Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:25, курсовая работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Введение 3
1. Общая характеристика бюджетного процесса 5
Понятие и основные этапы бюджетного процесса 5
Основные участники бюджетного процесса, их функции и
полномочия 7
Особенности бюджетного процесса в зарубежных странах 1
Недостатки бюджетного процесса в РФ на современном этапе 18
Совершенствование методологии планирования бюджетных
показателей 18
Проблемы повышения эффективности использования бюджетных
средств 21
Проблемы бюджетного регулирования в РФ 22
Заключение 42 Список литературы 44
Основные положения, определяющие бюджетный процесс Японии, закреплены в Конституции Японии от 3 ноября 1946 г. В соответствии со статьями Конституции за парламентом закрепляются полномочия в вопросах распоряжения государственными финансами и налоговой политики. Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.
Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.
Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам.
Бюджетный процесс проходит четыре стадии. Первая стадия - разработка и утверждение правительственного проекта бюджета органами исполнительной
власти. Вторая стадия - обсуждение и принятие правительственного проекта парламентом; она должна завершиться до начала нового финансового года, который в Японии начинается с 1 апреля. Третья стадия - исполнение бюджета. Четвертая стадия - процесс отчетности за исполнение бюджета.
В целом бюджетный цикл от начала разработки бюджета и до одобрения отчетности парламентом занимает примерно 3,5 года.
Высокую роль в разработке и утверждении бюджета играет бюджетное бюро, в этом заключается специфическая черта Японии. Для сравнения, в США центр тяжести в процессе принятия решения по бюджету находится в конгрессе; во Франции, Англии, Германии велика роль президента, премьера, заседания кабинета. В Японии же (до последнего времени) считалось небывалым делом, чтобы в процесс формирования бюджета вмешивался премьер-министр, чтобы на заседании кабинета министров проект бюджета получал замечания по существу, чтобы бюджет корректировали по совету парламента.
Бюджетная система Китая сегодня состоит из пяти уровней: центральный
бюджет; бюджеты провинций и автономных
районов; бюджеты городов центрального
подчинения; бюджеты городов, уездов, автономных
округов с подчиненными единицами низшего
административно-
До 1979 г. Китай был отгорожен от мировой экономики и был закрыт для других стран.
В бюджетном процессе КНР, как и в иных странах, можно выделить четыре стадии:
Общегосударственный ежегодный бюджет, согласно Конституции КНР и Закону о бюджете КНР (1994г.), утверждается на собрании Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и вводиться в действие указом председателя КНР. Бюджеты нижестоящих уровней утверждаются собраниями народных представителей (СНП) соответствующего уровня. Не допускается принятие решений, которые привели бы к увеличению расходов бюджета, без одобрения ВСНП или СНП.
Следует отметить, что в отличие от формулы баланса бюджетов Российской Федерации, которая является трехчленной и включает в себя доходы, расходы и источники их финансирования дефицита бюджета, в Китае бюджет является двойным и представляет собой баланс расходов и доходов. Однако государственный бюджет, согласно бюджетному законодательству, должен составляться бездефицитным, аналогично государственному бюджету СССР. Это предполагает выравнивание всех возникающих диспропорций через перераспределение расходов и доходов на уровне вышестоящего бюджета.
Таким образом, несмотря на единство общих принципов организации бюджетного процесса и построения бюджетных систем, разные страны имеют целый ряд различий, обусловленных особенностями национального законодательства, а также государственного устройства и государственного строя.
В настоящее время Российская Федерация в целом соответствует лучшей мировой практике правового обеспечения бюджетного процесса, соответствующие бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов или иных решений представительных (законодательных) органов власти. Однако на основании опыта других ведущих стран мира следует обеспечить основным источникам бюджетного права России более стабильные условия действия.
показателей
Методология планирования – это совокупность приемов исследования с целью познания и преобразования действительности. Методология планирования включает в себя логику, методы и принципы.
Методы и принципы планирования (и доходов и расходов):
Эффективность процессов и методов бюджетного планирования и прогнозирования непосредственно влияет на экономику Российской Федерации в части формирования федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований.
Бюджетное планирование, ориентированное на результат, является непрерывным процессом, включающим замкнутый цикл, состоящий из этапов «стратегическое планирование - тактическое планирование - результат - оценка результата».
Выделим основные методы планирования бюджетных расходов:
Процесс развития методологии планирования расходов бюджетов включает: развитие и дополнение существующих методов планирования бюджетов, трансформирующееся в разработку новых методов планирования; выбор и определение инструментов бюджетного планирования, таких, как конкретные алгоритмы и критерии расчета в соответствии с предложенными методиками расчета проектировок бюджетов; предварительная оценка внедрения в бюджетный процесс предлагаемых методов планирования бюджета, включая оценку результативности и эффективности внедряемых методов; непосредственная организация бюджетного планирования на основе выбранных методов; оценка полученных результатов от внедрения в бюджетный процесс того или иного метода планирования, адаптация предложенных методов с учетом специфики территориального и экономического развития государства.
средств
Актуальной темой исследования на сегодняшний день определяется насущной необходимостью повышения эффективности использования государственных и муниципальных бюджетных средств, направляемых на развитие социальной сферы. Решение этой проблемы является одной из основных целей реформы бюджетной системы и бюджетного процесса, осуществляемой в настоящее время в Российской Федерации. Основной смысл данной бюджетной реформы состоит в переходе от идеологии контроля над затратами к идеологии управления результатами путем оптимальной децентрализации управления государственными и муниципальными финансами.
Основной задачей правового
и методологического
Формирование перечня мероприятий, финансируемых из бюджета, в соответствии со степенью их полезности (востребованности), признанной обществом;
предотвращение расходов, сверх минимально необходимых для выполнения мероприятий, финансируемых из бюджета (неэффективное и нецелевое расходование средств);
- наличие эффективной системы общественного контроля и воздействия на субъекты, принимающие решения в рамках бюджетного процесса
Информация о работе Бюджетный процесс и его совершенствование в современных условиях