Денежно-кредитная (монетарная) политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Разрабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, центральный банк выполняет ряд важных функций, к которым относятся:
 эмиссия кредитных денег;
 надзор и контроль за деятельностью банковских учреждений;
 управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета;
 выполнение роли "кредитора последней инстанции";
 установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной учетной ставки центрального банка по кредитам;
 хранение обязательных резервов коммерческих банков;

Содержание работы

Введение 4
1 Содержание, цели и задачи денежно-кредитной политики 6
1.1 Понятие, правовые основы, цели и задачи денежно-кредитной политики 6
1.2 Типы денежно-кредитной политики 8
2 Инструменты денежно-кредитной политики 10
2.1 Операции на открытом рынке 10
2.2 Изменение учетной ставки 11
2.3 Изменение норм обязательных резервов 13
2.4 Ограничение кредитования 14
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе развития
3.1 Анализ результатов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2008-2010гг. 16
3.2 Основные направления денежно-кредитной политики РБ на 16
современном этапе
Заключение 28
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Отраслевое наполнение ВВП, характеризующее вклад отдельных видов деятельности национальной экономики в общий экономический результат, свидетельствует о том, что сферы производства и услуг оказали примерно равноценное воздействие (соответственно 45,9 и 43,3% в формировании ВВП). При этом добавленная стоимость в сфере производства возрастает более быстрыми темпами, чем в сфере предоставления услуг – 112,4 и 105,3% соответственно.

По итогам двух месяцев 2011 года промышленностью обеспечен основной вклад в рост ВВП - 3,4%. Виды деятельности «Строительство» и «Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования» также сохраняют за собой ведущие позиции в формировании ВВП с сопоставимыми результатами вклада - 1,7 и 1,4%.

Экономический рост в начале текущего года достигнут в условиях существенного снижения энергоемкости ВВП – на 9,6% к январю 2010 года.

Вместе с тем, сохраняется тенденция увеличения материалоемкости ВВП, которая в январе-феврале возросла на 1,1%. Наибольший рост отмечается в обрабатывающей промышленности – 0,4% и сельском хозяйстве – 0,3%, формирующих треть ВВП страны. Это обусловлено увеличением стоимостных объемов приобретенного организациями импортного сырья, материалов, покупных изделий, топлива для собственного потребления.

Первые месяцы текущего года характеризуется высокими темпами роста промышленного производства - на 11,1%, в том числе по видам экономической деятельности: «Горнодобывающая промышленность» - на 3,8%, «Обрабатывающая промышленность» – на 13,1% и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – снижение на 1,8%.

Рост объемов производства промышленной продукции в феврале по сравнению с январем 2011 года на 4,7% получен за счет преодолевшей спад в январе и обеспечившей выход в январе-феврале на положительные значения прироста подсекции «Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов» (более полной загрузки нефтеперерабатывающих предприятий), вклад которой в прирост промышленного производства составил 5,2%. При этом более низкий общий результат обусловлен снижением на 0,5% совокупного вклада остальных видов деятельности промышленности, удельный вес которых в общем объеме производства составляет более 80%.

Производительность труда в промышленности (по объему производства) в январе 2011 года по сравнению с январем предыдущего года увеличилась на 8,6%. При этом в большинстве видов экономической деятельности достигнут и перевыполнен уровень годовых прогнозных параметров.

В перспективе ожидается сохранение позитивной динамики развития промышленности. Проведенный в марте текущего года конъюнктурный опрос руководителей промышленных предприятий зафиксировал рост выпуска продукции и спроса на нее, повышение уровня загрузки мощностей и занятости, несмотря на наличие ряда сдерживающих факторов, в том числе роста цен. Прослеживается положительный тренд оценки общего экономического положения промышленных предприятий. В марте доля ответов о предполагаемом улучшении экономического положения составила 31%, негативные прогнозы высказали лишь 15% руководителей, большинство – 54% отметили, что ситуация не изменится.

В январе-феврале 2011 года по сравнению с соответствующим периодом 2010 года увеличено производство как продукции животноводства, так и растениеводства, что в результате обеспечило рост производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах на 5,6%.

