Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:16, реферат
Цель дисциплины – сформировать у студентов базовую систему знаний об основах функционирования денежно-кредитной и финансовой систем в рыночной экономике; охарактеризовать особенности их исторического развития в России и современные проблемы
Содержание
Цели и задачи дисциплины 4
Место дисциплины в структуре ООП 4
Требования к результатам освоения дисциплины 5
Объём дисциплины и виды учебной работы 8
Содержание дисциплины 9
Междисциплинарные связи разделов и тем дисциплины 16
с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 16
Разделы и темы дисциплины и виды занятий 18
(учебно-тематический план) 18
Практические и семинарские занятия 20
Контрольные вопросы и система оценивания 39
Уровень требований и критерии оценок 46
Учебно-методическое обеспечение дисциплины 48
N |
Проводимое мероприятие |
Форма |
Время |
1 |
Проверка усвоения студентами материала по теме 3 |
Устный опрос |
45 мин. |
2 |
Проверка письменных домашних заданий |
Обсуждение домашних заданий |
45 мин. |
ИТОГО |
90 мин. (2 часа) |
Вопросы для обсуждения
Тема 4. Понятие и структура кредитной системы
План занятия
N |
Проводимое мероприятие |
Форма |
Время |
1 |
Проверка усвоения студентами материала по теме 4 |
Устный опрос |
45 мин. |
2 |
Проверка письменных домашних заданий |
Обсуждение домашних заданий |
45 мин. |
ИТОГО |
90 мин. (2 часа) |
Вопросы для обсуждения
Тема 5. Этапы развития кредитной системы России
План занятия
N |
Проводимое мероприятие |
Форма |
Время |
1 |
Проверка усвоения студентами материала по теме 5 |
Выступление студентов с докладами |
45 мин. |
2 |
Проверка письменных домашних заданий (рефератов) |
Обсуждение докладов по рефератам |
45 мин. |
ИТОГО |
90 мин. (2 часа) |
Вопросы для обсуждения
а) возникновение первых кредитных учреждений.
б) Государственный банк Российской Империи и основные направления его деятельности.
2. Акционерные коммерческие
банки в дореволюционной
3. Кредитная реформа 1930-32 гг. Особенности функционирования кредитной системы советского государства.
4. Перестройка кредитной системы в 1990-е годы. Переход от кредитного планирования к рыночному способу перераспределения денежных ресурсов.
Тема 6. Институциональная структура современной кредитной системы
План занятия
N |
Проводимое мероприятие |
Форма |
Время |
1 |
Проверка усвоения студентами материала по теме 6 |
Устный опрос |
45 мин. |
2 |
Проверка письменных домашних заданий |
Обсуждение домашних заданий |
45 мин. |
ИТОГО |
90 мин. (2 часа) |
Вопросы для обсуждения
1. Структура кредитной системы. Виды кредитных организаций.
2. Место и роль Центрального банка в кредитной системе. Центральный банк как кредитор последней инстанции.
4. Роль Центрального
банка в регулировании
5. Инструменты денежно-кредитного регулирования.
Тема 7. Современная банковская система Российской Федерации
План занятия
N |
Проводимое мероприятие |
Форма |
Время |
1 |
Проверка усвоения студентами материала по теме 7. |
Устный опрос |
45 мин. |
2 |
Проверка письменных домашних заданий |
Обсуждение домашних заданий |
45 мин. |
ИТОГО |
90 мин. (2 часа) |
Вопросы для обсуждения
Раздел. 2. Финансовая система
Тема 1. Представление о финансах и финансовой системе
Занятие 1
N |
Проводимое мероприятие |
Форма |
Время |
1 |
Ответы на вопросы по теме лекции |
Устные ответы |
40 мин. |
2 |
Конкурс кроссвордов по финансовым терминам |
Конкурс кроссвордов |
30 мин. |
3. |
Решение тестов по теме лекции |
Решение тестов |
20 мин. |
ИТОГО |
90 мин. (2 часа) |
Вопросы к семинарскому занятию
1. В какой исторический период появились финансы?
2.Что старше: термин
«финансы» или финансовые
3. Государство – это основная причина появления финансов?
4. Что такое процесс распределения?
5. Всегда ли распределение
бывает в денежной форме?
6. Какие субъекты участвуют в распределении?
7. Какие первичные доходы формируются в процессе распределения и подлежат перераспределению?
8. В 1999 году в нашей
стране валовое потребление
9. Перечислите специфические признаки финансов и дайте определение финансов.
10. Приведите примеры финансовых операций и отметьте при этом общие черты.
11. Перечислите основные
финансовые термины и
Занятие 2
N |
Проводимое мероприятие |
Форма |
Время |
1 |
Ответы на вопросы по теме лекции |
Устные ответы |
35 мин. |
2. |
Доклады |
Доклады |
20 мин. |
3. |
Обсуждение докладов |
Дискуссия |
20 мин. |
4. |
Решение тестов по теме лекции |
Решение тестов |
15 мин. |
ИТОГО |
90 мин. (2 часа) |
Вопросы к семинарскому занятию
1. Всегда ли финансовые ресурсы бывают в фондовой форме?
2. Почему в условиях
административно-командной сист
3. Назовите характерные черты финансовых ресурсов?
4. Приведите примеры,
когда финансовые ресурсы
5. Приведите примеры
фондов денежных средств
6. Перечислите методы формирования и использования финансовых ресурсов.
7. Сравните понятия «финансирование», «кредитование» и «долговое финансирование».
8. Определите понятие «финансовый рынок».
9. Какие возможности дает финансовый рынок тем или иным субъектам?
10. Назовите основные элементы финансового рынка?
11. Приведите примеры
мобилизации средств
12. Приведите примеры размещения средств различных экономических субъектов на финансовом рынке.
Доклады:
1. Методы формирования финансовых ресурсов различных экономических субъектов: российская практика.
2. Доступность привлечения дополнительных средств на финансовом рынке различными субъектами хозяйствования.
Занятие 3
N |
Проводимое мероприятие |
Форма |
Время |
1 |
Ответы на вопросы по теме лекции |
Устные ответы |
35 мин. |
3. |
Обсуждение заданий для самостоятельной работы |
Обсуждение |
30 мин. |
4. |
Решение тестов по теме лекции |
Решение тестов |
25 мин. |
ИТОГО |
90 мин. (2 часа) |
Вопросы к семинарскому занятию
Тема 2. Основные этапы становления и развития финансовой системы России
Занятие 4
N |
Проводимое мероприятие |
Форма |
Время |
1 |
Ответы на вопросы по теме лекции |
Устные ответы |
35 мин. |
2. |
Доклады |
Доклады |
20 мин. |
3. |
Обсуждение докладов |
Дискуссия |
20 мин. |
4. |
Решение тестов по теме лекции |
Решение тестов |
15 мин. |
ИТОГО |
90 мин. (2 часа) |
Вопросы к семинарскому занятию
1. Когда появились элементы финансовой системы России?
2. За счет чего формировались государственные доходы в Древней Руси?
3. Охарактеризуйте основные этапы и особенности налогового обложения Древней Руси.
4. Какие финансовые преобразования были проведены Петром1?
5. Назовите основные государственные доходы и расходы в ХY1- ХY111 веках в России.
6. Когда и для чего был сделан первый заем в России?
7. Когда и с какой
целью было образовано
8. Раскройте основное
содержание реформаторского
9. Объясните причины и неудачи реализации «Плана финансов» М.М.Сперанского.
10. Какие основные направления включала реформа государственных финансов В.А.Татаринова (1862 г.)?
11. Какое значение имеет
реформа государственных
Доклады:
Занятие 5
N |
Проводимое мероприятие |
Форма |
Время |
1 |
Ответы на вопросы по теме лекции |
Устные ответы |
35 мин. |
2. |
Доклады |
Доклады |
20 мин. |
3. |
Обсуждение докладов |
Дискуссия |
20 мин. |
4. |
Решение тестов по теме лекции |
Решение тестов |
15 мин. |
ИТОГО |
90 мин. (2 часа) |