ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМЫ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:16, реферат

Описание работы

Цель дисциплины – сформировать у студентов базовую систему знаний об основах функционирования денежно-кредитной и финансовой систем в рыночной экономике; охарактеризовать особенности их исторического развития в России и современные проблемы

Содержание работы

Содержание
Цели и задачи дисциплины 4
Место дисциплины в структуре ООП 4
Требования к результатам освоения дисциплины 5
Объём дисциплины и виды учебной работы 8
Содержание дисциплины 9
Междисциплинарные связи разделов и тем дисциплины 16
с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 16
Разделы и темы дисциплины и виды занятий 18
(учебно-тематический план) 18
Практические и семинарские занятия 20
Контрольные вопросы и система оценивания 39
Уровень требований и критерии оценок 46
Учебно-методическое обеспечение дисциплины 48

Файлы: 1 файл

DFKS_bakalavr-2012 итог от 19.07. (1).doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

N

Проводимое  мероприятие

Форма

Время

1

Проверка усвоения студентами материала по теме 3

Устный опрос

45 мин.

2

Проверка письменных домашних заданий

Обсуждение домашних заданий

45 мин.

 

ИТОГО

 

90 мин.

(2 часа)


 

Вопросы для обсуждения

  1. Центральные банки, их функции и роль по организации денежного обращения в стране.
  2. Центральный банк как единый эмиссионный центр страны. Понятие и виды эмиссии денег.
  3. Центральный банк как организатор платежных отношений. Понятие платежной системы.
  4. Коммерческие банки и их функции в области денежного обращения.

Тема 4. Понятие и структура кредитной системы

 

План занятия

N

Проводимое  мероприятие

Форма

Время

1

Проверка усвоения студентами материала по теме 4

Устный опрос

45 мин.

2

Проверка письменных домашних заданий

Обсуждение домашних заданий

45 мин.

 

ИТОГО

 

90 мин.

(2 часа)


 

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие кредитных отношений: субъекты, объекты, принципы. Виды кредитных отношений.
  2. Ссуда и ссудное дело. Ростовщический кредит и его особенности.
  3. Банки как финансовые посредники. Понятие и структура кредитного рынка.
  4. Функции и роль кредитной системы в развитии экономики.

 

Тема 5. Этапы развития кредитной системы России

 

План занятия

N

Проводимое  мероприятие

Форма

Время

1

Проверка усвоения студентами материала по теме 5

Выступление студентов с докладами

45 мин.

2

Проверка письменных домашних заданий

(рефератов)

Обсуждение докладов по рефератам

45 мин.

 

ИТОГО

 

90 мин.

(2 часа)


 

Вопросы для обсуждения

  1. Становление кредитной системы России в 18-19 веках.

а) возникновение первых кредитных учреждений.

б) Государственный банк Российской Империи и основные направления его деятельности.

2. Акционерные коммерческие  банки в дореволюционной России.

3. Кредитная реформа  1930-32 гг. Особенности функционирования кредитной системы советского государства.

4. Перестройка кредитной  системы в 1990-е годы. Переход  от кредитного планирования к рыночному способу перераспределения денежных ресурсов.

 

 

Тема 6. Институциональная структура современной кредитной системы

 

План занятия

N

Проводимое  мероприятие

Форма

Время

1

Проверка усвоения студентами материала по теме 6

Устный опрос

45 мин.

2

Проверка письменных домашних заданий

Обсуждение домашних заданий

45 мин.

 

ИТОГО

 

90 мин.

(2 часа)


 

Вопросы для обсуждения

1. Структура кредитной системы. Виды кредитных организаций.

2. Место и роль Центрального  банка в кредитной системе.  Центральный банк как кредитор последней инстанции.

4. Роль Центрального  банка в регулировании кредитной  системы. 

5. Инструменты денежно-кредитного регулирования.

 

Тема 7. Современная банковская система Российской Федерации

 

План занятия

N

Проводимое  мероприятие

Форма

Время

1

Проверка усвоения студентами материала по теме 7.

Устный опрос

45 мин.

2

Проверка письменных домашних заданий

Обсуждение домашних заданий

45 мин.

 

ИТОГО

 

90 мин.

(2 часа)


 

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие коммерческого банка. Классификация видов банков.
  2. Функции коммерческих банков.
  3. Виды банковских услуг.
  4. Стратегия государства в развитии банковского сектора.

 

 

Раздел. 2. Финансовая система

 

Тема 1. Представление о финансах и финансовой системе

Занятие 1

N

Проводимое  мероприятие

Форма

Время

1

Ответы на вопросы  по теме лекции

Устные ответы

40 мин.

2

Конкурс кроссвордов  по финансовым терминам

Конкурс кроссвордов

30 мин.

3.

Решение тестов по теме лекции

Решение тестов

20 мин.

 

ИТОГО

 

90 мин.

(2 часа)


 

Вопросы к семинарскому занятию

1. В какой исторический период появились финансы?

2.Что старше: термин  «финансы» или финансовые отношения?

3. Государство – это  основная причина появления финансов?

4. Что такое процесс  распределения?

5. Всегда ли распределение  бывает в денежной форме? Приведите  примеры неденежного распределения  общественного продукта?

6. Какие субъекты участвуют  в распределении?

