ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМЫ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:16, реферат

Описание работы

Цель дисциплины – сформировать у студентов базовую систему знаний об основах функционирования денежно-кредитной и финансовой систем в рыночной экономике; охарактеризовать особенности их исторического развития в России и современные проблемы

Содержание работы

Содержание
Цели и задачи дисциплины 4
Место дисциплины в структуре ООП 4
Требования к результатам освоения дисциплины 5
Объём дисциплины и виды учебной работы 8
Содержание дисциплины 9
Междисциплинарные связи разделов и тем дисциплины 16
с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 16
Разделы и темы дисциплины и виды занятий 18
(учебно-тематический план) 18
Практические и семинарские занятия 20
Контрольные вопросы и система оценивания 39
Уровень требований и критерии оценок 46
Учебно-методическое обеспечение дисциплины 48

Файлы: 1 файл

DFKS_bakalavr-2012 итог от 19.07. (1).doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«Финансовая академия при Правительстве

Российской Федерации»

(Финакадемия)

 

Кафедры «Финансы»,

«Денежно-кредитные отношения и монетарная политика»,

 «Оценка и управления собственностью»,

  «Страховое дело»

 

 

 

денежно-кредитная и 

финансовая системы 

 

 

Рабочая учебная  программа

 

 

Для направления 080100.62 «Экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

 

 

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«Финансовая академия при Правительстве

Российской Федерации»

(Финакадемия)

 

Кафедры «Финансы»,

 «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика»,

 «Оценка и управления собственностью»

«Страховое дело»

 

утверждаю

Ректор

__________ М.А. Эскиндаров

____ ___________ 2010 г.

 

 

 

 

денежно-кредитная и

финансовая системы

 

 

Рабочая учебная  программа

 

 

Для направления 080100.62 «Экономика»

 

 

Рекомендовано Ученым советом факультета «Финансы и кредит»,

протокол № ___ от ___ ___________ 2010 г.

 

Одобрено кафедрой «Финансы»

протокол № ___ от ___ ___________ 2010 г.

 

 

 

 

 

Москва 2010

УДК 336ю7 (078)          018660

ББК 65.262.6-01я73

Ш 48

 

Рецензенты:

 А.Ю. Чернов, кандидат экономических наук, доцент

 О.В. Захарова, кандидат экономических наук, доцент

 

Полякова О.А., Сангинова Л.Д., Седова М.Л., Строков А.И., , Плахова Т.А., Бакулина А.А., Шептун А.А. Денежно-кредитная  и финансовая системы: Рабочая учебная программа (для направления 080100.62 «Экономика») – М.: Финакадемия, кафедра «Финансы», 2010. –  52  с.

 

Дисциплина «Денежно-кредитная  и финансовая системы» формирует у студентов общее представление о денежно-кредитной и финансовой системах, особенностях их исторического развития в России; о роли страхования и оценочной деятельности; создает теоретическую базу для дальнейшего изучения общепрофессиональных и специальных финансовых дисциплин. В рабочей учебной программе представлены цели, задачи дисциплины, тематический план изучения дисциплины, содержание тем дисциплины, вопросы к семинарскому занятию, контрольные вопросы и система оценивания, темы эссе, учебно-методическое обеспечение.

 

 

 

 

 

Учебное издание

 

 

О.А. Полякова, Л.Д. Сангинова, М.Л. Седова, А.И. Строков, Т.А Плахова, А.А. Бакулина, А.А. Шептун

 

 

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМЫ 
Рабочая учебная программа

 

Компьютерный набор, верстка 

 

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л . Изд. № ___-2010. Тираж ______экз.

Отпечатано в Финакадемии 

 

 

 

 

Ó Коллектив авторов, 2010                           

                                                                                   Ó Финакадемия, 2010

 

 

Содержание

 

 

 

Цели и задачи дисциплины

 

Цель дисциплины – сформировать у студентов базовую систему знаний об основах функционирования денежно-кредитной и финансовой систем в рыночной экономике; охарактеризовать особенности их исторического развития в России и современные проблемы. Сформировать у студентов базовую систему знаний об основах страхового бизнеса, раскрыть вариативность и перспективы профессии страховщика.  Дать представление о месте и роли современного института стоимостной оценки, раскрыть содержание профессии оценщика, современные проблемы становления и перспективы развития оценочной деятельности в России.

 

Задачи дисциплины – раскрыть понятие и структуру денежно-кредитной и финансовой систем, страхования, а также стоимостной оценки, как неотъемлемого элемента рыночной экономики; показать роль банков и других кредитных институтов в обеспечении кругооборота денежных средств; показать назначение финансовой системы; охарактеризовать роль и значение страхования, обучить навыкам использования терминологии и профессиональной речи.

