Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:12, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:
1. определение понятия денежно-кредитной политики;
2. ознакомление с методами регулирования денежно-кредитной сферы;
Введение 3
1 Сущность денежно-кредитной политики 6
1.1 Определение и основные цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Методы денежно-кредитной политики 7
1.3 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике 13
2 Анализ денежной массы РФ 17
2.1 Предпосылки анализа денежной массы 17
2.2 Анализ динамики и структуры денежной массы 20
3 Особенности формирования современной денежно-кредитной политики в контексте перехода России к инновационному экономическому росту 24
3.1 Факторы перехода к инновационному экономическому росту 24
3.2 Инструментарии денежно-кредитной политики 29
Заключение 35
Список литературы 37
Операции с ценными бумагами представляют собой основу регулирующей деятельности ФРС США. На эти сделки приходиться примерно 4/5 годового оборота ФРС.6
4. Установление норм обязательных резервов. Посредством изменения норматива резервных средств банк регулирует объемы выдаваемых коммерческими банками кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии.
Повышение нормы обязательных резервов не означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах Центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы к снижению рыночного процента
Впервые данный метод применили в США в 1933 г. В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. 7
К селективным методам денежно-
1. Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.
2. Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях и документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску, и ликвидности банковских операций Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.
Применяемые Центральным банком инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:
- гибкость, т.е. возможность маневра в процессе применения данного инструмента;
- возвратность, т.е. возможность проведения обратной операции;
- скорость;
- соответствие получаемых
Итак, не смотря на то, что использование инструментов денежно-кредитной политики, их результативность отражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране, к сожалению, эффективность денежно-кредитной политики не всегда находится в зависимости от применяемых инструментов. Например, снижение ставки рефинансирования в настоящее время не способствует снижению ставок по кредитам. Тем не менее, для достижения определенных целей экономической политики Центральный банк применяет те инструменты денежно-кредитного регулирования, которые будут более способствовать созданию благоприятной ситуации.
Основными методами денежно-кредитной политики являются: учетная и процентная ставка, операции на открытом рынке, установление норм обязательных резервов. Использование данных методов помогает Центральному банку регулировать денежно-кредитную сферу и воздействовать на нее необходимым образом на данном экономическом этапе
С помощью названных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).
Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной.
Очевидно, что центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение денег, чтобы сбить давление вверх на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.
Денежно-кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом. Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:
1) изменение величины реального предложения денег в результате пересмотра центральным банком соответствующей политики;
2) изменение процентной ставки на денежном рынке;
3) реакция совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;
4) изменение объема выпуска в
ответ на изменение
Однако реакция денежного
Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.
В целом денежно-кредитная
1) избыточные резервы,
2) вызванное денежно-кредитной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег.
В результате руководящие органы банковской
системы сталкиваются с дилеммой
в области денежно-кредитной
Таким образом, как уже известно, первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, для этого необходимо обеспечение экономического роста и сведение инфляции к минимуму. Государство стремиться к этому, проводя фискальную и денежно-кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой и уровнем ссудного процента. Это осуществляется для регулирования денежного предложения в стране.
Центральным звеном денежной политики государства является центральный банк (ФРС - в США, ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами регулирования денежно-кредитной политики центральным банком являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов; также центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.
Все экономические сферы России зависят от цен на нефть. В течение последних 4 месяцев наблюдается явный тренд на снижение. В течение мая-июля данный процесс был обусловлен ожиданиями инвесторов 2 августа, на которое было назначено заседание Сената США по вопросу увеличения госдолга, после того, как 16 мая министром финансов Т. Гайтнером было объявлено о превышении национального долга США максимального уровня, установленного государственным законом. Однако дефолта удалось избежать, подняв планку долга до 2,4 трлн. долларов. Естественно, такие меры не решили проблему, а лишь отложили ее обострение. Тем не менее, понижение в связи со столь серьезными экономическими затруднениями кредитного рейтинга США очень негативно отразилось на настроениях трейдеров, что обвалило мировые фондовые рынки.
На рынок нефти моментально негативное давление стал оказывать фактор снижения американского спроса на фоне ослабевающей национальной экономики, что вызвало резкое снижение цен. Осложнений добавляла и ситуация с госдолгами стран еврозоны, в частности, Италии и Греции.
