Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование сущности бюджета и определение его роли в системе финансовых отношений.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить сущность бюджетной системы и бюджетного устройства РФ;
2. Рассмотреть принципы бюджетной системы РФ;
3. Исследовать принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов.
Объект исследования – бюджет Российской Федерации.
Предмет исследования – принципы построения бюджета Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность бюджета, бюджетной системы и принципов построения 5
1.1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 5
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 10
2. Характеристика системы бюджета Российской Федерации 14
2.1. Принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов 14
2.2 Бюджетный процесс и параметры федерального бюджета…………….19
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

     Федеральный бюджет Российской Федерации 2010 года юридически оформлен в виде Федерального закона от 2 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

     Доходы  бюджета были утверждены в размере  6 950 млрд руб., расходы — в размере 9 886,9 млрд руб., исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 43 187 млрд рублей и уровня инфляции не превышающего 10 %.

     В 2011 году прогнозируется увеличение доходов  бюджета до 7 455,7 млрд руб., расходы же снизятся — до 9 389,8 млрд руб. (при ожидаемом увеличении ВВП до 48 072 млрд руб и инфляции не более 8 %).

     В 2012 году доходы должны снова возрасти — до 8 069,6 млрд руб., расходы возрастут по сравнению с 2011, но не достигнут уровня 2010 — 9 681 млрд руб. (при очередном ожидаемом увеличении ВВП до 53 712 млрд руб и инфляции не более 7 %).

     В открытой части бюджета распределяется 8 847 млрд руб., в секретных приложениях — 1 039,9 млрд руб. (10,5 %).

     Расходы федерального бюджета на 2009—2011 гг.
            2009 г.      2010 г.      2011 г.
     Общегосударственные вопросы 885 9,0 % 1 087 11,0 % 1135      8,2 %
     Национальная  оборона 19 6,3 % 678 6,9 % 807 5,8 %
     Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 707 7,2 % 727 7,4 % 889 6,4 %
     Национальная  экономика 1920 19,5 % 1 366 13,8 % 1371 9,9 %
     ЖКХ 127 1,3 % 103 1,0 % 79 0,6 %
     Охрана  окружающей среды 13 0,1 % 12 0,1 % 15 0,1 %
     Образование 388 4,0 % 386 3,9 % 465 3,4 %
     Культура, кинематография, СМИ 110 1,1 % 107 1,1 % ? ? %
     Здравоохранение, физическая культура и спорт 323 3,3 % 325 3,3 % ? ? %
     Социальная  политика 320 3,3 % 329 3,3 % ? ? %
     Межбюджетные  трансферты 3 443 35 % 3 725 37,7 % ? ? %
     Cекретно 985 10,0 % 1 040 10,5% ? ? %
     ИТОГО: 9 845 100 % 9 100 % ? ? %

     30 сентября был внесен в Государственную  думу Правительством Российской Федерации. 21 октября был принят в первом, 18 ноября — во втором, а 20 ноября — в третьем чтении. Против бюджета высказались все оппозиционные фракции — КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР.

     Голосования по проекту  бюджета в Государственной думе
       Первое  чтение Второе  чтение Третье  чтение
     Проголосовало за 315 70,0% 315 70,0% 313 69,6%
     Проголосовало против 131 29,1% 131 29,1% 132 29,3%
     Воздержалось      0 0,0%      0 0,0%      0 0,0%
     Голосовало 446        446        445       
     Не  голосовало      4 0,9%      4 0,9%      5 1,1%
     Результат:      принято      принято      принято

     В Совете Федерации бюджет был утвержден 25 ноября 2009 года.

     Голосование по проекту бюджета в Совете Федерации:

  • За — 126 чел. — 75,0%
  • Против — 0 чел. — 0,0%
  • Воздержалось — 0 чел. — 0,0%
  • Голосовало — 126 чел.
  • Не голосовало — 42 чел.
  • Решение: принят

               Макроэкономические условия формирования федерального бюджета на 2010 - 2012   годы   характеризуются   постепенным   восстановлением   положительной   динамики экономического роста. Прирост реального объема ВВП в 2010 году составит  1,6 %,  в 2012 году  -  4,3   %   при  достаточно  благоприятной  конъюнктуре  мировых  рынков  для основных товаров российского экспорта, прежде всего цены на нефть марки «Юралс» (58 и 60 долларов  США за баррель соответственно),  на фоне постепенного снижения уровня инфляции с10%до7%и снижения среднегодового курса доллара США к рублю с 33,9 рубля до 36,4 рубля за доллар США.

       По мнению Счетной палаты, резкое изменение в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса за короткий период в сторону увеличения доли внутреннего производства в 2011 и 2012 годах (на 32,1 процентного пункта и на 9,7 процентного пункта соответственно) требует дополнительного обоснования.

     Определенный  риск макроэкономической стабильности создает неустойчивость курса национальной валюты в условиях нестабильности цен  на мировых рынках, а также значительный объем дефицита бюджетной системы  Российской Федерации, который в 2010 году составит 3,3 трлн. рублей, или 7,6 % ВВП, в том числе объем дефицита федерального бюджета - 2,9 трлн. рублей, или 6,8 % ВВП.

     Счетная палата обращает внимание на необходимость  своевременного выполнения мероприятий  по реализации Основных направлений, определяющих приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу, которая является первым этапом реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

     Правительству Российской Федерации не удается в полной мере решить задачи сдерживания темпов расходования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

     Медленные темпы инвентаризации расходных  обязательств затягивают выработку  предложений по отмене необязательных затрат с учетом приоритетов использования бюджетных средств.