 .

Место дисциплины в структуре  ООП

 

Дисциплина «Денежно-кредитная и финансовая системы» входит в вариативную часть вуза профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика». Для ее освоения студент должен обладать основами экономических знаний, владеть навыками научной речи и участия в научных дискуссиях, а также самостоятельной работы и организации выполнения самостоятельных заданий.

 Эта дисциплина создает теоретическую базу для дальнейшего изучения общепрофессиональных и специальных финансовых дисциплин, таких как «Деньги, кредит, банки», «Банковское дело», «Финансы», «Рынок ценных бумаг», «Страхование», «Основы оценки бизнеса» и другие.

Требования к результатам освоения дисциплины

 

В совокупности с другими  дисциплинами дисциплина «Денежно-кредитная и финансовая системы» обеспечивает формирование следующих компетенций бакалавра экономики:

а) Общекультурные компетенции (ОК)

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
  • способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК- 3);
  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
  • способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
  • способность находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
  • способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 11);
  • осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);
  • наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

б) Профессиональные компетенции (ПК):

          • расчетно-экономическая деятельность
  • способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих состояние денежно-кредитной и финансовой системы (ПК-1);
  • способность на основе действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие современное состояние денежно-кредитной и финансовой системы (ПК-2);
          • аналитическая, научно-исследовательская деятельность
  • способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
  • способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

 

 

В результате изучения дисциплины «Денежно-кредитная и финансовая система» студент должен

знать:

  • основные понятия и термины финансов, кредита, страхования;
  • исторические этапы становления и развития денежно-кредитной и финансовой систем России;
  • состав и особенности организации  денежно-кредитной и финансовой систем России, современные проблемы и перспективы развития страхования и оценочной деятельности;
  • права и обязанности потребителей оценочных услуг и оценщиков;

уметь:

  • анализировать во взаимосвязи финансовые явления и процессы;
  • выявлять финансовые проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, возможных социально-экономических последствий;
  • использовать источники финансовой, экономической информации;
  • анализировать и интерпретировать статистические данные  о финансовых процессах и явлениях, выявлять тенденции их изменения;
  • осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных задач обосновывать полученные выводы;
  • представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, эссе;
  • организовать выполнение конкретного порученного этапа работы;
  • организовать работу малого коллектива, рабочей группы;

владеть:

  • методологией экономического исследования;
  • категориальным аппаратом, необходимым для понимания роли и значения денежно-кредитной, финансовой системы и страхования в экономическом развитии общества, современной стоимостной оценки;
  • современными методами сбора, обработки и анализа финансовых

процессов и явлений;

  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

Объём дисциплины и виды учебной работы

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 зачётных единиц.

Вид промежуточной аттестации – эссе.

Форма итогового контроля по дисциплине – комплексный экзамен.

Вид учебной  работы

Часы

Семестры (триместры, модули)

1

2

Общая трудоёмкость дисциплины

180

72

108

Аудиторные  занятия

102

51

51

Лекции (Л)

51

34

17

Практические занятия (ПЗ)

51

17

34

Самостоятельная работа

78

21

57

 В семестре

42

21

21

 В сессию

36

-

36


 

 

Содержание дисциплины

 

Часть 1- Содержание дисциплины

 

Раздел 1. Денежно-кредитная  система

Тема 1. Денежная система: понятие, структура и типы

Содержание денежных отношений: деньги и их функции. Понятие  денежной единицы. Понятие денежной системы и характеристика ее элементов. Эволюция форм денег и типы денежных систем. Металлические денежные системы и их виды. Демонетизация золота и переход к бумажно-денежным системам.

 

Тема 2. Этапы развития денежной системы России

Создание национальной денежной системы. Денежные реформы 16-18 веков. Выпуск первых бумажных денег и его последствия. Денежные реформы 19 века. От серебряного монометаллизма к золотому. Денежное обращение России накануне и в период Первой мировой войны.

Особенности функционирования советской денежной системы в  условиях плановой экономики. Денежная реформа 1922-1924 гг. Состояние денежного обращения в период Великой Отечественной войны, денежная реформа 1947 г., Перестройка системы денежного обращения в связи с переходом к рыночной экономике в 90-х годах.

 

Тема 3. Институциональная структура современной денежной системы

Центральные банки, их функции  и роль по организации денежного  обращения. Центральный банк как единый эмиссионный центр страны. Понятие и виды эмиссии денег.

Центральный банк как  организатор платежных отношений. Понятие платежной системы. Электронные платежные системы.

Коммерческие банки  и их функции в области денежного  обращения. Роль банков в процессе эмиссии  денег и осуществлении денежных расчетов.

Информация о работе ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМЫ