Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование сущности бюджета и определение его роли в системе финансовых отношений.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить сущность бюджетной системы и бюджетного устройства РФ;
2. Рассмотреть принципы бюджетной системы РФ;
3. Исследовать принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов.
Объект исследования – бюджет Российской Федерации.
Предмет исследования – принципы построения бюджета Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность бюджета, бюджетной системы и принципов построения 5
1.1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 5
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 10
2. Характеристика системы бюджета Российской Федерации 14
2.1. Принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов 14
2.2 Бюджетный процесс и параметры федерального бюджета…………….19
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

     Бюджетные полномочия федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Федерации, органов местного самоуправления указаны в ст. 7-9 Бюджетного кодекса10.

     Бюджетные полномочия различного уровня власти в основном определяют следующие моменты:

     - принципы организации бюджетной  системы, основы бюджетного процесса  и межбюджетных отношений;

     - основы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;

     - порядок разграничения расходных  обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований;

     - основы формирования доходов  и осуществление расходов бюджетов;

     - порядок установления нормативов  отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов по уровням бюджетной системы;

     - порядок и условия предоставления  межбюджетных трансфертов;

     - порядок применения бюджетной  классификации;

     - единый порядок ведения бюджетного  учета и отчетности;

     - унифицированные формы бюджетной  документации и отчетности;

     - виды ответственности за нарушение  бюджетного законодательства;

     На  основе международного опыта можно выделить два основных принципа закрепления доходных полномочий:

     1) Органы местного самоуправления  должны иметь возможность финансирования  услуг, предоставляемых местному  населению, за счет использования "собственных доходов";

     2) "Собственные доходы" должны формироваться только за счет местного населения в соответствии с той пользой, которую они получают в виде местных услуг.

     Для России типична ситуация, когда регионы  развиваются неравномерно, и диспропорции частично сглаживаются с помощью трансфертов. Дифференцированный подход к разным регионам делается в интересах сохранения политической стабильности и выживания государства.

     Принцип самостоятельности бюджетов означает:

     - органы государственной власти  и местного самоуправления самостоятельно обеспечивают сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

     - органы государственной власти  и местного самоуправления самостоятельно  осуществляют бюджетный процесс;

     - органы государственной власти  и местного самоуправления устанавливают налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня;

     - органы государственной власти  и местного самоуправления самостоятельно определяют формы и направления расходования собственных

средств;

     - недопустимость установления расходных  обязательств бюджета за счет  средств бюджетов двух и более  уровней или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета;

     - недопустимость введения в действие  в течение финансового года  изменений бюджетного или налогового  законодательства, приводящих к  увеличению расходов или снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах;

     - недопустимость изъятия в течение  финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов11.

     Принцип равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований означает:

     - определение бюджетных полномочий  органов государственной власти  субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

     - установление и исполнение расходных  обязательств;

     - формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;

     - определение порядка предоставления  межбюджетных трансфертов в соответствии  с Бюджетным кодексом.

     Принцип полноты отражения доходов и  расходов бюджетов означает:

     - все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;

     - все государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации;

     - налоговые кредиты, отсрочки и  рассрочки по уплате налогов  полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     2.2 Бюджетный процесс и параметры федерального бюджета

     В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

     Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в  трёх чтениях (внесены изменения  в Кодекс). В первом чтении принимаются  основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.

     До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.

     

     

     Расходы на оборону и безопасность в федеральном бюджете в последние годы возрастают опережающими темпами (млрд. руб.)

     За  последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с  добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений). В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

     Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).

     Согласно  федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета  на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

     19 декабря 2006 г. Президент РФ  подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2007 год», по которому расходы  федерального бюджета должны  иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы  — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.

     23 ноября 2007 г. был принят Федеральный  закон 267-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2007 год», который значительно  скорректировал доходы и расходы  бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).

     В 2007 году был впервые сформирован  так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

     В частности, в законе указывались  следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

  • 2008
    • Доходы — 6644,4 млрд руб.
    • Расходы — 6570,3 млрд руб.
  • 2009
    • Доходы — 7465,4 млрд руб.
    • Расходы — 7451,2 млрд руб.
  • 2010
    • Доходы — 8090,0 млрд руб.
    • Расходы — 8090,0 млрд руб.

     3 марта 2008 года был принят Федеральный  закон № 19-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон  "О федеральном бюджете на  2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:

  • 2008
    • Доходы — 8056,9 млрд руб. ( 21,2%)
    • Расходы — 6901,6 млрд руб. ( 5%)
  • 2009
    • Доходы — 8706,1 млрд руб. ( 16,6%)
    • Расходы — 8282,8 млрд руб. ( 11,2%)
  • 2010
    • Доходы — 9408,2 млрд руб. ( 16,3%)
    • Расходы — 9034,6 млрд руб. ( 11,7%)

     24 ноября 2008 года был принят Федеральный  закон № 204-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый  период 2010 и 2011 годов», устанавливающий  параметры бюджета на 2009 год:

  • 2009
    • Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.

     02 декабря 2009 года был принят  Федеральный закон № 308-ФЗ «О  федеральном бюджете на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры  бюджетов на следующие три года:

  • 2010
    • Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.
  • 2011
    • Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.
  • 2012
    • Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 681 000 321 9 681 000,0 тыс. рублей.

     Федеральный бюджет России 2010 года

     Федеральный закон (Россия)
     «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
     Номер:      308-ФЗ
     Принят:      Государственной думой 20 ноября 2009
     Одобрен:      Советом Федерации 25 ноября 2009
     Подписан:      Президентом 2 декабря 2009
     Вступил в силу:      1 января 2010

Информация о работе Бюджетный процесс