Денежно-кредитная политика Банка России как фактор модернизации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности содержания денежно-кредитной политики Банка России в условиях рыночной экономики, исследование ее особенностей и форм в реалиях современной России.
Для достижения поставленных целей были выдвинуты и решены следующие задачи:
- проведен анализ международного опыта использования денежно-кредитной политики как инструмента модернизации экономики;
- обобщены основные теоретические подходы к исследованию денежно-кредитной политики ЦБ России;
- выявлены основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России;
- проведен анализ российского опыта использования денежно-кредитной политики для цели модернизации экономики;
- предложены перспективы формирования современной денежно-кредитной политики для осуществления модернизации современной экономики РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ: АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА………………………………………………..……………………..

1.1.
Анализ мировой денежно-кредитной системы на разных стадиях экономического развития ………………………………..…………….

1.2.
Денежно-кредитная политика США………………………….…….

1.3.
1.4.
Денежно-кредитная политика Германии………………….…………..
Денежно-кредитная политика Японии……………………………….
2.
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ……………..………………………………………………..



2.1.
19 век………………………………………….……………………….

2.2.
20 век……………………………………………………………….…..

2.3.
Начало 21 века………………………………………………….……...
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_finansy2.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Каждое государство  приспосабливает денежную систему  к своим интересам и определяет орган, который осуществляет денежно-кредитное и валютное регулирование. Таким органом обычно выступает центральный банк страны, который наделяется монопольным правом эмиссии банкнот, осуществляя руководство всей кредитной системой страны, регулирует денежное обращение, хранит временно свободные денежные средства и обязательные резервы коммерческих банков, ведет учет финансовых обязательств правительства, являясь главным проводником денежно-кредитной политики государства.

 

1.2. Денежно-кредитная  система США

 

Создание системы современного государственного регулирования денежно-кредитных отношений США началось с принятием Конгрессом США в 1913 г. закона о создании Федеральной резервной системы (ФРС). С этого времени ФРС стала главным органом государства по проведению денежно-кредитной политики.

Общая структура денежно-кредитной системы США такова:

- на первом уровне  денежно-кредитной системы находится  Федеральная резервная система;

- на втором уровне  – коммерческие банки и небанковские  кредитно-финансовые учреждения.

ФРС США – центральное  учреждение в банковской системе, отвечающее за монетарную политику США, центральный банк (агент правительства при обслуживании государственного бюджета).

Федеральная резервная  система состоит из трех уровней: Совет управляющих, 12 федеральных резервных банков, около 6000 банков-членов Федеральной резервной системы. Кроме того, ФРС включает два комитета: Федеральный комитет по открытому рынку и Федеральный консультационный совет.

Центром ФРС является Совет управляющих в Вашингтоне. Основная функция Совета – формирование монетарной политики. Совет обладает исключительным правом установления уровня обязательных резервов депозитных учреждений, а также разделяет ответственность с федеральными резервными банками по проведению операций на открытом рынке и определению наиболее приемлемых банковских учетных ставок.

Федеральные резервные банки являются проводником директив Совета управляющих и играют важную роль в реализации монетарной политики США. Наиболее значимым и влиятельным резервным банком является Федеральный резервный банк Нью-Йорка. В 25 городах работают филиалы резервных банков.

Федеральные резервные  банки принимают вклады банков и  сберегательных учреждений и предоставляют им ссуды, выполняя тем самым функцию кредитора последней инстанции. Кроме того, Конгресс уполномочил федеральные резервные банки осуществлять выпуск наличных денег, которые образуют предложение кредитных денег в экономике страны.

Значительную роль в  банковской системе США играют иностранные  банки (более 260). В Калифорнии японские банки контролируют около 25% всех банковских услуг.

Особую роль играют инвестиционные банки. Они осуществляют два основных вида операций с ценными бумагами: эмиссию и размещение ценных бумаг компании.

Таким образом, важную роль в эволюции и формировании современной  денежно-кредитной системы США  играют два компонента:

- металлическое обращение на основе благородных металлов;

- кредитное обращение  на базе банкнот федеральных  резервных банков.

