Бюджетный профицит и механизм его распределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Тема «Бюджетный профицит и механизм его распределения» актуальна, так как проблема превышения доходов над затратами является важной и интересной для нашей страны. В отдельных случаях такой дисбаланс приводит к росту инфляции, однако чаще всего для сдерживания и обеспечения прогнозируемого уровня инфляции чаще всего проводится политика профицита. Такая политика также необходима для уменьшения долговых обязательств государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бюджет Российской Федерации ………………………………….……..5
1.1.Государственный бюджет и его структура………………...……………………5
1.2. Структура и механизм распределения доходов и расходов бюджета……….8
Глава 2. Формирование профицита бюджета РФ………………………….......12
2.1. Дефицит и профицит бюджета……………………………………….………….12
2.2 Механизм распределения профицита……………………………………….…..17
Заключение….………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.docx

— 90.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Бюджет Российской Федерации ………………………………….……..5

1.1.Государственный бюджет и его структура………………...……………………5

1.2. Структура и механизм распределения доходов и расходов бюджета……….8

Глава 2. Формирование профицита бюджета РФ………………………….......12

2.1. Дефицит и профицит бюджета……………………………………….………….12

2.2 Механизм распределения профицита……………………………………….…..17

Заключение….………………………………………………………………………...21

Список использованной литературы………………...…………………………...24 
 

Введение

Бюджет любого государства представляет собой официальный документ, в котором содержится свод доходов и расходов на очередной финансовый год. Согласно этому законодательному акту страна живет в течение всего года.

Бюджет в Российской Федерации - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета) составляет профицит бюджета; преобладание же расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета) является дефицитом бюджета. Если расходы полностью обеспечиваются доходами, такой бюджет называется сбалансированным.

Тема «Бюджетный профицит и механизм его распределения» актуальна, так как проблема превышения доходов над затратами является важной и интересной для нашей страны. В отдельных случаях такой дисбаланс приводит к росту инфляции, однако чаще всего для  сдерживания и обеспечения прогнозируемого уровня инфляции чаще всего проводится политика профицита. Такая политика также необходима для уменьшения долговых обязательств государства.

С экономической точки зрения профицит бюджета означает излишнюю мобилизацию доходов в бюджет, что негативно влияет на экономику. Излишняя централизация финансовых ресурсов в руках органов государственной власти и местного самоуправления уменьшает инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов, тем самым снижая их возможности по обновлению производства, внедрению новых технологий. А это отрицательно сказывается на эффективности результатов их работы.

Именно поэтому бюджет должен составляться и утверждаться сбалансированным. В российской бюджетной практике бюджеты на субфедеральном и муниципальном уровнях чаще принимаются с дефицитом. Однако реже, но встречаются случаи формирования бюджетов с профицитом, включая и федеральный бюджет России последних лет.

Цель работы – изучить особенности формирования профицита бюджета России и механизм его распределения.

Для достижения поставленной цели нами сформулированы и решены следующие задачи:

    • дать характеристику современного бюджета Российской Федерации.
  • изучить структуру и механизм распределения доходов и расходов бюджета.
  • дать определение профицита бюджета, выявить его особенности формирования.
    • проанализировать формирование бюджета Российской Федерации.

Объект исследования  - профицит федерального бюджета.

Предмет исследования – процесс формирования бюджета РФ.

Структура курсовой работы: настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1.Бюджет Российской Федерации

 

1.1 Государственный бюджет и его структура

 

Государственный бюджет1 (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации  - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план. По своей экономической сущности государственный бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по формированию и использованию централизованного фонда денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

- государственное регулирование и стимулирование экономики, в том числе стимулирование НТП;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Бюджетное устройство характеризует организацию бюджетной системы, принципы её построения и функционирования. Также оно определяется государственным устройством: в унитарных государствах существуют два звена бюджетной системы (государственный и местный бюджеты), в федеративных - три (ещё и бюджеты субъектов федерации).

Бюджетная система РФ включает три уровня:

-федеральный бюджет;

-бюджеты субъектов Российской  Федерации;

-местные бюджеты.

Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. 
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в пользу государства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. Они могут носить налоговый и неналоговый характер. В доходах бюджета различных государств налоги составляют 80-90%. Неналоговые доходы бюджета образуются:

- в результате экономической деятельности самого государства (функционирования государственной собственности);

- от продажи объектов государственной собственности (приватизации);

- реализации государственных запасов;

- от получения процентных платежей по займам, которые предоставляло государство в предшествующие периоды и других источников.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Расходы государственного бюджета можно классифицировать по двум признакам: во-первых, с точки зрения влияния расходов на процесс расширенного воспроизводства, во-вторых, с точки зрения функционального назначения расходных статей. 

Бюджетная политика - это часть финансовой политики, проводимой государством. Она определяет принципы организации отношений в области финансов при формировании доходов бюджетов, осуществления их расходов, проведении межбюджетных отношений. Данная политика влияет на пропорции и размеры финансовых ресурсов, централизуемых государством, определяет структуру расходов и перспективы применения бюджетных средств в целях развития экономики страны.

 Бюджетная  политика государства регулирует  все отношения в области финансов, которые происходят между предприятиями  и государством посредством осуществления  налоговых сборов, при проведении  инвестиционной политики, планировании  бюджетных расходов в отношении  приоритетных отраслей деятельности.

Бюджетная политика РФ до 2011 г. выполняла задачу сбережения конъюнктурных доходов с избытком, а в последующие два года – с некоторым недостатком (хотя величина структурного баланса не выходила за пределы 1 % ВВП). Расширенный бюджет до 2013 г. исполнялся со структурным профицитом, причём в среднем за 2011-2012 гг. сбережения превышали величину конъюнктурных доходов на 1,5 % ВВП.

Профицит обеспечивался за счёт умеренной величины расходных обязательств, принимаемых на стадии составления бюджета и благодаря перевыполнению плана по доходам из-за более высоких показателей роста экономики и инфляции. Переход от консервативной бюджетной политики 2009-2010 гг. к политике поддержания близкого к нулевому структурного баланса вполне оправдана. Из-за резкого повышения после девальвации рубля в1998 г. отношение государственного долга к ВВП (с 55 % на конец 1997 г. до 94 % на конец 1999 г.) правительство было вынуждено в течение нескольких лет считать проблему его погашения и обслуживания главной угрозой макроэкономической стабильности. К 2011г. долговая проблема в основном решена, в связи, с чем отпала необходимость поддержания структурного профицита.

Проведение бюджетной политики обеспечило стабильный уровень государственных расходов. В 2011-2013 гг. расходы расширенного бюджета находились в пределах от 35 до 37 % величины ВВП, тогда как доходы менялись в диапазоне от 38 до 45 %

 

 

1.2 Структура и механизм распределения  доходов и расходов бюджета

 

Являясь центральным звеном системы финансов, бюджет выступает в качестве основного инструмента в проведении финансовой политики через особые инструменты: доходы и расходы.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Основным источником формирования доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты

- предпринимательская  прибыль (промышленности, сельского  хозяйства, торговли и других  отраслей;

- заработная  плата работников сферы материального  и нематериального производства.

Виды доходов бюджета:

- налоговые (федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также штрафы  и пени);

- неналоговые;

- а также  доходы целевых бюджетных фондов.

Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций и различные акцизы.

К неналоговым доходам относятся доходы:

- от использования, продажи и иного возмездного  отчуждение имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности;

- от платных  услуг, оказанных государственными  или муниципальными органами  власти и учреждениями;

- средства, полученные в результате применения  мер гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение  ущерба);

- финансовая  помощь и бюджетные ссуды от  бюджетов других уровней.

В зависимости от государственного устройства страны различают: доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов в унитарном (едином) государстве.

Доходы бюджета – понятие более узкое, чем доходы государства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Главный материальный источник доходов бюджета – национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

Налоги являются главным методом перераспределения национальною дохода, они обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. В доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих доходов.

Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Информация о работе Бюджетный профицит и механизм его распределения