Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:08, курсовая работа
Разрабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, центральный банк выполняет ряд важных функций, к которым относятся:
эмиссия кредитных денег;
надзор и контроль за деятельностью банковских учреждений;
управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета;
выполнение роли "кредитора последней инстанции";
установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной учетной ставки центрального банка по кредитам;
хранение обязательных резервов коммерческих банков;
Введение 4
1 Содержание, цели и задачи денежно-кредитной политики 6
1.1 Понятие, правовые основы, цели и задачи денежно-кредитной политики 6
1.2 Типы денежно-кредитной политики 8
2 Инструменты денежно-кредитной политики 10
2.1 Операции на открытом рынке 10
2.2 Изменение учетной ставки 11
2.3 Изменение норм обязательных резервов 13
2.4 Ограничение кредитования 14
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе развития
3.1 Анализ результатов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2008-2010гг. 16
3.2 Основные направления денежно-кредитной политики РБ на 16
современном этапе
Заключение 28
Список использованных источников
Продолжалось совершенствование методологии и практики банковского надзора. В рамках дистанционного (документального) надзора осуществлялся мониторинг выполнения банками норм безопасного и ликвидного функционирования с целью раннего выявления и предупреждения негативных тенденций и проблемных ситуаций в работе банков.
Национальным банком совместно с банками осуществлен комплекс мер по расширению использования в безналичном платежном обороте банковских пластиковых карточек, а также по развитию программно-технической инфраструктуры их обслуживания. На 1 января 2010 г. эмиссия банковских пластиковых карточек международных и внутренних платежных систем достигла более 7,7 млн. единиц, что на 27,4 процента больше, чем на начало 2009 года. Установлены 2 701 банкомат и 2 952 инфокиоска, организации торговли (сервиса) оснащены 20 049 платежными терминалами, что соответственно на 10,2, 41,7 и 47,3 процента больше, чем в 2008 году. В июле 2009 г. завершен перевод зарплатного проекта Национального банка на пластиковые карточки ”БелКарт“ с магнитной полосой, что позволило расширить доступ держателям карточек Национального банка к перечню услуг, оказываемых другими банками – участниками системы ”БелКарт“, а также обеспечить их обслуживание в банкоматах и платежных терминалах указанных банков. На начало 2010 года доля безналичных операций в общем объеме операций с использованием банковских пластиковых карточек (в белорусских рублях) составила 45,3 процента по количеству операций и 11,4 процента по сумме операций (на 1 января 2009 г. – 41 процент и 9 процентов соответственно)
Активно развивалось международное сотрудничество с центральными банками России, стран ЕврАзЭС, Украины, Литвы, Латвии. Основное внимание банков в рамках международного взаимодействия было сосредоточено на разработке и реализации мер по снижению отрицательных последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Углублялось сотрудничество с международными финансовыми организациями – Международным валютным фондом и Всемирным банком. В Национальном банке работали миссии указанных организаций. Совместно с экспертами Международной финансовой корпорации отработаны направления дальнейшего совершенствования деловой среды, нашедшие свое отражение в отчете ”Ведение бизнеса-2010“, в котором Республика Беларусь переместилась с 82-го на 58-е место и в течение двух лет входит в число 10 стран-лидеров, наиболее активно осуществляющих реформы в сфере регулирования предпринимательской деятельности (признана четвертым самым активным реформатором в мире).
Анализ состояния и динамики денежно-кредитной сферы, валютного рынка и банковской системы показывает, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь и банки в целом обеспечили выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008-2009 гг.
Несмотря на постепенное наращивание темпов в 2010 году, не решен ряд проблем, существенно сдерживающих динамичное социально-экономическое развитие страны. В январе-июле 2010 года практически провалено выполнение важнейших параметров по основным целевым показателям прогноза.
В результате все это существенно повлияло на темпы роста валового внутреннего продукта (107% при прогнозе 111-113%). Крайне неудовлетворительно была проведена работа госорганов по привлечению в экономику страны прямых иностранных инвестиций. Чистый приток прямых инвестиций в 2010 году меньше, чем даже в кризисном 2009-м. Можно отметить несбалансированность во внешней торговле и низкую диверсификацию экспорта. За 6 месяцев 2010 года отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами сформировалось в сумме $2,4 млрд.
