Бюджетный процесс и его совершенствование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика бюджетного процесса 5
Понятие и основные этапы бюджетного процесса 5
Основные участники бюджетного процесса, их функции и
полномочия 7
Особенности бюджетного процесса в зарубежных странах 1
Недостатки бюджетного процесса в РФ на современном этапе 18
Совершенствование методологии планирования бюджетных
показателей 18
Проблемы повышения эффективности использования бюджетных
средств 21
Проблемы бюджетного регулирования в РФ 22
Заключение 42 Список литературы 44

Файлы: 1 файл

курсовая работа по финансам.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)
  • Третьим этапом бюджетного процесса является исполнение бюджета, устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл. 24, 25 БК РФ).

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

  • Четвертым, завершающим, этапом бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового  года министр финансов (Силуанов Антон Германович с 16.12.2011 - по сей день) издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств  сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ). Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно, не позднее 1 июня текущего года, Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета Дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный  и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

 

    1. Основные участники бюджетного процесса, их функции и

полномочия

 

В соответствии со ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются: 

– Президент Российской Федерации;

– Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

– законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

– исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

– Центральный банк Российской Федерации;

– органы государственного (муниципального) финансового контроля;

– органы управления государственными внебюджетными фондами;

– главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

– главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

– главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

– получатели бюджетных средств.

Законодательством РФ и субъектов  РФ бюджетные полномочия могут быть возложены и на иные органы.

Полномочия Президента РФ в бюджетном процессе вытекают из Конституции РФ, согласно положениям, которой Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, включая финансово-экономическую политику; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства и, соответственно, с бюджетным посланием; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и уполномочен использовать в этих целях согласительные процедуры, в том числе в бюджетном процессе. 

Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации (ст. 153 БК РФ).

Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения (ст. 154 БК РФ).

Центральный банк Российской Федерации  совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики; обслуживает счета бюджетов; осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Кредитные организации  могут привлекаться на основании  агентского соглашения для осуществления  операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов. Однако, согласно п. 3 ст. 156 Бюджетного кодекса РФ, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты (в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций).

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (ст. 157 БК РФ).

В соответствии со ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных  средств (главный распорядитель  средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Основные его бюджетные  полномочия определены ст. 158 БК РФ:

  1. обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
  2. формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
  3. ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
  4. осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
  5. составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета и др.

Главными  распорядителями средств федерального бюджета являются, как правило, министерства и ведомства, а средств бюджетов субъектов РФ -министерства, управления и отделы исполнительных органов власти субъектов РФ. Например, Министерство внутренних дел РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, а управление здравоохранения администрации субъекта РФ - главным распорядителем соответствующих средств областного бюджета. На уровне муниципальных образований главного распорядителя средств по муниципальному образованию может и не быть. Однако в крупных городах в качестве главного распорядителя средств городского бюджета выступает глава исполнительного органа местного самоуправления. 

Непосредственное расходование бюджетных средств осуществляется получателями бюджетных средств, которыми являются бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ). При этом бюджетное учреждение определяется как государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. К числу получателей бюджетных средств относятся школы, больницы, поликлиники и т.д.

Помимо названных участников бюджетного процесса к их числу относятся  и некоторые другие, перечисленные  в ст. 152 БК РФ.  

В частности БК РФ ввёл новых участников бюджетного процесса. К ним относятся:

– администратор доходов бюджета;

– главный администратор доходов бюджета;

– администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета);

– главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета).

Их полномочия определены ст. 6, 160.1, 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

    1. Особенности бюджетного процесса в зарубежных странах

 

Бюджет государства  играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни  любой страны, но в каждой стране он проходит по-разному. В этом разделе мы рассмотрим бюджетный процесс таких стран как Соединенные Штаты Америки (США), Германии, Японии и Китая (КНР).

Бюджетная система Правительства США предоставляет возможность Президенту и Конгрессу решать, сколько денег тратить, как их тратить и за счет каких средств осуществлять расходы. Посредством бюджетной системы решается вопрос распределения ресурсов между агентствами федерального правительства. Бюджетная система фокусируется преимущественно на финансовых ресурсах, затрагивая, впрочем, и вопросы занятости в государственном секторе. Решения, принятые в бюджетном процессе, затрагивают страну в целом, Федеральное правительство и правительства штатов, а также каждого гражданина. Конгресс и Президент узаконивают бюджетные решения, а развитая бюджетная система проводит эти решения в жизнь.

Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается в США - за 18, в России в последние годы - за 9-10 месяцев. Проект бюджета разрабатывает специальный орган - Административно-бюджетное управление при президенте.

В настоящее время бюджетный процесс США регламентируется Конституцией и рядом законов:

  • Закон о сбалансированности (1905г.).
  • Закон о бюджете, учете и отчетности (1921г.), который установил полномочия бюджетного бюро (предшественника Управления менеджмента и бюджета) и высшего органа внешнего аудита.
  • Закон о бюджете Конгресса и об ограничении права Президента на блокирование бюджетных расходов (1974г.), который регулирует процесс обсуждения и утверждения бюджета в Конгрессе.
  • Закон о генеральных инспекторах (1978г.), регулирующий внутренний аудит.
  • Закон о добросовестности федеральных менеджеров.

Бюджетный процесс в США состоит их трех этапов:

  1. президентская редакция бюджета;
  2. прохождение бюджета через Конгресс;
  3. исполнение бюджета.

Многие бюджетные решения США имеют мировое значение.

Бюджетный год в Германии совпадает с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета. На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджеты на утверждение федеральному правительству. Одобренный кабинетом министерств, проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет направляется в верхнюю палату парламента (бундесрат), где рассматривается в течение трех недель. Из бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату парламента (бундестаг). В случае внесения одной из палат парламента поправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подписывается главой правительства и становится законом. В те же сроки, в такой же последовательности составляются проекты бюджетов земель и общин. Однако если федеральное правительство формально не имеет права контролировать финансы земель, то земли обязаны установить такой контроль за бюджетами общин. Бюджеты земель утверждаются ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длительный период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, земли имеют право выпускать краткосрочные займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения. Высшим контрольным органом Германии в области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета. Бюджетная политика Германии подчиняется общим целям экономической политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета.

Информация о работе Бюджетный процесс и его совершенствование в современных условиях