Денежно-кредитная политика: цели и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

Одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика. Кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через Центральный банк страны. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены.[2]

Содержание работы

Понятие денежно-кредитной политики, ее цели, теории, лежащие в ее основе......................................................................................................2
Методы реализации денежно-кредитной политики...........................8
Цели и методы денежно-кредитной политики Банка России...........15
Литература..................................................................................

Файлы: 1 файл

ДКБ .doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

В условиях сохранявшихся в начале 2009 года негативных тенденций, сформировавшихся в 2008 году, Банк России продлил на первое полугодие 2009 года действие рекомендаций кредитным организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции по иностранным валютам. С целью ограничения инфляционного давления Банк России в начале года принимал решения о повышении процентных ставок по своим операциям, оставляя при этом неизменной ставку рефинансирования.

Стабилизация  ситуации на внутреннем валютном рынке  способствовала снижению девальвационных ожиданий. С апреля 2009 года наметилась тенденция к снижению инфляции и инфляционных ожиданий. В то же время, несмотря на принимаемые Банком России меры по увеличению предоставления рублевых средств кредитным организациям, стоимость кредитных ресурсов оставалась на высоком уровне. Значительное сокращение как предложения кредитов со стороны банковского сектора, так и спроса на кредиты со стороны экономических агентов обусловило сокращение в феврале - сентябре 2009 года общей задолженности по кредитам, выданным кредитными организациями. В этих условиях Совет директоров Банка России в апреле - октябре 2009 года восемь раз принимал решение о снижении процентных ставок. За этот период ставка рефинансирования была снижена с 13 до 9,5% годовых, а ставки по операциям Банка России - на 2,25 - 3,75 процентного пункта.[4]

В условиях кризиса  заметно возросла неустойчивость спроса на деньги, главным образом вследствие резких изменений в предпочтениях  экономических агентов относительно валюты активов, изменений в темпах роста экономики и динамике цен на активы. В 2009 году рост спроса на деньги существенно замедлился по сравнению с предыдущим годом главным образом вследствие значительного снижения объема ВВП, снижения темпов роста цен на активы, продолжившейся в январе 2009 года девальвации национальной валюты, обусловившей переток рублевых средств в активы в иностранной валюте.

По оценкам  Банка России, в целом в 2009 году значительное снижение экономической  активности окажет отрицательное влияние на темпы роста спроса на деньги. В то же время постепенное увеличение спроса на национальную валюту (в том числе как на средство сбережения) в связи со стабилизацией обменного курса рубля и снижением девальвационных ожиданий, а также изменение динамики цен активов могут способствовать умеренному положительному приросту спроса на деньги в 2009 году. Учитывая уточненные прогнозные оценки макроэкономических показателей, темп прироста рублевой денежной массы в 2009 году может составить 8 - 10%.[5]

В среднесрочной перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.

По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

В случае образования  существенного дефицита ликвидности  банковского сектора Банк России продолжит использование всего  спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

При этом в среднесрочной  перспективе политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение  потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

При формировании избыточного денежного предложения  Банк России будет использовать в  качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР (облигации Банка России) и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного "связывания" свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия - депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

В 2010 - 2012 годах  Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.

Кроме того, Банком России совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер  по совершенствованию рынка государственных  облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования  операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов  продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности  банковского сектора.[1]

В зависимости  от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.

       Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет, по мнению ЦБ, способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011г. и 2012г.

      Предвидится что документ под названием «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» со временем превратится в понятный и эффективный аналитический инструмент для всех участников финансового рынка, на основании которого можно будет бы как проводить оценку текущей финансово-экономической ситуации, так и прогнозировать развитие основных процессов. В настоящее время, таких аналитических инструментов недостаточно.

 

 

Литература

  1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов (Одобрено Советом директоров Банка России 11 ноября 2009 года)
  2. Агапова Е.В. Макроэкономика. М.: МГУ, 2002. С. 348.
  3. Базылева Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория. Минск: БГЭУ, 1998г.
  4. Вестник Банка России, 2009, 2010
  5. Вопросы экономики 2010 № 1 А. Некипелов, М. Головнин — Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса .
  6. Гамаза В.А. О проблемах монетизации финансово-банковской сферы // Банковское дело. 2009. №10.
  7. Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2005.
  8. Лучшие рефераты. Финансы, денежное обращение, кредит/ Сост. Г.И. Иванов, Ю.Ф. Симионов. Серия «Банк рефератов». Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 320с.
  9. Михайлушкина И.Д., Нишко П.Д. Экономика. М.: Высшая школа. 2006. С. 286.
  10. Носова С.С. Экономическая теория. М.: ВЛАДОС, 2003г. С. 286.
  11. Симкина Л.Г. Экономическая теория. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2008. С.273
  12. Поляков В.П., Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита: Уч. пособие. – 2-е изд., доп. – М.:ИНФРА-М, 1997 С.174
  13. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Проспект, 2006.
  14. Интернет – ресурсы официального сайта ЦБ РФ www.cbr.ru
  15. Интернет – ресурсы официального сайта Российской газеты www.rg.ru

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели и методы