Денежно-кредитная политика: цели и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

Одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика. Кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через Центральный банк страны. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены.[2]

Содержание работы

Понятие денежно-кредитной политики, ее цели, теории, лежащие в ее основе......................................................................................................2
Методы реализации денежно-кредитной политики...........................8
Цели и методы денежно-кредитной политики Банка России...........15
Литература..................................................................................

Файлы: 1 файл

ДКБ .doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

Тема 15.Денежно-кредитная  политика: цели и методы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

    1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели, теории, лежащие в ее основе......................................................................................................2
    2. Методы реализации денежно-кредитной политики...........................8
    3. Цели и методы денежно-кредитной политики Банка России...........15

Литература.........................................................................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие денежно-кредитной политики, ее цели, теории, лежащие в ее основе.

Одним из ключевых элементов  государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика. Кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через Центральный банк страны. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены.[2]

Кредитно-денежная политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. В то же время фискальная политика носит более ярко выраженный антициклический характер, связана с бюджетом и налогами, тогда как кредитно-денежная политика ограничивается стабилизацией денежного обращения и ориентирована в основном на денежную массу.

Цели политики - стабилизация уровня цен, подавление инфляции, стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.

Важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы. Банковский сектор – это канал, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования.   Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства; стабильные цены; высокий уровень занятости населения; равновесие платежного баланса.  Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики – стабилизацию общего уровня цен. Выделяют также промежуточные цели: денежная масса; ставка процента; обменный курс.    Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности центрального банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.

  Денежно-кредитная политика основана на деятельности банков. Государственная денежно-кредитная политика осуществляется Центральным Банком. Его основная функция - создание таких условий, при которых денежно-кредитная система была бы устойчивой и эффективно функционировала в интересах экономического роста.   Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа.   На первом этапе Центральный Банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д.   На втором - изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

      Выделяют две разновидности денежно-кредитной политики. Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег»). Она нацелена на формирование дешевого и легкодоступного кредита, с тем чтобы увеличить совокупные расходы и занятость. Для стимулирования роста совокупных расходов необходимо увеличить денежное предложение, следовательно, увеличить избыточные резервы коммерческих банков, что, в свою очередь, возможно путем покупки ценных бумаг на открытом рынке, снижения резервной нормы, автоматически переводящей обязательные резервы в избыточные и увеличивающей размер банковского мультипликатора, снижения учетной ставки того, чтобы увеличить резервы коммерческих банков путем займов у ЦБ.[11]

  Во-вторых, жесткую  кредитно-денежную политику (ее называют  политикой «дорогих денег»). Она  носит ограничительный характер, сдерживает рост денежной массы  и может использоваться для  противодействия инфляции. Это можно  сделать путем снижения денежного предложения посредством: продажи ценных бумаг на открытом рынке, увеличения резервной нормы, увеличения учетной ставки.

 Политики «дорогих»  и «дешевых» денег характеризуют  гибкую кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая – в фазе бума.

Кредитно-денежная политика вызывает рост денежного предложения  во время спада с целью увеличения совокупных расходов и сокращение денежного предложения во время инфляции для ограничения совокупных расходов. Рост или снижение денежного предложения проводится путем регулирования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерческих банках. [11]

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).

Денежно-кредитная политика в настоящее  время – одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по проблемам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка. Существуют теории денежно-кредитного регулирования, в виде кейнсианской и монетаристской концепций обеспечения равновесия в экономике.

И кейнсианцы и монетаристы  признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам его механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — спрос и предложение денег.[7]

  Экономическая модель монетаристов приоритетную роль в обеспечении успешности экономического развития отводит денежной (или монетарной) политике при минимальном вмешательстве государства в процессы воспроизводства.  Экономическая модель кейнсианцев исходит из необходимости активного государственного регулирования рыночного хозяйства и совокупного спроса путем планируемых изменений государственных расходов и налогов.

Кейсианский подход.

Кейнсианцы считают, что  уменьшение денежного предложения  может привести к уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию. На самом деле все зависит от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении товаров повысить денежную массу, то это приведет только к росту цен - инфляции. Если же на рынке предложение эластично (товаров много - денег не хватает), то с повышением объема денежной массы увеличится производство, следовательно инфляция начнет утихать.