 

1.3. Денежно-кредитная  система Германии

 

Эволюция денежно-кредитной  системы Германии протекала в  несколько этапов:

- 1 этап – до Первой Мировой войны: до 70х годов 19 века Германия не имела единой денежной системы. В 1871 году произошло объединение, единое немецкое государство требовало и единой денежной системы. Была проведена реформа, совершенно изменившая денежную систему. Сначала была запрещена чеканка серебряных монет, затем на всей территории Германской империи была введена единая валюта – золотая марка. Это означало переход к золотому монометаллизму, наряду с монетами обращались кредитные деньги – банкноты в 100 и более марок. Позже был введен запрет размена банкнот на золото. Одновременно Рейхсбанк получил право приравнивать банкноты к золоту.

- 2 этап – Первая  Мировая война – Вторая Мировая  война: количество банкнот в обращении возросло с 1913 по 1918 гг. в 9 раз. Банкноты Рейхсбанка стали почти единственными компонентами наличного денежного обращения. Во время и после войны активно использовалась бумажно-денежная эмиссия, что вызвало гиперинфляцию в стране (рейхсмарка обесценилась в 1,6 триллионов раз по сравнению с довоенным уровнем).

Первая Мировая война  изменила позиции стран-кредиторов и стран-должников: Германия потеряла 90% своих иностранных инвестиций. Война породила новую форму международной  задолженности – правительственные  долги, которые возникли у побежденной  Германии.

Помимо этого, к началу Второй Мировой войны Германия истратила почти весь золотой запас, а за военные годы только налично-денежное обращение возросло более чем в 7 раз, что привело к новому всплеску инфляции.

- 3 этап – после  Второй Мировой войны до 90х  годов: после принятия Конституции, узаконившей раскол страны и образование ФРГ, в стране был установлен золото-долларовый стандарт. Однако инфляция подорвала устойчивость марки и в 1949 г. была произведена ее девальвация (первая и единственная девальвация немецкой марки) на 20,6% по отношению к доллару США.

В 1953 г. ФРГ вступила в  Международный валютный фонд (МВФ), где было зафиксировано золотое  содержание марки, однако обмен банкнот  на золото не предусматривался.

В 50е- первой половине 60х гг. марка ФРГ была наиболее была наиболее устойчивой среди капиталистических валют, платежный баланс сводился к активным сальдо, золотовалютные резервы увеличивались. Денежно-кредитная и финансовая политика государства ориентировалась на стабилизацию денежного обращения, сбалансирование государственного бюджета и выравнивание платежного баланса.

- 4 этап – после  объединения Германии в 1990г.  – по настоящее время: после объединения в обращении осталась только марка ФРГ, а после образования Европейского союза (ЕС) и создания экономического и валютного союза немецкая марка окончательно прекратила существование.

В настоящее время  денежно-кредитная система Германии имеет двухуровневую структуру:

- на первой уровне  – Немецкий федеральный банк;

- на втором – коммерческие  банки и небанковские кредитно-финансовые учреждения (более 4000).

Контроль за их деятельностью  возложен на Федеральную банковскую службу надзора, которая подчиняется  Министерству финансов.

Немецкий федеральный  банк управляет валютными резервами  национальной экономики, осуществляет эмиссию банкнот, контролирует предоставление средств кредитным учреждениям, определяет направления финансовой политики государства, осуществляет расчетно-кассовое обслуживание правительства.

Штаб-квартира Немецкого  федерального банка – во Франкфурте-на-Майне. Руководящий орган – Центральный совет, который определяет монетарную политику страны.

 

1.4. Денежно-кредитная  система Японии

 

Начало развитию денежной системы Японии положила буржуазная революция 1868 года. В 1870 г. была введена в оборот национальная денежная единица Японии – иена.

Если в период Второй Мировой войны доля наличных денег  в обращении возросла с 30% до почти 60%, то уже в 1950-1960х гг. доля депозитных денег превысила довоенный уровень, составив более 70%. Высокий удельный вес безналичного оборота обусловлен особенностью структуры внутренней торговли страны: доля объема оптовой торговли в начале 1990х гг. превышала на 80% рубеж, а розничная торговля соответственно не достигала 20%.

Несмотря на доминирование  безналичного денежного оборота эмиссия банкнот Банком Японии позволяет в определенной мере воздействовать на динамику денежного обращения в стране. Для этого используются меры кредитного регулирования.

