Бюджетный профицит и механизм его распределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Тема «Бюджетный профицит и механизм его распределения» актуальна, так как проблема превышения доходов над затратами является важной и интересной для нашей страны. В отдельных случаях такой дисбаланс приводит к росту инфляции, однако чаще всего для сдерживания и обеспечения прогнозируемого уровня инфляции чаще всего проводится политика профицита. Такая политика также необходима для уменьшения долговых обязательств государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бюджет Российской Федерации ………………………………….……..5
1.1.Государственный бюджет и его структура………………...……………………5
1.2. Структура и механизм распределения доходов и расходов бюджета……….8
Глава 2. Формирование профицита бюджета РФ………………………….......12
2.1. Дефицит и профицит бюджета……………………………………….………….12
2.2 Механизм распределения профицита……………………………………….…..17
Заключение….………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.docx

— 90.41 Кб (Скачать файл)

Капитальные расходы бюджета – это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.

Капитальные расходы бюджета включают:

- расходы, предназначенные для  инвестиций в действующие и  вновь создаваемые юридические  лица в соответствии с утвержденной  инвестиционной программой;

- расходы, предоставляемые в качестве  бюджетных кредитов на инвестиционные  цели юридическим лицам;

- расходы на проведение капитального  ремонта;

- расходы, при осуществлении которых создается  или увеличивается государственное  и муниципальное имущество.

Основные задачи в области расходов бюджета:

1. обеспечение приоритетного финансирования  социальных расходов, сокращение  и полное погашение задолженности  по выплатам населению;

2. расширение государственного  финансирования инвестиций в  приоритетных областях экономики;

3. сокращение расходов на содержание  государственного аппарата и  расходов по управлению государственным  долгом;

4. повышение эффективности использования  бюджетных средств на национальную  оборону на основе постепенного  проведения военной реформы;

5. уменьшение дотации на покрытие  убытков отдельных отраслей;

6. сокращение расходов по отдельным  целевым статьям расходов и  целевым программам;

7. концентрация расходов бюджета  на наиболее эффективных затратах;

8. усиление контроля за использованием  бюджетных средств.

Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками.

 

 

Глава 2. Формирование профицита бюджета РФ

 

2.1. Дефицит и профицит бюджета

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом:

  • сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета;
  • дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами;
  • профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

    • выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
    • выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
    • финансирование и кредитование других государств (внешний долг)

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 1)

Рис. 1.1. Структура источников финансирования государственного бюджета

 

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

    • реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
    • реструктуризация государственного внешнего долга;
    • усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
    • сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
    • упорядочение действующей системы социальных льгот.

Дефицит бюджета

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП2.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1. Внутренние  источники, а именно:

  • кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние  источники следующих видов:

  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.

Профицит бюджета

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Например, как отмечается в материалах Министерства финансов РФ, предварительная оценка и анализ профицита бюджета Российской Федерации  с начала 2013 года и по май месяц, показала отметку в 128,42 млрд. руб., что показывает отметку в 0,5% от общего ВВП.

Следует сказать, что за такой же период 2012 года, профицит бюджета страны составлял 132,1 миллиарда рублей. И здесь на лицо сокращение размера профицита бюджета по сравнению с прошлым годом на 2,8%.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статье 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

    • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;
    • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
    • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

Формула нахождения бюджетного профицита

 , где

BS – бюджетный профицит

t – налоговая ставка

Y – выпуск (производство, доход)

G – государственные закупки

TR – трансфертные платежи

Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов сокращает бюджетный профицит на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.

Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить бюджетный профицит, возможно, что конечный результат будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов.

Профицит бюджета при допущении полной занятости – это такой профицит бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного профицита и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, можно оценивать уровень профицита или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости. Формула для профицита бюджета при допущении полной занятости имеет следующий вид:

, где

BS* - это профицит бюджета в  условиях полной занятости

Y* - доход при полной занятости

Разница между фактическим бюджетным профицитом и бюджетным профицитом при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Механизм распределения профицита

Отличительной особенностью федерального бюджета РФ является его новая и весьма своеобразная конструкция, которая, по мнению Правительства РФ, реализует заявленную в бюджетном послании Президента РФ позицию о том, что федеральный бюджет должен быть в максимальной степени защищен от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары.

Механизм такой защиты построен на разных макроэкономических прогнозных вариантах формирования доходной и расходной частей федерального бюджета. В результате за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен, по существу формируется вторая, достаточно изолированная часть федерального бюджета. Эта часть государственных финансовых ресурсов получила название "финансовый резерв".

В ходе исполнения федерального бюджета на пополнение финансового резерва направляются превышение доходов над расходами федерального бюджета, а также сверхплановые доходы бюджета, за исключением средств единого социального налога (взноса), предназначенных на выплату базовой части трудовой пенсии, направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Средства финансового резерва могут использоваться только на:

  • замещение внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета: поступлений от размещения государственных ценных бумаг, поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  • замещение внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • погашение государственного долга Российской Федерации.

Средства финансового резерва могут размещаться на финансовых рынках в первоклассных высоколиквидных государственных ценных бумагах (в том числе правительств иностранных государств).

Управление средствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ3. В соответствии с постановлением Министерству финансов РФ предоставлено право:

  • размещать средства финансового резерва на финансовых рынках путем вложения в государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги правительств иностранных государств, имеющих наивысшие рейтинги ведущих рейтинговых агентств;
  • осуществлять продажу указанных ценных бумаг (в случае неблагоприятной конъюнктуры) и направлять вырученные средства на замещение внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • определять объемы, цены и сроки приобретения и продажи государственных ценных бумаг.

При этом Минфину России предписано ежеквартально отчитываться перед Правительством РФ об объемах и направлениях расходования, а также способах и объемах размещения средств финансового резерва.

Средства, полученные от размещения средств финансового резерва, учитываются в составе средств финансового резерва.

В случае поступления доходов федерального бюджета в суммах, менее утвержденных в сводной бюджетной росписи (с поквартальным распределением) по итогам отчетного периода, зачисление средств в финансовый резерв уменьшается на величину разницы между утвержденной и фактически полученной по итогам этого периода суммой доходов федерального бюджета.

Во избежание образования дефицита федерального бюджета не допускается использование средств финансового резерва, сформированных за счет свободных остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января на финансирование расходов федерального бюджета. В то же время со стороны Правительства РФ в последнее время достаточно часто можно услышать заявления о том, что в перспективе следует отказаться от практики формирования профицитного бюджета. В пользу существования профицитного бюджета традиционно приводятся следующие доводы.

Информация о работе Бюджетный профицит и механизм его распределения