Кейнсианцы считают, что  главной проблемой в государственном  регулировании является подстегивание  эффективного спроса, а не борьба с  инфляцией, которая должна носить регулируемый характер. [7]

Содержание  своей  концепции Дж. Кейнс изложил в  книге «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшей в 1936 г. Главная  идея теории Кейнса – отрицание  саморегулирования рыночной капиталистической  экономики. Он сосредоточил свои усилия на разработке новой теории занятости, которая согласовывалась бы с действительностью, а именно – с наличием при капитализме периодических спадов производства и вызванной ими безработицей. Причем в новой теории акцент делается на безработицу вынужденную, возникающую закономерно в связи с периодическими спадами и кризисами производства.

Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика  представляет собой неустойчивую систему, поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций — к изменению в уровне национального производства.

Основополагающим кейнсианским уравнением является:

ВНП=С+I+G+NX (С - потребительские  расходы населения, I - инвестиции, G - государственные расходы на покупку товаров и услуг, NX - чистый экспорт).

Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем  национального производства достаточно велика. Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг (разрыв во времени между двумя или несколькими мероприятиями, находящимися в причинно-следственной связи).[2]

Кейнсианцы считают  денежно-кредитное регулирование  не столь эффективным средством  стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики. 

Монетаристский  подход.

В отличие от кейнсианских взглядов монетаристская теория исходит  из признания устойчивого спроса на деньги, являющегося главным условием устойчивости платежеспособного спроса и рыночной системы в целом.

Согласно монетаристскому  подходу основное средство сдерживания  инфляции – сокращение количества денег в обращении. Монетаристский подход: контроль над денежным обращением, хотя это и будет сопровождаться сокращением производства.

Формирование теории монетаризма в 60—70-х гг. XX столетия происходило в рамках возрождения  традиции неоклассического направления  в экономической и количественной теории денег. Специфика монетаризма  состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: «деньги — главная движущая сила рыночной экономики». Наиболее известный теоретик монетаризма — М.Фридмен. Основные работы: «Капитализм и свобода» (1962), «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867—1960» (1963), «Доллар и дефицит» (1968), «Деньги и экономическое равновесие» (1973).[7]

В них излагаются основные положения  теории монетаризма, а именно:

Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты, возникающие в рыночной экономике, являются результатом некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует действие стихийных рыночных сил. Для стимулирования деловой активности,  стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует». Таким образом, приоритет принадлежит регулируемому росту денежной массы; Таким образом, динамика валового национального продукта следует непосредственно за динамикой денег. Существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики.[10]

Монетаристы опираются на количественную теорию денег, признание способности рыночной экономики к саморегулированию. Подчеркивается исключительная роль денег – особого товара, позволяющего максимизировать доходы от других видов активов. Фридмен и его последователи исходят из того, что между ростом денежной массы и динамикой национального дохода существует тесная корреляционная связь. Она наиболее реально проявляется в рамках долгосрочного периода. Наличие временных лагов говорит о неэффективности краткосрочных методов регулирования. В пределах одного хозяйственного цикла изменения в темпах роста денежной массы и номинального дохода происходят с разрывом во времени в несколько месяцев.

 

 

 

 

 

 

2. Методы реализации денежно-кредитной  политики

Механизмом действия основных методов денежно-кредитной политики являются – изменение процентных ставок Центрального банка, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке, валютная интервенция.

Раскроем эти основные методы реализации.

Изменение учетной  ставки (дисконтная политика)- изменение процентных ставок ЦБ

Учетная ставка — это процент по ссудам, которые предоставляет Центральный Банк коммерческим банка. Центральный банк манипулирует ею. Центральный банк может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд  
со стороны  коммерческих банков, увеличения их активности  
в предоставлении кредитов и, в конечном счете, увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране.

Если Центральный банк повышает учетную ставку, то возможности получения коммерческими банками у него кредита снижаются. В результате сокращаются возможности коммерческих банков по предоставлению кредитов, созданию кредитных денег. Происходит относительное сокращение денежной массы, предложения денег. Ставка процента при этом должна повыситься, а инвестиционная активность — снизиться.[12]

Для увеличения избыточных резервов коммерческих банков выдаются краткосрочные ссуды, тогда как  в целях преодоления сложного финансового положения центральный  банк предоставляет им среднесрочные  
и долгосрочные кредиты. Как правило, учетная ставка Центрального банка ниже процентной ставки межбанковского кредита, но предоставление кредитов центральным банком может сопровождаться административными ограничениями.

Ссуды центрального банка  увеличивают кредитные ресурсы банковской системы в целом, что создает условия для мультипликативного увеличения денежной массы в экономике, тогда как межбанковский кредит обеспечивает только перераспределение в рамках банковской системы имеющихся резервов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели и методы