Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 22:30, курсовая работа
Целью работы является раскрытие сущности содержания денежно-кредитной политики Банка России в условиях рыночной экономики, исследование ее особенностей и форм в реалиях современной России.
Для достижения поставленных целей были выдвинуты и решены следующие задачи:
- проведен анализ международного опыта использования денежно-кредитной политики как инструмента модернизации экономики;
- обобщены основные теоретические подходы к исследованию денежно-кредитной политики ЦБ России;
- выявлены основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России;
- проведен анализ российского опыта использования денежно-кредитной политики для цели модернизации экономики;
- предложены перспективы формирования современной денежно-кредитной политики для осуществления модернизации современной экономики РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ: АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА………………………………………………..……………………..
1.1.
Анализ мировой денежно-кредитной системы на разных стадиях экономического развития ………………………………..…………….
1.2.
Денежно-кредитная политика США………………………….…….
1.3.
1.4.
Денежно-кредитная политика Германии………………….…………..
Денежно-кредитная политика Японии……………………………….
2.
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ……………..………………………………………………..
2.1.
19 век………………………………………….……………………….
2.2.
20 век……………………………………………………………….…..
2.3.
Начало 21 века………………………………………………….……...
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
Таким образом, основное воздействие Центрального банка на финансовый рынок должно оказываться через кредитный сегмент последнего. Такой подход заметно отличается от подхода к регулированию финансового рынка, сложившегося в развитых странах в предкризисный период и во время глобального кризиса. Согласно этому подходу, монетарные власти отказывались от противодействия спекулятивным тенденциям на фондовом сегменте финансового рынка, однако активно поддерживали его участников в период резкого падения биржевых котировок.
Цель монетарных властей не должна ограничиваться возвращением фондового сегмента финансового рынка в устойчивое состояние в случае кризисных тенденций. Решение данной проблемы предполагает комплексный подход. В его рамках должна обеспечиваться:
- во-первых, емкость национального финансового рынка, адекватная потребностям корпоративного сектора в кратко-, средне- и долгосрочных финансовых ресурсах;
- во-вторых, сферой совместной ответственности Центрального банка и регулятора финансового рынка должно быть обеспечение интегрированности конкретных сегментов финансового рынка.
Такая интегрированность сегментов рынка является предпосылкой его устойчивости. Она препятствует фрагментации конкретных элементов рынка в кризисных условиях и способствует его общей стабильности;
- в-третьих, в условиях открытой экономики Центральный банк должен минимизировать воздействие на национальный финансовый рынок негативных тенденций, возникающих на глобальном финансовом рынке. При этом следует обеспечивать согласованность мер, осуществляемых Банком России, с мерами, реализуемыми монетарными властями других стран, а также не допускать формирования спекулятивных тенденций.
Опыт глобального кризиса показал, что такие тенденции проявляются при несвоевременной реакции национальных монетарных властей на события в глобальной экономике. В частности, поддержание Банком России в 2009-2010 гг. высокой процентной ставки привело к притоку в страну иностранного спекулятивного капитала и способствовало повышению валютного курса рубля.
Целевыми показателями денежно-кредитной политики в конкретных условиях хозяйственного развития могут быть: денежные агрегаты, инфляция, валютный курс, резервы банковской системы, процентная ставка. Опыт развитых стран показывает, что выбор целевых показателей денежно-кредитной политики не может быть произвольным. Он должен основываться на учете специфики экономики конкретной страны, сложившихся особенностей ее монетарной сферы и финансового рынка, актуальных задачах ее текущего развития, реальных возможностях монетарных властей.
Банк России в последние годы уделял основное внимание ценовой динамике и валютному курсу, хотя и не рассматривал эти показатели в качестве целевых при разработке и реализации денежно-кредитной политики. Данные показатели сохранят свое значение для ДКП Банка России на среднесрочный период. Однако повышение эффективности регулирования монетарной сферы требует большего внимания со стороны ЦБ РФ к динамике денежных агрегатов и процентной ставке. Контроль за этими показателями имеет большое значение при проведении денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение конкурентоспособности отечественных компаний. Достаточность денежного предложения, выражающаяся в высокой монетизации экономики, обеспечивает формирование емкого финансового рынка, способного удовлетворять потребности корпоративного сектора в кратко-, средне- и долгосрочных финансовых ресурсах.
Конкурентоспособность национальных компаний в значительной степени зависит от уровня процентной ставки, определяющей масштабы использования финансового рычага. Высокие процентные ставки, сформировавшиеся в российской экономике в 2002-2009 гг., предопределили недоступность рублевых кредитов для большинства отечественных компаний и заставили их заимствовать на внешнем рынке. Крайне негативные последствия такой практики для конкурентоспособности российских компаний проявились в условиях глобального финансового кризиса.