Денежно-кредитная система  Японии двухуровневая:

- первый уровень –  Центральный банк Японии;

- второй – коммерческие  банки и небанковские кредитно-финансовые  институты.

Современная система  Японии возникла после Второй Мировой  войны и построена по американскому  образцу. Она является одной из самых  мощных и развитых в мире в настоящее время. Среди ведущих мировых банков доля Японии в последние годы неуклонно повышается. Мощные финансово-промышленные группы во главе с японскими банками осуществляют крупномасштабные промышленные инвестиции в США, в странах Западной Европы, Азии и Австралии. Кредитная деятельность японских банков за рубежом имеет тенденцию к усилению интернационализации: некоторые из них стали центрами международного кредитования. Расширяются и масштабы размещения ценных бумаг японскими банками на рынках США и стран Западной Европы.

Центральному банку  Японии принадлежит исключительно  право эмиссии банкнот, он осуществляет денежно-кредитную политику, регулирование  экономики, кассовое обслуживание государственной казны, а также проводит операции с государственными ценными бумагами.

Банк является независимым  от Министерства финансов. По своему статусу Банк Японии является не административным органом, а акционерной компанией: 55% его капитала принадлежат правительству, 45% - финансовым институтам, страховым компаниям и другим частным акционерам. Акционерам гарантированы дивиденды в размере 4%, в случае получения банком высокой прибыли они могут быть увеличены до 5%. Остальная прибыль взимается в государственным бюджет.

Руководящим органом  Банка Японии является Политический совет. В его полномочия входит:

- определение учетной  ставки процента, других процентных  ставок, а также типов и условий дисконтирования векселей;

- определение процентной  ставки по ссудам;

- определение или аннулирование  нормы обязательных банковских  резервов;

- определение стратегической  линии контроля над денежным  рынком, применяемые меры контроля  – операции на открытом рынке  (покупка и продажа облигаций и векселей);

- принятие решений  об изменении официальной позиции  Банка Японии по вопросам валютного  контроля и контроля над денежным рынком;

- определение объектов  продажи и принятие решений  о сроках ее проведения на финансовых рынках;

- создание, перенос или роспуск отделений, офисов, агентств и прочих объектов внутренней структуры банка.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

 

2.1. Денежно-кредитная  политика России в 19 веке

 

Государственный банк Российской Империи был основан в 1860 г. в  процессе реорганизации российской банковской системы. Его создание происходило в условиях вступления России в капитализм и было первой из “великих реформ”, проведенных в стране Императором Александром II. Значительное государственное вмешательство в развитие экономики, вызванное особенностями экономического развития России, обусловило генезис Государственного банка как органа экономической политики правительства.

Государственный банк являлся банком краткосрочного коммерческого кредита  и согласно уставу был учрежден “для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы”. В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупка и продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг за свой счет.

В деятельности Государственного банка  Российской империи можно выделить два периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся в значительной степени вспомогательным учреждением Министерства финансов. Большую часть ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное финансирование казны. На него возлагались функции, относившиеся к аппарату Министерства финансов: проведение выкупной операции и все делопроизводство по ней, поддержание государственных ипотечных банков и так далее. До 1887 г. Госбанк осуществлял ликвидацию счетов дореформенных банков. Все ликвидационные операции должны были производиться за счет Государственного казначейства, которое являлось должником этих банков. Но поскольку в условиях бюджетного дефицита казначейство было не в состоянии предоставлять необходимые для этого средства, Госбанк ежегодно вплоть до 1872 г. направлял на эти цели значительную часть своей коммерческой прибыли. Ликвидация государственного долга Госбанку произошла уже во второй период его деятельности - в 1901 году. На протяжении всего дореволюционного периода деятельности Госбанк в качестве органа экономической политики правительства участвовал в создании, а затем и в поддержании коммерческих банков, в том числе за счет неуставных ссуд. Банки-банкроты субсидировались им и финансировались, принимались в собственность или управление для последующей продажи.

С начала 80-х годов XIX века Госбанк  готовил денежную реформу, которая началась в 1895 г. и закончилась в 1898 г. введением в России золотого монометаллизма. В ходе этой же реформы Госбанк получил эмиссионное право.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Банка России как фактор модернизации экономики