Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование сущности бюджета и определение его роли в системе финансовых отношений.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить сущность бюджетной системы и бюджетного устройства РФ;
2. Рассмотреть принципы бюджетной системы РФ;
3. Исследовать принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов.
Объект исследования – бюджет Российской Федерации.
Предмет исследования – принципы построения бюджета Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность бюджета, бюджетной системы и принципов построения 5
1.1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 5
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 10
2. Характеристика системы бюджета Российской Федерации 14
2.1. Принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов 14
2.2 Бюджетный процесс и параметры федерального бюджета…………….19
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

      Бюджеты второго уровня - бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов - облекаются в форму законов субъектов РФ. Соответствующая норма Кодекса находит свое подтверждение в конституционном и бюджетном законодательстве субъектов РФ4.

      Местные бюджеты, составляющие третий уровень  бюджетной системы РФ, принимаются  в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

      Данная  норма закреплена в ст. 132 Конституции  РФ и получила свое дальнейшее развитие в Законе об общих принципах организации  местного самоуправления, в котором  в ст. 15 рассмотрены вопросы утверждения местного бюджета и отнесены к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления. Однако следует учитывать, что в 2003 г. был принят Закон об общих принципах организации местного самоуправления, который вступил в действие с 1 января 2006 г. В Законе о финансовых основах местного самоуправления в ст. 5 устанавливается, что формирование местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

      В законах, принимаемых на уровне субъекта РФ, может уточняться порядок утверждения местных бюджетов.

      Правовые  нормы, которые регулируют порядок  оформления местных бюджетов, обычно содержатся в уставах муниципальных  образований. В них, как правило, закрепляется, что оформление местных бюджетов происходит в виде решений представительных органов муниципальных образований.

      1.2. Принципы бюджетной  системы Российской  Федерации

      Бюджетным кодексом РФ (глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

      - единства бюджетной системы Российской Федерации;

      - разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы;

      - самостоятельности бюджетов;

      - полноты отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

      - сбалансированности бюджета;

      - эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

      - общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

      - гласности;

      - достоверности бюджета;

      - адресности и целевого характера  бюджетных средств5.

      Принцип единства бюджетной системы означает единство:

      - правовой базы

      - денежной системы

      - форм бюджетной документации

      - принципов бюджетного процесса

      - санкций за нарушения бюджетного  законодательства

      - единый порядок финансирования  расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы,

      - ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

      Принцип разграничения доходов  и расходов между  уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

      Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти  и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев6.

      Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

      Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

      Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

      Принцип эффективности и  экономности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

      Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

      Доходы  и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

      Принцип гласности означает:

      - обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных  бюджетов, отчетов об их исполнении

      - полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;

      - обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

      Принцип достоверности бюджета означает:

      - надежность показателей прогноза  социально-экономического развития соответствующей территории;

      - реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

      Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей7.

      Таким образом, мы рассмотрели сущность бюджетной  системы и принципов построения бюджетов Российской Федерации.

      В следующей главе мы подробно охарактеризуем принципы построения бюджета РФ.

     2. Характеристика системы бюджета Российской Федерации

      2.1. Принципы единства  бюджетной системы,  разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов

 

     Рассмотрим  вышеназванные принципы подробнее.

     Принцип единства бюджетной системы предполагает:

     - единство бюджетного законодательства, принципов организации бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства;

     - единый порядок установления  и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и отчетности.

     Федеральный закон № 115-ФЗ "О бюджетной классификации  Российской Федерации" от 15.08.1996 г. определяет бюджетную классификацию как группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

     Приказ  Минфина РФ № 119н "О применении бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджета на 2006 год" от 14.09.2005 г.  учитывает изменения в Бюджетном кодексе, вступающие в силу  с 1 января 2006 года, определяет структуру доходов и расходов бюджета, источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, администраторов поступлений в бюджеты и главных распорядителей средств федерального бюджета8.

     Санкции за нарушение бюджетного законодательства определены в ст.

282 Бюджетного  кодекса:

     - предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

     - блокировка расходов;

     - изъятие бюджетных средств;

     - приостановление операций по  счетам в кредитных организациях;

     - наложение штрафа;

     - начисление пени;

     - иные меры в соответствии с  Бюджетным кодексом и федеральными законами.

     Ведение бюджетной отчетности определяет Приказ Минфина РФ № 5н "Об утверждении  Инструкции о порядке составления  и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности" от 21.01.2005 г.  Бюджетные организации составляют отчетность по новому Плану счетов (Приказ Минфина РФ № 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" от 26.08.2004 г.) с 01 октября 2005 года.

     Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает:

     - закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы;

     - определение полномочий органов  государственной власти или органов  местного самоуправления по формированию  доходов, установлению и исполнению расходных обязательств9.

     Полномочия  федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления по формированию доходов бюджетов закреплены в ст. 53, 59, 64 Бюджетного кодекса.

     Разграничение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований можно найти в ст. 84-86 Бюджетного кодекса. Кроме того, органы государственной власти и органы

местного  самоуправления обязаны вести реестры  расходных обязательств.

     Реестр  расходных обязательств – это  перечень нормативных правовых актов, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

     Порядок ведения реестра расходных обязательств на федеральном уровне установлен Правительством РФ  в Постановлении № 440 "О  порядке ведения реестра расходных  обязательств Российской Федерации" от 16.07.2005 г.

     Порядок ведения реестра субъекта Федерации  устанавливает исполнительный орган государственной власти субъекта. Реестр субъекта Федерации и свод реестров муниципальных образований представляются в Министерство финансов РФ. Реестр муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией. Реестр представляется органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.

Информация о работе Бюджетный процесс