Денежно-кредитная политика Банка России как фактор модернизации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности содержания денежно-кредитной политики Банка России в условиях рыночной экономики, исследование ее особенностей и форм в реалиях современной России.
Для достижения поставленных целей были выдвинуты и решены следующие задачи:
- проведен анализ международного опыта использования денежно-кредитной политики как инструмента модернизации экономики;
- обобщены основные теоретические подходы к исследованию денежно-кредитной политики ЦБ России;
- выявлены основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России;
- проведен анализ российского опыта использования денежно-кредитной политики для цели модернизации экономики;
- предложены перспективы формирования современной денежно-кредитной политики для осуществления модернизации современной экономики РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ: АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА………………………………………………..……………………..

1.1.
Анализ мировой денежно-кредитной системы на разных стадиях экономического развития ………………………………..…………….

1.2.
Денежно-кредитная политика США………………………….…….

1.3.
1.4.
Денежно-кредитная политика Германии………………….…………..
Денежно-кредитная политика Японии……………………………….
2.
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ……………..………………………………………………..



2.1.
19 век………………………………………….……………………….

2.2.
20 век……………………………………………………………….…..

2.3.
Начало 21 века………………………………………………….……...
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_finansy2.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основное воздействие Центрального банка на финансовый рынок должно оказываться через кредитный сегмент последнего. Такой подход заметно отличается от подхода к регулированию финансового рынка, сложившегося в развитых странах в предкризисный период и во время глобального кризиса. Согласно этому подходу, монетарные власти отказывались от противодействия спекулятивным тенденциям на фондовом сегменте финансового рынка, однако активно поддерживали его участников в период резкого падения биржевых котировок.

Цель монетарных властей не должна ограничиваться возвращением фондового сегмента финансового рынка в устойчивое состояние в случае кризисных тенденций. Решение данной проблемы предполагает комплексный подход. В его рамках должна обеспечиваться:

- во-первых, емкость национального финансового рынка, адекватная потребностям корпоративного сектора в кратко-, средне- и долгосрочных финансовых ресурсах;

- во-вторых, сферой совместной ответственности Центрального банка и регулятора финансового рынка должно быть обеспечение интегрированности конкретных сегментов финансового рынка.

Такая интегрированность  сегментов рынка является предпосылкой его устойчивости. Она препятствует фрагментации конкретных элементов рынка в кризисных условиях и способствует его общей стабильности;

- в-третьих, в условиях открытой экономики Центральный банк должен минимизировать воздействие на национальный финансовый рынок негативных тенденций, возникающих на глобальном финансовом рынке. При этом следует обеспечивать согласованность мер, осуществляемых Банком России, с мерами, реализуемыми монетарными властями других стран, а также не допускать формирования спекулятивных тенденций.

Опыт глобального кризиса показал, что такие тенденции проявляются при несвоевременной реакции национальных монетарных властей на события в глобальной экономике. В частности, поддержание Банком России в 2009-2010 гг. высокой процентной ставки привело к притоку в страну иностранного спекулятивного капитала и способствовало повышению валютного курса рубля.

Целевыми показателями денежно-кредитной политики в конкретных условиях хозяйственного развития могут быть: денежные агрегаты, инфляция, валютный курс, резервы банковской системы, процентная ставка. Опыт развитых стран показывает, что выбор целевых показателей денежно-кредитной политики не может быть произвольным. Он должен основываться на учете специфики экономики конкретной страны, сложившихся особенностей ее монетарной сферы и финансового рынка, актуальных задачах ее текущего развития, реальных возможностях монетарных властей.

Банк России в последние  годы уделял основное внимание ценовой  динамике и валютному курсу, хотя и не рассматривал эти показатели в качестве целевых при разработке и реализации денежно-кредитной политики. Данные показатели сохранят свое значение для ДКП Банка России на среднесрочный период. Однако повышение эффективности регулирования монетарной сферы требует большего внимания со стороны ЦБ РФ к динамике денежных агрегатов и процентной ставке. Контроль за этими показателями имеет большое значение при проведении денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение конкурентоспособности отечественных компаний. Достаточность денежного предложения, выражающаяся в высокой монетизации экономики, обеспечивает формирование емкого финансового рынка, способного удовлетворять потребности корпоративного сектора в кратко-, средне- и долгосрочных финансовых ресурсах.

Конкурентоспособность национальных компаний в значительной степени зависит от уровня процентной ставки, определяющей масштабы использования финансового рычага. Высокие процентные ставки, сформировавшиеся в российской экономике в 2002-2009 гг., предопределили недоступность рублевых кредитов для большинства отечественных компаний и заставили их заимствовать на внешнем рынке. Крайне негативные последствия такой практики для конкурентоспособности российских компаний проявились в условиях глобального финансового кризиса.