Прирост в январе-феврале 2011 года инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах на 30,1% достигнут к относительно низкой статистической базе соответствующего периода прошлого года (89,8%).

Рост инвестиций поддерживался увеличением объема строительно-монтажных работ (на 27,1% в сопоставимых ценах к январю-февралю 2010 года). При этом ввод в эксплуатацию жилья в целом по республике оказался на 20,8% ниже, а в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях на 26,1%, чем в январе-феврале 2010 года. Основная причина заключается в недостаточной степени готовности переходящих с 2010 года многоквартирных жилых домов.

Сохраняется тенденция уменьшения в общем объеме инвестиций в основной капитал удельного веса затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, которые призваны обеспечить модернизацию экономики. В январе-феврале 2011 года доля затрат в активную часть составила 37,5%, что ниже итогов 2010 года, когда их уровень достиг наименьших значений за последние 10 лет (38,1%).

Медленными темпами в текущем году продолжает осуществляться привлечение  прямых иностранных инвестиций. За два месяца текущего года в страну привлечено 62,8 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)). Наибольшую активность в привлечении прямых иностранных инвестиций на чистой основе по-прежнему проявляют юридические лица, не имеющие ведомственной подчиненности: если в 2010 году их доля в общей сумме прямых иностранных инвестиций на чистой основе составляла 51,4%, то в январе-феврале 2011 года – 84,7%.

Существенный приток прямых иностранных инвестиций на чистой основе обеспечен только по трем секциям - «Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования» (29,1 млн. долларов США или 46,3% от их общего объема), «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям» и в «Обрабатывающей промышленности».

Первые месяцы текущего года характеризуются сохранением повышенного потребительского спроса. При этом достаточно высокие темпы роста характерны как для розничного товарооборота торговли (122%), так и товарооборота общественного питания (112,5%) и платных услуг населению (109,4%).

Вместе с тем тревожным фактором является тенденция существенного увеличения импортных закупок (в 2 и более раза) по отдельным группам товаров длительного пользования (холодильники, стиральные машины, цветные телевизоры и др.), что в свою очередь отразилось повышением доли продаж этих импортных товаров в структуре розничного товарооборота торговли. Данная тенденция вызвана не недостаточностью производства аналогичных товаров отечественного производства, а несоответствием их ассортимента и качества современным требованиям и предпочтениям потребителей.

Индекс потребительских цен на товары и услуги в феврале 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года составил 104,2% (год назад – 101,3%). Рост ИПЦ обусловлен преимущественно ростом цен на продовольственные товары (104,4% к декабрю 2010 года) и ростом тарифов на платные услуги (108,8% к декабрю 2010 года), которые дали соответственно 2,15% и 1,85% прироста сводного индекса потребительских цен. На ценовую ситуацию на внутреннем рынке республики продолжает оказывать заметное влияние рост цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие на мировом рынке.

Участие группы непродовольственных товаров в формировании сводного индекса потребительских цен было менее существенным – 0,2% прироста ИПЦ.

Январь-февраль 2011 года продемонстрировал ухудшение показателей внешней торговли товарами, импорт которых вырос на 60,6%, экспорт – на 25,6% к уровню января-февраля 2010 года. Сальдо внешней торговли товарами составило минус 1967,3 млн. долларов США, увеличившись по сравнению с январем-февралем 2010 года на 1,5 млрд. долларов.

Рост отрицательного сальдо обусловлен увеличением импорта товаров на 2,4 млрд. долларов США, из которых 1,75 млрд. долларов (73,1%) составил прирост импорта промежуточных товаров.

Из 403,8 млн. долларов США общего прироста импорта потребительских товаров, 40% (161,7 млн. долларов) приходится на импорт легковых автомобилей (рост по сравнению с январем-февралем 2010 года на 16,9 тыс. штук), который оказал заметное влияние на показатели внешней торговли товарами.

Импорт инвестиционных товаров возрос на 78,4% по отношению к январю-февралю 2010 года.

