Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:57, курсовая работа
Цель работы – исследование сущности бюджета и определение его роли в системе финансовых отношений.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить сущность бюджетной системы и бюджетного устройства РФ;
2. Рассмотреть принципы бюджетной системы РФ;
3. Исследовать принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов.
Объект исследования – бюджет Российской Федерации.
Предмет исследования – принципы построения бюджета Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность бюджета, бюджетной системы и принципов построения 5
1.1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 5
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 10
2. Характеристика системы бюджета Российской Федерации 14
2.1. Принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов 14
2.2 Бюджетный процесс и параметры федерального бюджета…………….19
Заключение 30
Список литературы 31
Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления указаны в ст. 7-9 Бюджетного кодекса10.
Бюджетные полномочия различного уровня власти в основном определяют следующие моменты:
-
принципы организации
- основы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;
-
порядок разграничения
-
основы формирования доходов
и осуществление расходов
-
порядок установления
-
порядок и условия
- порядок применения бюджетной классификации;
-
единый порядок ведения
-
унифицированные формы
-
виды ответственности за
На основе международного опыта можно выделить два основных принципа закрепления доходных полномочий:
1)
Органы местного
2) "Собственные доходы" должны формироваться только за счет местного населения в соответствии с той пользой, которую они получают в виде местных услуг.
Для России типична ситуация, когда регионы развиваются неравномерно, и диспропорции частично сглаживаются с помощью трансфертов. Дифференцированный подход к разным регионам делается в интересах сохранения политической стабильности и выживания государства.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
-
органы государственной власти
и местного самоуправления
-
органы государственной власти
и местного самоуправления
-
органы государственной власти
и местного самоуправления
-
органы государственной власти
и местного самоуправления
средств;
-
недопустимость установления
-
недопустимость введения в
-
недопустимость изъятия в
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований означает:
-
определение бюджетных
-
установление и исполнение
- формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;
-
определение порядка
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает:
- все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;
-
все государственные и
- налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.
До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.
Расходы на оборону и безопасность в федеральном бюджете в последние годы возрастают опережающими темпами (млрд. руб.)
За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений). В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).
Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).
Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.
19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.
23
ноября 2007 г. был принят Федеральный
закон 267-ФЗ «О внесении
В 2007 году был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.
В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:
3 марта 2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:
24 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на 2009 год:
02 декабря 2009 года был принят Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:
Федеральный закон (Россия) | |
«О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» | |
Номер: | 308-ФЗ |
Принят: | Государственной думой 20 ноября 2009 |
Одобрен: | Советом Федерации 25 ноября 2009 |
Подписан: | Президентом 2 декабря 2009 |
Вступил в силу: | 1 января 2010 |