Однако правительство и местные органы власти реализуют пошаговую стратегию по достижению прогнозных показателей развития экономики страны. По итогам работы за 7 месяцев 2010 года большинство параметров не выполняется в запланированных объемах. Вместе с тем улучшены параметры качества экономического роста, производительность труда увеличена на 6,5%, рентабельность реализованной продукции в промышленности достигла 10,2%. Чистая прибыль промышленных организаций превысила Br3,5 трлн., что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате темп роста ВВП за 7 месяцев составил 107% к уровню прошлого года.
4
3.2 Основные направления денежно-кредитной политики РБ на современном этапе
Денежно–кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально–экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы. Социально–экономическое развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой воздействия внешнеэкономических условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития.
В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего продукта (далее — ВВП) составит 109 — 110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения — 108 — 109,5 процента, инвестиций в основной капитал — 116 — 117 процентов. Рост индекса потребительских цен составит 107,5 — 108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116 — 116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9 — 9 процентов к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США.
Цели и инструменты денежно-кредитной политики:
В 2011 году денежно–кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.
Приоритетная цель денежно–кредитной политики — обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.
Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно–кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.
В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года, согласно приложению.
Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.
Применение и развитие инструментов денежно–кредитной политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.
Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8 — 10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору — 11 — 13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках — 9 — 11 процентов годовых.
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.
Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.
Дальнейшее совершенствование системы регулирования ликвидности на рыночных принципах позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.
В 2011 году параметры денежно–кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 — 26 процентов, рублевой денежной массы — 27 — 29 процентов, широкой денежной массы — 25 — 28 процентов. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 — 7,2 трлн. рублей, юридических лиц — на 3,8 — 4,4 трлн. рублей.
Реализация мер денежно–кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой денежной массе — до 26,7 процента.
Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2011 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США.
Денежно–кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.
Развитие банковского сектора, финансового рынка и платежной системы:
Приоритетными направлениями развития банковского сектора Беларуси станут обеспечение его устойчивости и повышение финансового потенциала, рост конкурентоспособности за счет внедрения более эффективных систем и методов управления, новых банковских технологий, а также поддержания размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.
Развитие банковского сектора в 2011 году будет проходить в условиях дальнейшего качественного улучшения структуры финансового сектора, связанного с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы. При формировании условий деятельности банков, прежде всего контролируемых государством, возрастет роль рыночных механизмов, что потребует совершенствования соответствующих систем и методов управления в этих банках. Предпринимаемые шаги положительным образом скажутся на устойчивости банковского сектора, а также позволят повысить эффективность регулирования деятельности банков.
Ожидается, что в условиях достижения высоких темпов экономического роста и поддержания макроэкономической стабильности в течение 2011 года важнейшие показатели финансовой устойчивости банковского сектора будут характеризоваться общей позитивной динамикой.
За 2011 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 15 — 21 процент. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 8 процентов.
Масштабы кредитных операций банковского сектора будут определяться платежеспособным спросом со стороны нефинансовых организаций и домашних хозяйств. При этом расширится доступ к кредитованию частного сектора экономики.
Прирост активов банков сложится на уровне 21 — 22 процентов, что составит 72 процента к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 24 — 25 процентов и достигнут 58 процентов к ВВП.
Национальный банк продолжит проводить мероприятия, направленные на дальнейшую либерализацию валютного законодательства, совершенствование деятельности банков в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
В 2011 году в целях формирования стабильного конкурентоспособного и ликвидного финансового рынка продолжится работа по совершенствованию уже существующих и созданию новых инструментов и механизмов привлечения внешних и внутренних инвестиций.
Развитие национальной платежной системы будет направлено на дальнейшее повышение ее эффективности, надежности и безопасности. В 2011 году решение данных задач будет основываться на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно–технической инфраструктуры платежной системы, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте, совершенствовании систем стандартизации и сертификации, надзора за платежной системой. [12]
Основные тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-феврале 2011 года
Развитие экономики Республики Беларусь в настоящий момент проходит в рамках мировых тенденций, характеризующихся ростом экономической активности после небольшого спада в конце 2010 года.
Данные за январь-февраль текущего года в целом показывают, что позитивная динамика экономического роста в Республике Беларусь приобрела достаточно устойчивый характер, достигнув 7,8% к уровню января-февраля 2010 года. Рост экономики поддерживается динамикой промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличением объема выполненных подрядных работ в строительстве, сохранением активного спроса на потребительском рынке страны.
Информация о работе Денежно-кредитная (монетарная) политика государства