     Затягивается  решение задачи эффективного расходования бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных  услуг на основе государственного задания  и принципов нормативно-подушевого финансирования,    внедрения программно-целевого принципа бюджетного планирования, что ставит под сомнение возможность перехода начиная с 2011 года к программной структуре бюджета с одновременной корректировкой классификации расходов. Не сформирована система мониторинга эффективности бюджетных расходов.

     Необходимо  принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение надежной и сбалансированной пенсионной системы.

     Не  решена проблема совершенствования  государственного и муниципального контроля.

       Характерной особенностью бюджетной системы Российской Федерации является высокий уровень дефицита, который в основном обусловлен дефицитом федерального бюджета и сопоставим с уровнем дефицита бюджета США.

     В соответствии с материалами законопроекта  дефицит федерального бюджета составит 2,9 трлн. рублей в 2010 году и 1,6 трлн. рублей в 2012 году, или 6,8 % ВВП и 3 % ВВП соответственно.

     Законопроектом  предусматривается использовать в 2010 году для сбалансированности федерального бюджета практически все средства Резервного фонда и в 2010-2012 годах - средства Фонда национального благосостояния, в результате чего его объем сократится в 2,6 раза с 2, 8 трлн. рублей (на начало 2010 года) до 1,1 трлн. рублей (на конец 2012 года).

     Для финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 - 2012 годах предусматривается привлечь заимствования в сумме 2 661,2 млрд. рублей, что составляет 5,5 % среднегодового уровня ВВП за рассматриваемый период, в том числе внутренние - в сумме 1 142,3 млрд. рублей, внешние - в сумме 1 518,9 млрд. рублей.

     В    результате    государственный   долг   Российской    Федерации   увеличится    по сравнению    с    началом    2009    года    в    3,1    раза    и    составит    к    началу    2013 года 8 275,4 млрд.рублей, или 15,4 % ВВП, в том числе внутренний - 4 344,3 млрд. рублей, внешний - 3 931,1 млрд. рублей, расходы на его обслуживание в 2010 году увеличатся по сравнению с 2009 годом на 101,5 млрд. рублей, или на 50 %.

     Предлагаемая  конструкция федерального бюджета, по существу, означает возврат к модели бюджета, основанной на постоянно увеличивающихся объемах заимствований для финансирования дефицита бюджета, что в конечном итоге подрывает устойчивость бюджетной системы и усиливает зависимость государства от внешних факторов.

     При этом законопроектом не установлен предельный объем использования средств Резервного фонда для обеспечения сбалансированности федерального бюджета, а также объем средств, направляемых из Фонда национального благосостояния на сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Ненефтегазовый дефицит в 2010 году предусмотрен в размере 6,2 трлн. рублей, что составляет 14,4% ВВП, в 2011 году - 11,1 % ВВП, в 2012 году - 9,6 % ВВП. Расчеты показывают, что нефтегазовый трансферт и источники покрытия дефицита федерального бюджета на 2010-2012 годы не полностью обеспечивают финансирование ненефтегазового дефицита. 

     Заключение

     На  основании вышеизложенного можно  сделать следующие выводы по работе.

     В Бюджетном кодексе (Федеральный  закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления. Совокупность бюджетов различных уровней формируют бюджетную систему.

     Согласно  ст. 28 БК РФ бюджетная система основана на следующих принципах: единство бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ); разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ); самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ); полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ); сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ); эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ); общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 35 БК РФ); гласности (ст. 36 БК РФ.

     Умеренные темпы роста экономики в 2010 - 2012 годах обусловлены медленным  восстановлением, по сравнению с  докризисным периодом, потребительского и инвестиционного спроса, а также внешнего спроса. В плановом периоде внутренний спрос становится главным фактором роста экономики, процессы импортозамещения будут интенсивно происходить как на потребительском, так и инвестиционном рынках. Сравнительный анализ динамики макроэкономических показателей, сложившейся за последние годы, показывает их отклонение от прогнозируемых значений, что в значительной степени обусловлено недостаточной достоверностью прогноза цен на основные товары российского экспорта, в том числе на нефть и газ природный.

     Список  литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 15 августа 1996г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.
  4. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.
  5. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  6. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К, 2006.
  7. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина М.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2003.
  8. Голикова Т.А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствования бюджетного процесса // Финансы. - 2004. - № 2.
  9. Государственные и муниципальные финансы /Под ред. И.Д. Мацкуляка. - М: РАГС, 2003.
  10. Дадашев А.З., Черник А.Г. Финансовая система Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2005.
  11. Коселев А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы ее реализации // Финансы. – 2003. - №7.
  12. Криволапов В.С. Реализация принципов бюджетной системы Российской Федерации в финансовом контроле // Финансы и бюджет. - 2004. - №10.
  13. Назаров Н.Н., Канкурова М.И. Понятия «финансовая система» и «бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит. – 2004. - №9.
  14. Сабитова Н.М. Теоретические основы бюджетного устройства Российской Федерации // Финансы. – 2002. - № 6.
  15. Сажина М.А. Эффективность бюджетной политики государства // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2005. - № 12.
  16. Трифонова Ю.П. Принципы организации бюджетной системы Российской Федерации // Актуальные вопросы финансового права. – 2008. - № 1.
  17. Финансовое право РФ / Под ред. И.А. Никифорова. – М., 2006.

Информация о работе Бюджетный процесс