительно превышают  темпы прироста расходов в целом, что говорит о приоритетности данного направления финансирования. Однако и динамика расходов на промышленность, энергетику и строительство, а также сельское хозяйство также довольно высока.

  1. Оцените изменение доли бюджетных расходов относительно ВВП.

В целом доля бюджетных расходов относительно ВВП с 2000 г. имеет тенденцию к снижению – с 0,3102% в 2000 г. до 0,2301 в 2002 г. Такую же тенденцию имеют расходы на промышленность, энергетику и строительство – с 0,0082% в 1999 г. до 0,0064 в 2002 г., сельское хозяйство – с 0,0043% в 2000 г. до 0,0032 в 2002 г. Что же касается расходов на транспорт и дорожное хозяйство, их доля относительно ВВП растет – с 0,0044 в 1999  г., 0,0061% в 2000 г., 0,0088 в 2001 г. до 0,0100 в 2002 г.

  1. Сравните динамику (темпы приростов) бюджетных расходов в целом и по отдельным статьям с динамикой ВВП. Сделайте вывод об изменении приоритетов государственного финансирования в указанных направлениях.

Объем ВВП за исследуемый период увеличился в 2000 г. на 7,41%, в 2001 г. резко возрос – на 57,47%, в 2002 г. – на 32,55%. Динамика общих расходов бюджета сходна с динамикой ВВП, однако в 2002 г. имеет более низкий темп прироста. Динамика расходов на промышленность, энергетику и строительство сходна с динамикой общих расходов. Особо быстрыми темпами, значительно превышающими темпы роста ВВП, растут расходы на транспорт и дорожное хозяйство, следовательно, данное направление финансирования является приоритетным в этот период развития государства.

  1. Дополните анализ в пп. 3 и 4 сопоставлением с инфляцией для получения реальных показателей изменения тенденций государственного финансирования.

Учитывая снижение инфляции в 2000 г. с 12 до 10% и ее довольно значительный рост в 2002 г. до 16% можно сделать вывод, что рост всех статей бюджетных расходов, в т.ч. и рост объема ВВП в 2002 г. в сопоставлении с инфляцией не является довольно значительным. А наибольшие темпы роста экономики проявляются в 2000 г. – как объема ВВП, так и расходов государственного бюджета.

  1. Обоснуйте окончательный вывод об уровне развития национальной хозяйственной системы, об изменении государственного финансирования и о возможных тенденциях развития бюджетного финансирования. При любой оценке позиция студента должна быть обоснована.

Таким образом, объем  ВВП за исследуемый период увеличился в 2000 г. на 7,41%, в 2001 г. резко возрос – на 57,47%, в 2002 г. – на 32,55%, расходы в целом в 2000 г. увеличились на 11,14%, в 2001 г.  наблюдается наибольший рост – на 40,84%, в 2002 г. также наблюдается увеличение, но менее значительное – на 9,94%. Наибольшими темпами увеличивались расходы на транспорт и дорожное хозяйство, их темпы прироста значительно превышают темпы прироста расходов в целом, что говорит о приоритетности данного направления финансирования. Динамика общих расходов бюджета сходна с динамикой ВВП, однако в 2002 г. имеет более низкий темп прироста. Динамика расходов на промышленность, энергетику и строительство сходна с динамикой общих расходов. Особо быстрыми темпами, значительно превышающими темпы роста ВВП, растут расходы на транспорт и дорожное хозяйство, следовательно, данное направление финансирования является приоритетным в этот период развития государства.

На основе анализа  можно сделать вывод, что государство  финансирует транспортную отрасль, в меньшей степени растут расходы на промышленность и сельское хозяйство, однако при дальнейшем увеличении объема ВВП, росте общих расходов и эти статьи финансирования будут закономерно увеличиваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета. Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом: составление, рассмотрение, утверждение, исполнение.

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ —  регламентируемая нормами права  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают: глава государства; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и местного финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители бюджетных средств.

Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов  всех уровней власти по доходам и  по расходам.

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. – М., 2002.
  2. Болтинова О. В. Бюджетное право. Учебное пособие. - М.: Полиграф ОПТ, 2008.
  3. Болтинова О. В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Теоретические основы и проблемы развития: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук.  
    - М., 2008.
  4. Болтинова О. В. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ // Под ред. Е. Ю. Грачевой. - М.: Проспект, 2008.
  5. Болтинова О. В. Стадии бюджетного процесса в зарубежных странах. Учебное пособие. – М.: Профобразование, 2007.
  6. Мартыненко В. Е. Правовое регулирование бюджетного процесса в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга). Дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. - СПб., 2006.
  7. Пешин М. А. Бюджетный процесс в субъекте РФ (региональный аспект) : диссертация на соискание уч. степени к.ю.н. - М., 2004.
  8. Финансовое право / Под ред. О. Н. Горбуновой. - М.: Юрист, 2009.
  9. Финансовое право / Под ред. С. В. Запольского. - М.: Эксмо, 2007.
  10. Шевелева Н. А. Бюджетная система России. – СПб., 2008.

1 Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристь, 2002. С. 225.

2 Буневич К.Г. Бюджетная система Российской Федерации. – М., 2011. С. 156.

3 Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. - М., 2009. С. 104.

4 Болтинова О. В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Теоретические основы и проблемы развития: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук.  
- М., 2008. С. 17.

5 Болтинова О. В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Теоретические основы и проблемы развития: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук.  
- М., 2008. С. 22.

 


Информация о работе Бюджетный процесс, его характеристика, стадии