- во-первых, падение биржевых котировок вызвало обесценение залогов, внесенных российскими компаниями в зарубежные банки. Это создало угрозу потери контрольных пакетов акций. Такие события удалось предотвратить лишь в результате вмешательства российского правительства и государственных банков;

- во-вторых, падение курса рубля предопределило резкий дисбаланс между активами и пассивами российских компаний, имеющих задолженность в иностранной валюте. Компании, ориентированные преимущественно на внутренний рынок и получающие основной объем выручки в рублях, оказались неспособными обслуживать и погашать задолженность в иностранной валюте.

Повышение значения процентной ставки в реализации денежно-кредитной  политики Банка России предполагает активизацию рефинансирования коммерческих банков. Причем Банком России должны предлагаться кратко-, средне- и долгосрочные кредиты в таких объемах, которые позволили бы определить приемлемые процентные ставки, адекватные рентабельности в реальном секторе экономики.

Таким образом, комплекс целей денежно-кредитной политики Банка России, ориентированных на повышение конкурентоспособности отечественных компаний, должен включать: поддержание экономического роста, ценовую стабильность, формирование финансовых возможностей деятельности национальных компаний; обеспечение функционирования интегрированного и устойчивого к негативным внешним воздействиям финансового рынка.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Акимов О.М. Инструменты процентной политики центральных банков: российский и зарубежный опыт // Управление в кредитной организации, 2010. - № 4.

2. Арзуманова Л.Л. Внешний и внутренний аудит Центрального банка РФ как органа денежно-кредитного регулирования: правовые аспекты // Банковское право, 2011. - № 6.

3. Беспалов М. Анализ основных направлений российской денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров, 2011. - № 12.

4. Глазкова О. Модернизация банковской системы // Управление в кредитной организации, 2011. - № 4.

5. Данилова Л.С. Банковский надзор Центрального банка РФ в современных экономических условиях // Законодательство и экономика, 2009. - № 9.

6. Дахновский А.Ю., Заварыкин О.М. О ключевых макроэкономических индикаторах и инструментах // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2011. - № 10.

7. Добрынин И.Н. Модернизация отечественных кредитно-финансовых институтов: конституционно-правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право, 2010. - № 3.

8. Карташов А.В. Денежно-кредитная политика Банка России в условиях финансовой неустойчивости // Юридическая работа в кредитной организации, 2009. - № 2.

9.  Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. // http.www.consultant.ru

10.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Справочная правовая система «Консультант плюс».

11. Кушикова С.А. Некоторые проблемы современной банковской системы Российской Федерации // Банковское право, 2009. - № 3.

12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов [Электронный ресурс]: Утверждена ЦБ РФ // Справочная правовая система «Консультант плюс».

13. О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]: Заявление Правительства РФ N 1472п-П13 и Банка России N 01-001/1280 от 05.04.2011 // Справочная правовая система «Консультант плюс».

14. Петрикова Е.М. Макроэкономический анализ внешних и внутренних показателей страны // Финансы, 2009. - № 6.

15. Саркисянц А. Российская банковская система на фоне банковской системы Европы // Бухгалтерия и банки, 2009. - № 9.

16. Саттарова Н.А. Правовые аспекты государственного регулирования банковской деятельности // Банковское право, 2010. - № 2.

17. Семенов С. Структура денежной массы и банки // Бухгалтерия и банки, 2012. - № 1.

18. Семенов С.К. Экономический кризис и нормативное регулирование банков // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2010. - № 6.

19. Слепов В.А., Ларцев М.И. Динамика денежно-кредитной политики развитых стран // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2010. – №1.

20. Сперанский А. Особенности национальной платежной системы // Бухгалтерия и банки, 2011. - № 2,3.

21. Сухарев О.С. Финансовая политика государства: концептуальные подходы к ее организации // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2010. – №9.

22. Сухарев О. С., Курьянов А. М. Актуальные вопросы денежно-кредитной политики // Финансы. 2007. -- №9.

23. Улюкаев А. Новые вызовы для денежно-кредитной политики // Экономическая политика. 2010. №2.

24. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс]: № 395-1' от 02.12.1990 г. (ред. от 02.11.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008). // http.www.consultant.ru

25. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [Электронный ресурс]: № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.) // http.www.consultant.ru

26. Федеральный закон «О банке развития» № 82-ФЗ от 17.05.2007 // http.www.consultant.ru

27. Фетисов Г. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила//Вопросы экономики. 2008. №11.

28. Филин С.В. Условия и факторы, определяющие нестабильность развития экономики // Финансы: планирование, управление, контроль, 2011. - № 5.

29. Хаско X., Хилтон С., Масаки К. Основные характеристики механизмов денежно-кредитной политики Банка Японии, Федеральной резервной системы и Евросистемы // Сборник документов Банка международных расчетов. № 9. 2001.

30. Цилиоли К., Селмайр М. Правовые основы деятельности Европейского центрального банка: Оксфорд Пресс. 2001.

31. Челеховский, А. Н. Взаимодействие Центрального банка и правительства в условиях двойного кризиса. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 48 с.

32. Чикарова М. Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики. // Финансы и кредит. 2004. №20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Денежно-кредитная политика Банка России как фактор модернизации экономики