Рисунок 1- Динамика цен на нефть8
Уже к 9 августа был достигнут 6-месячный отрицательный максимум в 102,57 долларов за баррель, что не замедлило сказаться и на российских биржах. Индексы ММВБ и РТС 10 августа установились на рекордно низких для 2011 года показателях. Снижение за август 2011 года на Нефть Brent составило – 2,5% (Рис. 1).
Тем не менее, оценивать августовское снижение цен на нефть как обвальное, пока рано. Во второй половине месяца часть потерь была отыграна. Снизившиеся запасы нефтепродуктов в США и возросшая в связи с этим потребность в «черном золоте» одной из ведущих экономических держав мира, а также революционная ситуация в Ливии, как одной из основных поставщиков дешевой нефти, позволила повысить нефтяные индексы, и к концу месяца стоимость барреля нефти марки Brent достигла показателей в 114 долларов за баррель. По мнению финансовых аналитиков, стабилизирующей для российской экономики является стоимость нефти в 90-110 долларов за баррель. При этом цена в 120 долларов является уже завышенной, поскольку снижает уровень частного потребления, что ведет к замедлению темпов экономического роста в мире и, соответственно, к последующему снижению не только нефтяных индексов, но и цен на другие сырьевые продукты (уголь, металл и проч.), которые также являются важнейшими в экспортном пакете России.
Таким образом, колебания стоимости нефти в пределах 103-114 долларов за баррель в течение августа можно назвать даже уместными для российской экономики. Естественно, об уверенной стабилизации речи пока не идет, поскольку многое зависит как от дальнейшего развития событий в США и еврозоне, решения вопросов госдолгов, так и от исхода революционного противостояния в странах Северной Африки. Тем не менее, если учитывать только лишь нефтяные показатели, прогноз на ближайшую перспективу (2-3 месяца) для российского и, в частности, пермского рынка недвижимости может быть вполне умеренным (Рис. 2).
Рисунок 2 – Динамика цен на фондовых рынках9
Более негативно выглядела ситуация на основных фондовых рынках России. Падение в первой декаде августа отыгрывалось в течение последующих трех недель, однако биржевые индексы так и не вышли на отметки текущего года, оставшись на уровне ноября 2010 года. В течение последней недели лета наблюдалось явное стремление к росту на фоне ожидания осенней деловой активизации.
Перспективы развития ситуации на главных торговых площадках страны выглядят пока весьма неопределенно. С одной стороны, проявление инвестиционной активности в осенний период традиционно вызывало подъем энтузиазма трейдеров, с другой – финансовые сложности в мировой экономике не дают уверенность в сохранении традиции осенью 2011 года. Поэтому в настоящее время наиболее вероятен сюжет, при котором фондовый рынок будет проявлять весьма умеренный рост, и к январю 2012-го индексы не превысят максимальных отметок текущего года.
Инвестиционный фон на сегодняшний день выглядит не очень привлекательно. Лишь рынок драгоценных металлов остается наиболее интересным «активом-схроном», куда можно инвестировать, не опасаясь существенных потерь. По остальным инструментам ситуация выглядит неоднозначно и большинство инвестиционных консультантов сходятся в рекомендациях диверсифицирования активов.
Однако и о втором кризисе говорить пока рано. Августовские потрясения оказались не столь тотальными, сколько о них предпочитают судить. Наиболее реалистичным выглядит прогноз сохранения нестабильности и колебательного характера инвестиционных индексов в условиях ожидания разрешения финансовых проблем в США и странах Евросоюза. Но и по исходу этого процесса резких отрицательных перепадов ожидать не стоит.
На денежную массу влияют два фактора: количество денег в обращении и скорость их оборота. Количество денег в обращении определяется государством, исходя их потребностей товарного оборота и дефицита Федерального бюджета.
Денежная масса (М2) - это сумма наличных денег в обращении и безналичных средств. В показатель денежной массы в национальном определении включаются все средства нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, в наличной и безналичной форме в рублях. В составе денежной массы выделено два компонента.
Наличные деньги в обращении (денежный агрегат М0) - наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства. Включает банкноты и монету в обращении.
Безналичные средства включают остатки средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт) и срочных счетах, открытых в действующих кредитных организациях в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним. Безналичные средства, учитываемые на аналогичных счетах в кредитных организациях с отозванными лицензиями, не входят в состав денежного агрегата М2.