Бюджетный профицит и механизм его распределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Тема «Бюджетный профицит и механизм его распределения» актуальна, так как проблема превышения доходов над затратами является важной и интересной для нашей страны. В отдельных случаях такой дисбаланс приводит к росту инфляции, однако чаще всего для сдерживания и обеспечения прогнозируемого уровня инфляции чаще всего проводится политика профицита. Такая политика также необходима для уменьшения долговых обязательств государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бюджет Российской Федерации ………………………………….……..5
1.1.Государственный бюджет и его структура………………...……………………5
1.2. Структура и механизм распределения доходов и расходов бюджета……….8
Глава 2. Формирование профицита бюджета РФ………………………….......12
2.1. Дефицит и профицит бюджета……………………………………….………….12
2.2 Механизм распределения профицита……………………………………….…..17
Заключение….………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.docx

— 90.41 Кб (Скачать файл)

Во-первых, профицит, частично преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зрения сторонников этой идеи профицит может быть полезен для экономики, сильно зависящей от внешней конъюнктуры.

Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.

В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

В этой связи следует, что теперь ситуация в российской экономике такова, что внешние факторы для поддержания экономического роста не имеют столь важного значения как это было 2—3 года назад. С этой точки зрения экономическая политика должна быть направлена на снижение налогового бремени, а не на подавление деловой активности экономических агентов при формировании избыточных доходов бюджета (профицита). Опыт зарубежных стран показывает, что при отсутствии развитого предпринимательского сектора эффективное развитие экономики невозможно. В частности, в США бюджет был дефицитен, за редким исключением, на протяжении многих лет. При этом целью экономической политики является стимулирование деловой активности экономических агентов, a основным инструментом бюджетной политики — поддержка приоритетных направлений развития. Жесткая бюджетная политика, ориентированная на превышение доходов над расходами (фактическое изъятие денег из экономики) с образованием профицита, не соответствует этим целям.

 

Для того чтобы говорить о необходимости образования профицита (долгосрочного, или в отдельные годы) с точки зрения оптимизации обслуживания долга, необходимо иметь долгосрочные расчеты, которые отсутствуют. Профицит в том виде, в котором он существует, является достаточно искусственным образованием. Связано это с тем, что при расчете параметров бюджета Правительство РФ оперирует с достаточно нереалистичными показателями. Наконец, важнейшей проблемой является законодательная неоформленность институтов профицита и финансового резерва — они не прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Следует обратить внимание на то, что расписан запланированный, а не фактический профицит. Соответственно при превышении доходов над расходами сверх запланированных сумм избыток средств расходуется в соответствии с порядком расходования финансового резерва, который, помимо выплат по погашению государственного долга, предусматривает замещение внешних и внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета. В этом случае получается логический парадокс: при фактическом превышении запланированной суммы профицита избыток средств направляется на погашение дефицита.

 

 

Заключение

Добившись цели, поставленной нами в работе, исследовав и оценив сущность государственного бюджета, его дефицит и профицит, отметим, что в нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы.

Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п.

Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. 

В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Для разграничения причин бюджетного дефицита используют понятие структурного бюджетного дефицита – состояние бюджета приданной налоговой системе и данном уровне государственных расходов и потенциальном ВНП. Разность между фактическим дефицитом и структурным характеризует циклический бюджетный дефицит, вызванный спадом производства и наличием безработицы выше естественного уровня.

Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг. Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государственного долга. 

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован - общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. Однако в силу действия различных факторов часто возникает ситуация, когда доходы бюджета не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. 

В РФ доминирует концепция балансирования в ходе экономического цикла - на федеральном уровне; бюджетный дефицит рассматривается как возможное допустимое явление (концепция функций финансов) – на региональном уровне.

 

Дополнительной проблемой представляется то, что в настоящий момент финансовый резерв представляет собой не реальный фонд, в котором в течение года аккумулируются средства из фиксированных источников (как, например, в нефтяном фонде в Норвегии), а аналитический показатель в составе остатков средств федерального бюджета, определяемый расчетным путем. При таком подходе объем финансового резерва может уменьшаться в ситуации, когда средства финансового резерва не будут использоваться в направлениях, предусмотренных законодательством (например, на погашение госдолга). В частности, уменьшение финансового резерва может происходить и из-за низкой собираемости налогов, избыточного финансирования отдельных статей и др. Кроме того, соответствующий подход делает практически невозможным оперативный учет и контроль использования средств непосредственно финансового резерва. Фактически учитывать и контролировать можно только остатки средств на бюджетных счетах в целом.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145- ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция) 
  2. Постановление Правительства РФ от 20.05.2002 N 322 «О порядке управления средствами финансового резерва»
  3. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика 5-е изд. – СПб.: Питер , 2013 – 768 с.:, ил. - ( Серия «Классика МВА») ISBN 978-5-469-01110-1 
  4. Лобачева Е.Н. Экономическая теория: учебник для бакалавров – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 516 с. ISBN 978-5-9916-1456-6
  5. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. В.В. Ковалева.– М.: Изд. Юнити-Дана, 2012.–640с.
  6. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.– М.: Изд. Финансы, 2012.–507с.
  7. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г. Б. Поляка. — М.: Юнити, 2011.
    1. Сорокина Т.В. Государственный бюджет.– М.: Изд. Инфра-М, 2004.–289с.
  1. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013, - 456с.
  2. Годин А.М., Максимова Н.С., Попорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011.–752.
  3. Марыганова Е.А., Шапиро С.Л., Макроэкономика. Экспресс-курс : учебное пособие / - М.: КНОРУС, 2012. - 302 с. ISBN 978-5-406-00716-7 
  4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г., Экономическая теория: учебник, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. — 672 с. 
  5. Трунин С.Н., Вукович Г.Г. Макроэкономика, - М.: 2008. — 312 с. ISBN: 978-5-279-03189-4 
  6. Яллай В.А. Макроэкономика: учебное пособие, Псков, ПГПИ, 2003. стр. ISBN 5-87854-261-7 
    1. Информационное агентство "Интерфакс" 
    1. http://hotelportoazzurro.info/ 
    2. http://www.ereport.ru/articles/macro/macro17.htm 
  1. Хурсевич С. Н. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит // Финансы, № 4,2003.
  1. Хурсевич С., Сибиряков С. Бюджетная политика: учет реальности //Финансы. 2001. №1.
    1. Экономика /под ред. Архипова А и др. – М.: Проспект, 2003.

 

 

1Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145- ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция) 

 

2  По данным информационного агентства «Интерфакс»

3 Постановление Правительства РФ от 20.05.2002 N 322 «О порядке управления средствами финансового резерва»

 

 

 


Информация о работе Бюджетный профицит и механизм его распределения