Денежно-кредитная (монетарная) политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Разрабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, центральный банк выполняет ряд важных функций, к которым относятся:
 эмиссия кредитных денег;
 надзор и контроль за деятельностью банковских учреждений;
 управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета;
 выполнение роли "кредитора последней инстанции";
 установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной учетной ставки центрального банка по кредитам;
 хранение обязательных резервов коммерческих банков;

Содержание работы

Введение 4
1 Содержание, цели и задачи денежно-кредитной политики 6
1.1 Понятие, правовые основы, цели и задачи денежно-кредитной политики 6
1.2 Типы денежно-кредитной политики 8
2 Инструменты денежно-кредитной политики 10
2.1 Операции на открытом рынке 10
2.2 Изменение учетной ставки 11
2.3 Изменение норм обязательных резервов 13
2.4 Ограничение кредитования 14
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе развития
3.1 Анализ результатов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2008-2010гг. 16
3.2 Основные направления денежно-кредитной политики РБ на 16
современном этапе
Заключение 28
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода денежно-кредитного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

 

 

2.4 Ограничение кредитования

 

 

Вместе с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

Метод ограничения кредитования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Такие кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Но использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Говоря о каждом методе ДКП в отдельности, обращая внимание на его преимущества перед другими и подчеркивая недостатки, необходимо все же помнить, что только одновременное использование всех перечисленных инструментов может привести к выработке правильной и грамотной денежно-кредитной политики.

 

4

 



3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе развития

 

3.1 Анализ результатов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2008-2010гг.

 

Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [10, с. 86-93]. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных мероприятий.

Экономическое развитие страны в 2008-2009 гг. протекало в сложных условиях. Наибольшие трудности в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине 2008 года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. В последующем финансовый кризис перерос в самый глубокий за последние 75 лет мировой экономический кризис. Это отрицательно отразилось на экспорте нашей страны и повлекло за собой снижение поступающей валютной выручки. Валютная выручка в течение полугода снизилась почти в полтора раза.

Спрос на иностранную валюту начиная с середины 2008 г. существенно превышал предложение. Национальному банку пришлось затратить значительную часть золотовалютных резервов для поддержания на прогнозном уровне курса национальной валюты, обеспечения стабильного функционирования банковской системы и всех секторов экономики.

Несмотря на неблагоприятные внешнеторговые условия, Республика Беларусь в 2008-2010 гг. сохранила высокую динамику экономического роста. Обеспечено достижение большинства важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, за исключением импорта товаров и услуг и сальдо внешней торговли (таблица 1).

Годы

2007

2008

2009

2010

Валовой внутренний продукт:

в текущих ценах, млрд. руб.

 

 

 

97165

 

 

 

129791

 

 

 

137442

 

 

 

162964

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

 

 

108,6

 

 

110,2

 

 

100,2

 

 

107,6

Таблица 1 – Производство валового внутреннего продукта РБ за период 2007-2010гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе[4]

Свой вклад в социально-экономическое развитие республики внесла банковская система, денежно-кредитная и курсовая политика Национального банка. Курсовая политика была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2008 г. снизился на 2,3%. На конец 2008 г. он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозному диапазону.

Стабильность национальной валюты к доллару США сохранялась на протяжении периода с января 2005 г. – 2170, по конец 2008 г. – 2200 белорусских рублей за 1 доллар США. Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования.

До августа 2008 г. в целях реагирования на повышение инфляции, снижение курса доллара США на мировом рынке, а также недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров Национальный банк осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в рамках утвержденных параметров. Однако с августа 2008 г. на мировых рынках стал значительно укрепляться курс доллара США к евро и российскому рублю, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров. Это было нежелательно прежде всего из-за снижения спроса на экспортируемую продукцию и ухудшения условий для внешних заимствований.

Исходя из этого, а также для сохранения доверия к проводимой курсовой политике Национальный банк обеспечил постепенное снижение курса белорусского рубля с выходом курса на верхнюю границу установленного коридора – 2200 белорусских рублей за 1 доллар США. В 2008 г. курс белорусского рубля относительно евро и российского рубля изменялся с учетом динамики курса данных валют относительно доллара США. В целом по итогам года имело место укрепление курса национальной валюты относительно евро на 2,8% и относительно российского рубля – на 12,2%.