7. Какие первичные  доходы формируются в процессе распределения и подлежат перераспределению?

8. В 1999 году в нашей  стране валовое потребление превысило  объем ВВП, объясните причину.

9. Перечислите специфические  признаки финансов и дайте  определение финансов.

10. Приведите примеры  финансовых операций и отметьте при этом общие черты.

11. Перечислите основные  финансовые термины и раскройте  их содержание.

Занятие 2

N

Проводимое  мероприятие

Форма

Время

1

Ответы на вопросы  по теме лекции

Устные ответы

35 мин.

2.

Доклады

Доклады

20 мин.

3.

Обсуждение докладов

Дискуссия

20 мин.

4.

Решение тестов по теме лекции

Решение тестов

15 мин.

 

ИТОГО

 

90 мин.

(2 часа)


 

Вопросы к семинарскому занятию

1. Всегда ли финансовые  ресурсы бывают в фондовой  форме?

2. Почему в условиях  административно-командной системы экономики финансовые ресурсы всегда рассматривались как фонды денежных средств?

3. Назовите характерные  черты финансовых ресурсов?

4. Приведите примеры,  когда финансовые ресурсы находятся  не в собственности тех или  иных субъектов, а в оперативном  управлении.

5. Приведите примеры  фондов денежных средств коммерческих  и некоммерческих организаций,  органов власти и местного  самоуправления.

6. Перечислите методы  формирования и использования  финансовых ресурсов.

7. Сравните понятия  «финансирование», «кредитование» и «долговое финансирование».

8. Определите понятие  «финансовый рынок».

9. Какие возможности  дает финансовый рынок тем  или иным субъектам?

10. Назовите основные  элементы финансового рынка?

11. Приведите примеры  мобилизации средств коммерческими  организациями на финансовом рынке.

12. Приведите примеры  размещения средств различных  экономических субъектов на финансовом рынке.

Доклады:

1. Методы формирования  финансовых ресурсов различных  экономических субъектов: российская практика.

2. Доступность привлечения дополнительных средств на финансовом рынке различными субъектами хозяйствования.

Занятие 3

N

Проводимое  мероприятие

Форма

Время

1

Ответы на вопросы  по теме лекции

Устные ответы

35 мин.

3.

Обсуждение заданий  для самостоятельной работы

Обсуждение

30 мин.

4.

Решение тестов по теме лекции

Решение тестов

25 мин.

 

ИТОГО

 

90 мин.

(2 часа)


 

Вопросы к семинарскому занятию

  1. Любую ли совокупность элементов можно называть системой?
  2. Какие характерные черты системы вы можете назвать?
  3. Сравните понятия «финансовая система» и «экономическая система».
  4. Чем отличается подход, используемый для определения финансовой системы, от подхода, используемого для определения денежной, кредитной и банковской систем?
  5. Дайте определение финансовой системы.
  6. Назовите сферы финансовой системы.
  7. Перечислите возможные критерии выделения отдельных элементов финансовой системы.
  8. Приведите пример влияния внешних факторов на изменения, происходящие в финансовой системе.
  9. Приведите пример взаимосвязи отдельных сфер финансовой системы.
  10. К каким сферам финансовой системы можно отнести налоги? страхование?

Тема 2. Основные этапы становления и развития финансовой системы России

Занятие 4

N

Проводимое  мероприятие

Форма

Время

1

Ответы на вопросы  по теме лекции

Устные ответы

35 мин.

2.

Доклады

Доклады

20 мин.

3.

Обсуждение докладов

Дискуссия

20 мин.

4.

Решение тестов по теме лекции

Решение тестов

15 мин.

 

ИТОГО

 

90 мин.

(2 часа)


 

Вопросы к семинарскому занятию

1. Когда появились элементы финансовой системы России?

2. За счет чего формировались  государственные доходы в Древней Руси?

3. Охарактеризуйте основные этапы и особенности налогового обложения Древней Руси.

4. Какие финансовые преобразования были проведены Петром1?

5. Назовите основные  государственные  доходы и  расходы в ХY1- ХY111  веках в России.

6. Когда и для чего  был сделан первый заем в России?

7. Когда и с какой  целью было образовано Министерство  финансов России?

8. Раскройте основное  содержание реформаторского проекта  финансов М.М.Сперанского.

9. Объясните причины  и неудачи реализации «Плана  финансов» М.М.Сперанского.

10. Какие основные направления включала реформа государственных финансов В.А.Татаринова (1862 г.)?

11. Какое значение имеет  реформа государственных финансов  В.А.Татаринова (1862 г.) для современных подходов в управлении государственными финансами?

Доклады:

  1. «План финансов» М.М.Сперанского, его значение для финансовой системы России.
  2. Налоговая система России в Х-ХY11 веках.
  3. Реформа государственных финансов В.А.Татаринова (1862 г.).

Занятие 5

N

Проводимое  мероприятие

Форма

Время

1

Ответы на вопросы  по теме лекции

Устные ответы

35 мин.

2.

Доклады

Доклады

20 мин.

3.

Обсуждение докладов

Дискуссия

20 мин.

4.

Решение тестов по теме лекции

Решение тестов

15 мин.

 

ИТОГО

 

90 мин.

(2 часа)

Информация о работе ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМЫ