Денежно-кредитная политика: цели и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

Одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика. Кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через Центральный банк страны. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены.[2]

Содержание работы

Понятие денежно-кредитной политики, ее цели, теории, лежащие в ее основе......................................................................................................2
Методы реализации денежно-кредитной политики...........................8
Цели и методы денежно-кредитной политики Банка России...........15
Литература..................................................................................

Файлы: 1 файл

ДКБ .doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем ссуды  центрального банка составляют относительно небольшую часть используемых коммерческими банками средств. Учетная ставка центрального банка в большей мере служит барометром проводимой денежно-кредитной политики. Снижение учетной ставки означает начало проведения экспансионистской политики и влечет снижение процентных ставок по межбанковскому кредиту, а в дальнейшем — и для небанковского сектора.

  Изменение Центральным  Банком учетной ставки, ее увеличение  или уменьшение в теории и  практике рыночной экономики  называется политикой «дорогих» и «дешевых» денег.

  Политика «дорогих» денег (учетная ставка повышается) проводится правительством в том случае, если необходимо уменьшить инфляцию. Рост учетной ставки снижает желание коммерческих банков получить кредиты и тем самым уменьшает денежное предложение в стране. Кроме того, под влиянием более высокой учетной ставки коммерческие банки, предоставляя кредиты промышленным компаниям, также увеличивают свой процент. В результате многие фирмы, лишившись возможности получить кредит, сокращают производство. Проводя политику «дорогих» денег, правительство ценой падения производства и роста безработицы добивается снижения темпов инфляции.[13]

  Политика «дешевых»  денег (учетная ставка уменьшается)  проводится правительством в том случае, если необходимо замедлить спад производства, поддержать предприятия, особенно в периоды структурных перестроек. В результате происходит «накачка» экономики деньгами, что может вызвать рост инфляции. Поэтому политику «дешевых» денег еще называют «политикой инфляционного кредитования».

  Таким образом, экономические последствия регулирования нормы учетной ставки двойственны. Повышение нормы учетной ставки является одним из важнейших средств в борьбе с инфляцией, но в, то, же время вызывает сокращение производства, рост безработицы и социальную напряженность в обществе. Понижение нормы учетной ставки способствует выходу из кризиса, но в, то, же время вызывает рост инфляции.

  В каждом конкретном случае правительство страны, реализуя ту или иную экономическую программу, решает, какую принести «жертву» во имя достижения намеченных целей экономического развития. Как правило, такими «жертвами» становятся производство и занятость. Чаще проводится политика «дорогих» денег.

 

Изменение нормы обязательных резервов

Реже в качестве инструмента  денежно-кредитной политики используется изменение нормы обязательных резервов. Резервная норма («резервные требования») - это часть банковских депозитов (вкладов от населения и других пассивов, которые должны содержаться коммерческим банком в форме наличных денег или в форме депозитов) в Центральном банке. Другими словами, резервная норма - это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций. Она устанавливается государством с помощью Центрального банка и, как правило, в течение финансового года может несколько раз изменяться. При этом резервная норма может быть различной в зависимости от режимов и целей предоставления банком кредитов.[11]

 Повышение нормы обязательных резервов снижает избыточные резервы, а тем самым возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. Снижение нормы имеет обратный эффект. В первом случае процентная ставка повысится, а во втором – снизится. Инвестиционная активность, напротив, уменьшается в первом случае и увеличивается во втором, что неизбежно скажется на темпах роста экономики. Правительство проводит жесткую денежно-кредитную политику, поддерживая на определенном уровне объем денежной массы, либо гибкую денежно-кредитную политику, удерживая на некотором заданном уровне ставку процента (рис. 1). Так, например, Центральный банк в качестве тактической цели ставит перед собой задачу удержания ставки процента на неизменном уровне, допуская рост денежной массы путем покупки на открытом рынке ценных бумаг и увеличивая тем самым кредитные ресурсы коммерческих банков.

М1                                              М2                                          М

Рис. 1. Изменение спроса при горизонтальной кривой предложения

Центральный банк не может одновременно зафиксировать и денежную массу, и ставку процента. Чаще всего ему  приходится прибегать к промежуточным  вариантам относительно более жесткой (рис. 2) или же относительно более гибкой денежно-кредитной политике (рис. 3). Угол наклона МD отражает большую степень влияния изменения спроса на деньги на денежную массу (рис. 3), либо на ставку процента (рис. 2). [13]

                                                                                              М1          М2                                         М

Рис. 2. Относительно жесткая  денежно-кредитная политика

                                                                                           М1                      М2                                                М

Рис. 3. Относительно гибкая денежно-кредитная политика

Установление нормы обязательных резервов основывается на периодических отчетах частных банков Центральному Банку о среднесуточных размерах их вкладов. Нормы обязательных резервов относительно стабильны, они пересматриваются 1-2 раза в год.

  Предположим, Центральный банк повысил резервную норму. Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить обязательные резервы, чтобы выполнить требования Центрального Банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов банки одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.

  Напротив, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования. Следует учитывать, что повышение или понижение норм обязательных резервов изменяет также денежный мультипликатор.   В случае банкротства банков обязательные резервы используются для погашения их долговых обязательств перед вкладчиками. [8]

  Макроэкономический смысл регулирования норм обязательных резервов состоит в регулировании объемов банковских кредитов. Увеличивая норму обязательных резервов, Центральный Банк ограничивает использование средств, хранящихся на его счетах в виде кредитных ресурсов. Уменьшая нормы резервов, Центральный Банк стимулирует высвобождение средств для расширения кредитов. [2]

Необходимо отметить, что к практике регулирования нормы обязательного резервирования Центральные Банки развитых стран прибегают, как правило, очень редко, примерно один раз в несколько лет. Это осуществляется при возникновении экстремальных ситуаций в рыночной системе, когда другие инструменты денежно-кредитного регулирования не могут приостановить нарастание деструктивных явлений и процессов.

Операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке – наиболее важное средство контроля денежного предложения. Термин «операции на открытом рынке» относится  
к покупке и продаже государственных облигаций федеральными резервными банками на открытом рынке – то есть к покупке и продаже облигаций коммерческим банкам и населению в целом. Эти операции  проводит центральный банк. Так, для недопущения наметившегося «перегрева» экономики необходимо уменьшение (сжатие) денежной массы. Центральный банк продает правительственные облигации населению и коммерческим банкам под заманчивый процент. Данные операции Центральный банк часто проводит в форме соглашений об обратном выкупе (репо). Продажа ценных бумаг в этом случае предполагает обязательство центрального банка выкупить их по более высокой цене через определенный срок. Разница между ценой выкупа и ценой продажи служит процентом за предоставление денежных средств.

В результате проведения операций на открытом рынке часть  денег изымается из обращения, кредитные  ресурсы банков сужаются. Происходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, циркулирующей денежной массы. Процентная ставка при этом возрастет,  
а деловая инвестиционная активность снижается.

Указанный механизм работает и в обратном направлении. В условиях двигающегося спада правительство  скупает ценные бумаги через центральный банк. Увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, следовательно, возрастают их кредитные ресурсы. Происходит мультипликативное увеличение кредитных денег в экономике, а значит, расширение денежной массы. Следствием роста предложения денег оказывается снижение процентной ставки и рост частной инвестиционной активности.

        Операции на открытом рынке являются наиболее важным оперативным средством воздействия Центрального Банка на денежно-кредитную сферу.

  Сделки на открытом рынке являются добровольными, а ценные бумаги могут покупаться и продаваться небольшими партиями. Эта форма регулирования экономики является наиболее эффективной, так как без особых усилий может способствовать расширению активных операций банков (предоставление кредитов).

 

 

  Валютная интервенция

Валютная интервенция - одна из форм валютной политики, от которой  отличается более крупными масштабами и сравнительно коротким периодом проведения. Валютная интервенция в переводе с англ. «currency intervention» - вмешательство Центрального банка в операции на валютном рынке с целью регулирования курса национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. При нежелательном снижении курса национальной валюты, чтобы искусственно повысить спрос на нее, ЦБ продает иностранную валюту, а при повышении курса – покупает.[11]

Валютная интервенция  осуществляется за счет официальных  валютных (реже - золотых) резервов и кредитов по сделкам на основе соглашений между центральными банками. Валютная интервенция применяется с XIX в. Масштабы ее возросли после отмены золотого стандарта. В период мирового экономического и валютного кризиса в 30-х гг. для проведения валютной интервенции были созданы валютные стабилизационные фонды.

В современной России Центральный банк РФ периодически проводит валютную интервенцию для сдерживания падения курса рубля в основном через валютные биржи в Санкт-Петербурге и Москве, а также на межбанковском валютном рынке. Валютная интервенция оказывает определённое влияние на валютный курс. Однако огромные затраты на Валютную интервенцию не всегда обеспечивают его стабилизацию, если рыночные факторы курсообразования оказываются сильнее государственного регулирования.

 Если Центральный Банк не будет вмешиваться в валютные операции, то и последствий для денежного предложения это иметь не будет. Однако, как правило, Центральный Банк проводит довольно активные операции на валютном рынке, так как поддержка устойчивого курса национальной валюты входит в сферу его компетенции. Таким образом, целью валютной интервенции является не регулирование денежного предложения, а поддержка курса национальной валюты.

 

 

3. Цели и методы денежно-кредитной политики Банка России.

  Денежно-кредитная политика основана на деятельности банков. Государственная денежно-кредитная политика осуществляется Центральным Банком. Его основная функция - создание таких условий, при которых денежно-кредитная система была бы устойчивой и эффективно функционировала в интересах экономического роста.   Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа.   На первом этапе Центральный Банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д.   На втором - изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

В предстоящий  трехлетний период главной целью  единой государственной денежно-кредитной  политики остается снижение инфляции до 9 - 10% в 2010 году и 5 - 7% в 2012 году. При  сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор. В целом по итогам 2009 года инфляция на потребительском рынке может составить заметно меньше 11%. [1]

Банк России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних  и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов ее развития в 2010 году и на период до 2012 года. В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.

На успешность денежно-кредитной политики будет  влиять проведение консервативной бюджетной  политики при улучшении внутригодовой  равномерности расходования бюджетных  средств.

Особое значение Банк России придает обеспечению прозрачности проводимой денежно-кредитной политики путем разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых мер.

Условия развития российской экономики в январе - сентябре 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризисных явлений в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала объем ВВП в первом полугодии 2009 года сократился на 10,4%. Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение выпуска продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве. Сокращение объемов производства сопровождалось уменьшением численности занятых в экономике и ростом числа безработных. На конец сентября численность безработных составила 7,6% экономически активного населения по сравнению с 6,2% годом ранее. [1]

При принятии решений  по денежно-кредитной политике Банк России основывается на анализе складывающихся внутренних и внешних макроэкономических тенденций, формирующихся в обществе ожиданий относительно будущей динамики инфляции и валютного курса рубля, а также принимает во внимание динамику денежных и кредитных агрегатов. Изменение со второй половины 2008 года условий реализации денежно-кредитной политики повысило значимость для Банка России задачи по поддержанию стабильности банковской системы и финансовых рынков и ограничению негативного влияния мирового финансового и экономического кризиса на состояние российской экономики. В то же время основной целью денежно-кредитной политики по-прежнему является снижение инфляции и поддержание ее на уровне, обеспечивающем условия для долгосрочного устойчивого экономического роста.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели и методы