За 2010 год курс белорусского рубля к валютной корзине снизился на 2,00%, к доллару – на 4,79%, к российскому рублю - на 3,99%, к евро – укрепился на 2,60%. На 2010 год коридор колебаний курса белорусского рубля по отношению к корзине валют был установлен в пределах плюс/минус 10%.

Под влиянием кризисных процессов в мировой экономике, которые привели к уменьшению поступления в республику валютной выручки и росту валютных интервенций Национального банка, начиная с августа 2008 г. произошло снижение золотовалютных резервов. Международные резервные активы снизились на 1,33 млрд. долл. США, или на 26,6%, и составили на начало 2009 г. 3,66 млрд. долл. США.

Международные резервные активы Беларуси, рассчитанные по стандартам МВФ, на 1 октября 2010 года составили $5 млрд. 984,8 млн., увеличившись с начала года на $332,3 млн. (5,9%).

Основными источниками увеличения международных резервных активов стали средства, поступившие от Международного валютного фонда, продажи пакета акций ОАО "Белтрансгаз", размещения Республикой Беларусь еврооблигаций на международном рынке, а также от операций Национального банка на внутреннем рынке. Общий объем данных поступлений составил с начала 2010 года порядка $2,3 млрд. Так, в феврале Беларусь получила $625 млн. за продажу пакета акций ОАО "Белтрансгаз", в марте — кредит МВФ на $670 млн. В августе в Беларусь поступил $1 млрд. от размещения дебютного выпуска евробондов. Таким образом, без учета данных поступлений золотовалютные резервы с начала года снизились бы примерно на $2 млрд.

Нацбанка за 2010 год планировал увеличение золотовалютных резервов на $0,5—$1,83 млрд., что было предусмотрено основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2010 год.

В 2009 году благодаря внешним займам и кредитам Беларуси удалось нарастить золотовалютные резервы более чем на $2,5 млрд.— до $5 млрд. 652,5 млн. При этом за весь 2009 год заимствования правительства и Нацбанка на внешних рынках, а также другие поступления, зачисленные в состав золотовалютных резервов, составили вдвое больше — свыше $5,5 млрд.

Банки принимали активное участие в функционировании внутреннего валютного рынка, обеспечивая его ликвидность и движение валютных ресурсов между различными сегментами валютного рынка. Тем самым они способствовали формированию курсов на рыночных принципах и в экономически обоснованных пределах. Как результат, на рынке не возникли существенные дисбалансы.

В конце 2008 г. в условиях нарастания мирового финансового кризиса были предприняты некоторые меры административного характера в области валютного законодательства. В частности, в целях недопущения в Республике Беларусь негативных явлений, связанных с оттоком капитала из страны, были ограничены авансовые платежи по импорту резидентов в адрес нерезидентов. По мере стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке эти ограничения смягчаются: так, с 15 января 2009 г. Национальный банк разрешил экспортерам, являющимся одновременно импортерами, закупающими на условиях авансовых платежей сырье (материалы, комплектующие, технологическое оборудование и т.п.), для обеспечения производства пользующейся спросом экспортно-ориентированной продукции, проводить авансовые платежи за счет имеющейся на их счетах выручки в иностранной валюте.

В стране проводилась работа по обеспечению стабильности цен, для чего использовались как монетарные, так и немонетарные средства. Однако под влиянием неблагоприятных внешнеэкономических факторов рост потребительских цен относительно 2007 г. ускорился. Прирост индекса потребительских цен в 2008 г. составил 13,3%, что в 1,1 раза больше, чем в 2007 г. (12,1%). Ускорение инфляционных процессов было обусловлено преимущественно ростом цен на энергоносители и другие импортируемые товары. На протяжении 2009-2010 гг. наблюдалось снижение индекса потребительских цен (таблица 2).

Годы

2007

2008

2009

2010

Индекс потребительских цен

112,1

113,3

110,1

109,9

Таблица 2 – Индексы потребительских цен в РБ за период 2007-2010 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе[]

Складывающаяся экономическая и финансовая ситуация потребовала определенной корректировки процентной политики. Учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины 2008 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17 декабря 2008 г. до уровня 12% годовых, а с 8 января 2009 года – до 14%, в 2010 году ставка постепенно понижалась и в марте 2011 года вернулась к уровню 12%. Параллельно изменялись ставки депозитно-кредитного рынка.

Информация о работе Денежно-кредитная (монетарная) политика государства