- во-первых, падение биржевых котировок вызвало обесценение залогов, внесенных российскими компаниями в зарубежные банки. Это создало угрозу потери контрольных пакетов акций. Такие события удалось предотвратить лишь в результате вмешательства российского правительства и государственных банков;
- во-вторых, падение курса рубля предопределило резкий дисбаланс между активами и пассивами российских компаний, имеющих задолженность в иностранной валюте. Компании, ориентированные преимущественно на внутренний рынок и получающие основной объем выручки в рублях, оказались неспособными обслуживать и погашать задолженность в иностранной валюте.
Повышение значения процентной ставки в реализации денежно-кредитной политики Банка России предполагает активизацию рефинансирования коммерческих банков. Причем Банком России должны предлагаться кратко-, средне- и долгосрочные кредиты в таких объемах, которые позволили бы определить приемлемые процентные ставки, адекватные рентабельности в реальном секторе экономики.
Таким образом, комплекс
целей денежно-кредитной полити
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ии
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акимов О.М. Инструменты процентной политики центральных банков: российский и зарубежный опыт // Управление в кредитной организации, 2010. - № 4.
2. Арзуманова Л.Л. Внешний и внутренний аудит Центрального банка РФ как органа денежно-кредитного регулирования: правовые аспекты // Банковское право, 2011. - № 6.
3. Беспалов М. Анализ основных направлений российской денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров, 2011. - № 12.
4. Глазкова О. Модернизация банковской системы // Управление в кредитной организации, 2011. - № 4.
5. Данилова Л.С. Банковский надзор Центрального банка РФ в современных экономических условиях // Законодательство и экономика, 2009. - № 9.
6. Дахновский А.Ю., Заварыкин О.М. О ключевых макроэкономических индикаторах и инструментах // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2011. - № 10.
7. Добрынин И.Н. Модернизация отечественных кредитно-финансовых институтов: конституционно-правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право, 2010. - № 3.
8. Карташов А.В. Денежно-кредитная политика Банка России в условиях финансовой неустойчивости // Юридическая работа в кредитной организации, 2009. - № 2.
9. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. // http.www.consultant.ru
10.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Справочная правовая система «Консультант плюс».
11. Кушикова С.А. Некоторые проблемы современной банковской системы Российской Федерации // Банковское право, 2009. - № 3.
12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов [Электронный ресурс]: Утверждена ЦБ РФ // Справочная правовая система «Консультант плюс».
13. О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]: Заявление Правительства РФ N 1472п-П13 и Банка России N 01-001/1280 от 05.04.2011 // Справочная правовая система «Консультант плюс».
14. Петрикова Е.М. Макроэкономический анализ внешних и внутренних показателей страны // Финансы, 2009. - № 6.
15. Саркисянц А. Российская банковская система на фоне банковской системы Европы // Бухгалтерия и банки, 2009. - № 9.
16. Саттарова Н.А. Правовые аспекты государственного регулирования банковской деятельности // Банковское право, 2010. - № 2.
17. Семенов С. Структура денежной массы и банки // Бухгалтерия и банки, 2012. - № 1.
18. Семенов С.К. Экономический кризис и нормативное регулирование банков // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2010. - № 6.
19. Слепов В.А., Ларцев М.И. Динамика денежно-кредитной политики развитых стран // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2010. – №1.
20. Сперанский А. Особенности национальной платежной системы // Бухгалтерия и банки, 2011. - № 2,3.
21. Сухарев О.С. Финансовая политика государства: концептуальные подходы к ее организации // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2010. – №9.
22. Сухарев О. С., Курьянов А. М. Актуальные вопросы денежно-кредитной политики // Финансы. 2007. -- №9.
23. Улюкаев А. Новые вызовы для денежно-кредитной политики // Экономическая политика. 2010. №2.
24. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс]: № 395-1' от 02.12.1990 г. (ред. от 02.11.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008). // http.www.consultant.ru
25. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [Электронный ресурс]: № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.) // http.www.consultant.ru
26. Федеральный закон «О банке развития» № 82-ФЗ от 17.05.2007 // http.www.consultant.ru
27. Фетисов Г. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила//Вопросы экономики. 2008. №11.
28. Филин С.В. Условия и факторы, определяющие нестабильность развития экономики // Финансы: планирование, управление, контроль, 2011. - № 5.
29. Хаско X., Хилтон С., Масаки К. Основные характеристики механизмов денежно-кредитной политики Банка Японии, Федеральной резервной системы и Евросистемы // Сборник документов Банка международных расчетов. № 9. 2001.
30. Цилиоли К., Селмайр М. Правовые основы деятельности Европейского центрального банка: Оксфорд Пресс. 2001.
31. Челеховский, А. Н. Взаимодействие Центрального банка и правительства в условиях двойного кризиса. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 48 с.
32. Чикарова М. Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики. // Финансы и кредит. 2004. №20.
Информация о работе Денежно-кредитная политика Банка России как фактор модернизации экономики