Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:57, курсовая работа
Цель работы – исследование сущности бюджета и определение его роли в системе финансовых отношений.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить сущность бюджетной системы и бюджетного устройства РФ;
2. Рассмотреть принципы бюджетной системы РФ;
3. Исследовать принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов.
Объект исследования – бюджет Российской Федерации.
Предмет исследования – принципы построения бюджета Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность бюджета, бюджетной системы и принципов построения 5
1.1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 5
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 10
2. Характеристика системы бюджета Российской Федерации 14
2.1. Принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов 14
2.2 Бюджетный процесс и параметры федерального бюджета…………….19
Заключение 30
Список литературы 31
Бюджеты второго уровня - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - облекаются в форму законов субъектов РФ. Соответствующая норма Кодекса находит свое подтверждение в конституционном и бюджетном законодательстве субъектов РФ4.
Местные бюджеты, составляющие третий уровень бюджетной системы РФ, принимаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Данная норма закреплена в ст. 132 Конституции РФ и получила свое дальнейшее развитие в Законе об общих принципах организации местного самоуправления, в котором в ст. 15 рассмотрены вопросы утверждения местного бюджета и отнесены к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления. Однако следует учитывать, что в 2003 г. был принят Закон об общих принципах организации местного самоуправления, который вступил в действие с 1 января 2006 г. В Законе о финансовых основах местного самоуправления в ст. 5 устанавливается, что формирование местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
В законах, принимаемых на уровне субъекта РФ, может уточняться порядок утверждения местных бюджетов.
Правовые нормы, которые регулируют порядок оформления местных бюджетов, обычно содержатся в уставах муниципальных образований. В них, как правило, закрепляется, что оформление местных бюджетов происходит в виде решений представительных органов муниципальных образований.
Бюджетным кодексом РФ (глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
-
единства бюджетной системы
-
разграничения доходов и
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
-
общего (совокупного) покрытия
- гласности;
- достоверности бюджета;
-
адресности и целевого
Принцип единства бюджетной системы означает единство:
- правовой базы
- денежной системы
- форм бюджетной документации
- принципов бюджетного процесса
-
санкций за нарушения
- единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы,
- ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.
Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает:
- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении
- полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;
- обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает:
-
надежность показателей
-
реалистичность расчета
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей7.
Таким образом, мы рассмотрели сущность бюджетной системы и принципов построения бюджетов Российской Федерации.
В следующей главе мы подробно охарактеризуем принципы построения бюджета РФ.
Рассмотрим вышеназванные принципы подробнее.
Принцип
единства бюджетной системы
- единство бюджетного законодательства, принципов организации бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства;
-
единый порядок установления
и исполнения расходных
Федеральный закон № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15.08.1996 г. определяет бюджетную классификацию как группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Приказ Минфина РФ № 119н "О применении бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджета на 2006 год" от 14.09.2005 г. учитывает изменения в Бюджетном кодексе, вступающие в силу с 1 января 2006 года, определяет структуру доходов и расходов бюджета, источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, администраторов поступлений в бюджеты и главных распорядителей средств федерального бюджета8.
Санкции за нарушение бюджетного законодательства определены в ст.
282 Бюджетного кодекса:
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
-
приостановление операций по
счетам в кредитных
- наложение штрафа;
- начисление пени;
- иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.
Ведение бюджетной отчетности определяет Приказ Минфина РФ № 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности" от 21.01.2005 г. Бюджетные организации составляют отчетность по новому Плану счетов (Приказ Минфина РФ № 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" от 26.08.2004 г.) с 01 октября 2005 года.
Принцип
разграничения доходов и
- закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы;
-
определение полномочий
Полномочия
федеральных органов
Разграничение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований можно найти в ст. 84-86 Бюджетного кодекса. Кроме того, органы государственной власти и органы
местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.
Реестр расходных обязательств – это перечень нормативных правовых актов, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Порядок
ведения реестра расходных
Порядок ведения реестра субъекта Федерации устанавливает исполнительный орган государственной власти субъекта. Реестр субъекта Федерации и свод реестров муниципальных образований представляются в Министерство финансов РФ. Реестр муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией. Реестр представляется органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.