Таким образом, общая структура внешней торговли товарами продолжает ухудшаться. Если по итогам 2010 года впервые валютная выручка от реализации товаров на экспорт (25,2 млрд. долларов США) не перекрыла расходы по промежуточному импорту (25,4 млрд. долларов США), то по итогам 2-х месяцев 2011 года разрыв увеличился (экспорт товаров – 4,36 млрд. долларов, промежуточный импорт – 4,74 млрд. долларов).

Набирающий обороты рост цен на сырьевые товары в мировом сообществе и в дальнейшем может оказать негативное влияние на показатели внешней торговли республики и усилить инфляционные процессы внутри страны.

Таким образом, результаты января-февраля 2011 года показывают, с одной стороны устойчивую поступательную динамику роста экономики республики и отдельных ее секторов, с другой стороны, наличие определенных рисков, включая ряд непредсказуемых внешних факторов, которые могут в ближайшей перспективе сказаться на параметрах экономического развития [11].

 

 

 

 

 

 

4

 



Заключение

 

 

В курсовой работе было дано определение понятию «денежно-кредитная политика», рассмотрены основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк. Рассмотрена денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса.

От денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком любого государства, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние народа. Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции центральных банков.

В 2011 г. задачи банковской системы страны должны выполняться с учетом положений Меморандума об экономической и финансовой политике Республики Беларусь в рамках программы сотрудничества с Международным валютным фондом. Программа предусматривает меры по обеспечению стабильной работы всех секторов экономики в условиях неблагоприятных внешних факторов. Соответственно, она предполагает ужесточение денежно-кредитной политики для повышения эффективности достижения ее целей и задач.

Сложившаяся ситуация и положения Меморандума существенно ограничивают возможности Национального банка по рефинансированию банков, которые в текущем году должны рассчитывать преимущественно на собственные усилия по наращиванию ресурсной базы. Главными источниками роста ресурсной базы банков в текущем году должны стать средства нерезидентов и физических лиц.

Сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Направления дальнейшего развития денежно-кредитной сферы имеют целью улучшение общих экономических показателей страны, снижение уровня инфляции, обеспечение надежности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту благосостояния населения.

Продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках союзного государства и других интеграционных образований, а также расширения и углубления взаимодействия с международными финансовыми организациями. [10: с. 86-93]

Истоками мирового финансового кризиса стала монетарная политика финансовых властей США, приведшая к формированию избыточной ликвидности на рынках; активное ипотечное кредитование населения без должного учета его долгосрочной платежеспособности; недостаточная степень регулирования национальных финансовых рынков (прежде всего американского) и крупнейших финансовых институтов. Работая в условиях мирового финансово-экономического кризиса, Республика Беларусь должна накопить опыт и извлечь для себя уроки, которые позволили бы в будущем избежать аналогичных проблем.

 

4

 



Список использованных источников:

 

 

1 Банковский Кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441-З: в ред Закона Респ. Беларусь от 08.07.2008 г., №372-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Дата доступа:03.03.2011.

2 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006г. № 1475 «Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.».

3 Головачев А.С. Макроэкономика / А.С.Головачев, И.В.Головачева.  – 2-е изд. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 256 с.Карякина О.А.

4 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 05.03.2011.5 Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций/ - 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.: ФУАинформ, 2006. -544с.

6 Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебн. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512с.

7 Лемешевский И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3). Учебн. пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576с.

8 Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. О.И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003г. – 590с.

9 Бриштелев А. Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь/ Банковский вестник, 2005г., № 1, с.26-31.

10. Тихонов А.О. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь: проблемы и перспективы/ Белорусский экономический журнал, 2000г., № 3, с.86-93.

11. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-феврале 2011 года: Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/news/osnovnye-tendentsii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-respubliki-belarus-v-janvare-fevrale-2011-goda_i_0000000618.html. - Дата доступа: 02.04.2011.

12. Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год: Указ Президента Республики Беларусь, 19 ноября 2010 г., №597

 

4

 



Информация о работе Денежно-кредитная (монетарная) политика государства