Денежно-кредитная политика Банка России как фактор модернизации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности содержания денежно-кредитной политики Банка России в условиях рыночной экономики, исследование ее особенностей и форм в реалиях современной России.
Для достижения поставленных целей были выдвинуты и решены следующие задачи:
- проведен анализ международного опыта использования денежно-кредитной политики как инструмента модернизации экономики;
- обобщены основные теоретические подходы к исследованию денежно-кредитной политики ЦБ России;
- выявлены основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России;
- проведен анализ российского опыта использования денежно-кредитной политики для цели модернизации экономики;
- предложены перспективы формирования современной денежно-кредитной политики для осуществления модернизации современной экономики РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ: АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА………………………………………………..……………………..

1.1.
Анализ мировой денежно-кредитной системы на разных стадиях экономического развития ………………………………..…………….

1.2.
Денежно-кредитная политика США………………………….…….

1.3.
1.4.
Денежно-кредитная политика Германии………………….…………..
Денежно-кредитная политика Японии……………………………….
2.
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ……………..………………………………………………..



2.1.
19 век………………………………………….……………………….

2.2.
20 век……………………………………………………………….…..

2.3.
Начало 21 века………………………………………………….……...
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_finansy2.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

С принятием в 1894 г. нового устава начался второй период в деятельности Госбанка. После денежного кризиса 1905-1906 гг., вызванного Русско-японской войной и революцией, началась трансформация Госбанка в банк банков. Накануне первой мировой войны Госбанк стал одним из влиятельнейших европейских кредитных учреждений. Он имел огромный золотой запас, коэффициент которого, за исключением кризисного 1906 г., не опускался ниже 93%, а в среднем был выше 100%. Госбанк осуществлял регулирование денежного обращения и валютных расчетов России и через коммерческие банки принимал активное участие в кредитовании промышленности и торговли.

Во время первой мировой  войны деятельность Госбанка была направлена в основном на ее финансирование. Большая  часть его активов накануне Октябрьской революции 1917 г. состояла из обязательств казначейства и ссуд под процентные бумаги. Золотой запас банка за это время сократился с 1604 млн. руб. (на 16 июня 1914 г.) до 1101 млн. руб. (на 8 октября 1917 г.). История дореволюционного Государственного банка закончилась 25 октября (7 ноября) 1917 года. С этого момента началась история Государственного банка советского типа.  

 

2.2. Денежно-кредитная  политика России в 20 веке

 

А) Народный банк РСФСР

25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики захватили здание  Государственного банка в Петрограде, но прошло еще два месяца, прежде чем они стали реально контролировать работу банка. Утром 14(27) декабря были захвачены петроградские коммерческие банки, а вечером того же дня ВЦИК принял Декрет о национализации банков. В соответствии с этим декретом в стране была введена государственная монополия на банковское дело. Частные кредитные учреждения были национализированы и слиты с Государственным банком, который месяц спустя стал называться Народным банком Российской Республики (позднее Народным банком РСФСР).

Формально до своего упразднения  в 1920 г. Народный банк функционировал на основании устава 1894 г., в который был внесен ряд изменений. Однако реально его деятельность регулировалась Декретами и Постановлениями СНК, Постановлениями ВЦИК и ВСНХ и приказами по Наркомфину. Основной задачей банка была эмиссия бумажных денег. С осени 1918 г. Народный банк, находившийся в составе Наркомфина, стал финансировать народное хозяйство и заниматься сметно-бюджетной работой. Внедрение в период проведения политики военного коммунизма безденежных расчетов между государственными предприятиями и учреждениями привело к тому, что банк прекратил осуществление кредитных операций. Функции банка как расчетного центра также были сведены к минимуму, поскольку все расчеты велись с госбюджетом в порядке сметного финансирования предприятий и их доходы зачислялись на счета бюджета. Таким образом, в течение двух лет изменилась сама сущность Народного банка. Из банка он трансформировался в орган, который наряду с финансовыми органами обслуживал в основном бюджетные операции. Функционирование двух параллельных структур было нецелесообразным. Более того, само существование учреждения под названием Народный банк противоречило идее безденежного хозяйства, которое в то время пытались построить большевики. В результате 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен. Незначительное количество сохранившихся банковских операций стало осуществлять Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

Б) Государственный банк СССР

В условиях проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.

Согласно Положению  о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся  хозяйственной организацией, созданной "с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения". Он имел право предоставлять кредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только ”при условии обеспеченности их и экономической целесообразности”. Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.

В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на драгоценные металлы и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные сделки по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.

В 1922г. и 1923 г. были проведены  две деноминации, укрупнившие номинал совзнака - бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита.

В период НЭПа практиковались такие виды банковского кредита, как учет векселей, ссуды до востребования  со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные ссуды под залог векселей. В дополнение к этим кредитам банк спустя три года после своего создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка по всем конторам.

Во второй половине 20-х  годов функции и направления  деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени. Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних займов, было невозможно. В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования.

В конце 20-х - начале 30-х  гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было создание эффективного механизма централизованного планового регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм централизованного планового регулирования движения кредитно-денежных ресурсов.

В результате кредитной  реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет. В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплату заработной платы (80% наличноденежного оборота) и сбором торговой выручки.

Во время Великой  Отечественной войны 1941-1945 гг. Госбанк  для покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа.

В 1965-1969 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные  с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам.

2 декабря 1990 г. Верховным  Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка по организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

20 декабря 1991 г. Государственный  банк СССР был упразднен и  все его активы и пассивы,  а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).

 

2.3. Денежно-кредитная  политика России начала 21 века

 

С 1992 года денежно-кредитная  политика Банка России направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.

В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Банком России, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы. Приоритеты политики в денежно-кредитной сфере сместились в направлении увеличения реального предложения денег в экономике при дальнейшем снижении среднемесячных темпов инфляции.

Одним из признаков устойчивого насыщения экономики деньгами стало закрепление сформировавшейся тенденции замедления скорости обращения денег.

До конца 1992 года механизм рефинансирования в практике экономического регулирования Банка России отсутствовал. Банк России пытался влиять на процентные ставки коммерческих банков путем регулирования объема и цены централизованных кредитов, что отвечало требованиям задачи антиинфляционного регулирования. Однако путем простого увеличения ставок достичь поставленной цели антиинфляционного регулирования не удалось. Наметившаяся тенденция снижения общего уровня процентных ставок получила дальнейшее развитие.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Несмотря на то, что  в условиях усиления глобализационных процессов на протяжении последних  десятков лет ряд ученых-экономистов  высказывали свои суждения об утере Центральным банком реальных рычагов управления денежно-кредитной политикой, действия Центрального банка в области денежно-кредитной политики оказались достаточно эффективными и достаточными для преодоления фазы острого кризиса. Естественно, кризис выявил недостатки и явился катализатором модернизации денежно-кредитной политики Банка России.

Модернизация денежно-кредитной  политики Банка России является важным резервом повышения конкурентоспособности российской экономики в целом и отечественных компаний в частности. Устойчивое функционирование монетарной сферы снижает рыночные риски, формирует стабильные рациональные ожидания хозяйствующих субъектов, обеспечивает прогнозируемость деятельности компаний в операционной и инвестиционной сферах.

К основным направлениям модернизации денежно-кредитной политики Банка России, способным обеспечить повышение конкурентоспособности отечественных компаний, следует отнести:

- комплексность целей денежно-кредитной политики (ДКП);

- совершенствование трансмиссионного механизма ДКП;

- выбор адекватных целевых показателей ДКП;

- использование эффективных инструментов реализации ДКП.

Комплексность целей денежно-кредитной политики предполагает расширение сферы ответственности Центрального банка за состояние макроэкономической среды. Являясь монопольным эмитентом средств обращения и кредитором последней инстанции, Центральный банк обеспечивает контроль над платежеспособным спросом в национальной экономике, а следовательно, над деловой активностью. Очевидно, что влияние денежных властей на платежеспособный спрос не означает их непосредственного воздействия на конкурентоспособность компаний. Однако следует учитывать, что Центральный банк создает макроэкономические условия, в которых действуют компании и в которых формируются их финансовые возможности, проявляемые в операционной и инвестиционной сферах.

Качество макроэкономической среды зависит от устойчивости взаимозависимостей между платежеспособным спросом потребителей и финансовыми возможностями компаний по его реализации. Такие возможности компаний определяются: доступностью кредитных ресурсов, адекватностью процентных ставок, валютным курсом, ценовой стабильностью. Это предполагает комплексность целей денежно-кредитной политики. Лишь необходимое разнообразие целей способно обеспечивать конкурентоспособность компаний, формируя широкие финансовые возможности их деятельности.

В настоящее время  единственной законодательно закрепленной целью денежно-кредитной политики Банка России является “защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам”. Очевидно, что реализация лишь этой цели не способна формировать финансовые возможности деятельности российских компаний.

Опыт ведущих стран  показывает, что эффективность денежно-кредитной политики значительно возрастает при поставке комплекса целей, обеспечивающих достижение устойчивости макроэкономической среды. Преимущества комплексности целей денежно-кредитной политики отчетливо проявились в условиях глобального финансового кризиса. Стремясь противостоять негативным рыночным тенденциям, ФРС США, Банк Германии, Банк Японии осуществили полномасштабную поддержку экономик своих стран, резко увеличив денежное предложение, снизив процентные ставки, расширив рефинансирование коммерческих банков.

Модернизация денежно-кредитной  политики Банка России предполагает включение в число его целей стабильное функционирование финансового рынка. Под таким функционированием прежде всего следует понимать емкость и устойчивость такого сегмента финансового рынка, как кредитный рынок. Этот рынок имеет определяющее значение при формировании финансовых возможностей деятельности компаний и, как показывает мировой опыт, в значительной степени обусловливает конкурентоспособность корпоративного сектора.

Кредитный рынок формируется  под непосредственным влиянием денежно-кредитной политики Центрального банка. Объем этого рынка определяется масштабами рефинансирования коммерческих банков. Причем такое рефинансирование должно быть структурировано по срокам и суммам предоставляемых кредитных ресурсов. Значительный объем в рефинансировании должны занимать долгосрочные кредитные ресурсы, предоставляемые через банковскую систему корпоративному сектору для реализации рассчитанных на длительную перспективу инвестиционных проектов. Тем самым Центральным банком должна решаться задача установления непосредственных и устойчивых связей между финансовым и реальным секторами экономики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Банка России как фактор модернизации экономики