Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:
1. определение понятия денежно-кредитной политики;
2. ознакомление с методами регулирования денежно-кредитной сферы;

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность денежно-кредитной политики 6
1.1 Определение и основные цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Методы денежно-кредитной политики 7
1.3 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике 13
2 Анализ денежной массы РФ 17
2.1 Предпосылки анализа денежной массы 17
2.2 Анализ динамики и структуры денежной массы 20
3 Особенности формирования современной денежно-кредитной политики в контексте перехода России к инновационному экономическому росту 24
3.1 Факторы перехода к инновационному экономическому росту 24
3.2 Инструментарии денежно-кредитной политики 29
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Ф 11110308(о)Кур.р. Финансы.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

Обобщенная динамика и структура денежной массы представлена на рисунках 3 и 4.

Динамика  денежной массы (М2)1) 
на начало года

 

Денежная масса (М2) 
млрд. 
рублей

В том числе

Удельный вес 
МО в М2, 
%

наличные деньги  
вне банковской  
системы (МО),  
млрд.рублей

безналичные 
средства,  
млрд.рублей

2005

4353,9

1534,8

2819,1

35,3

2006

6032,1

2009,2

4022,9

33,3

2007

8970,7

2785,2

6185,6

31,0

2008

12869,0

3702,2

9166,7

28,8

2009

12975,9

3794,8

9181,1

29,2

2010

15267,6

4038,1

11229,5

26,4

2011

20011,9

5062,7

14949,1

25,3

1) Данные приведены в соответствии с методологией, принятой Банком России 5 марта 2011года.


Рисунок 3 – Обобщенная динамика денежной массы10

 

Рисунок 4 – структура денежной базы11

По оценке Минэкономразвития России, за сентябрь текущего года увеличение денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) составило 2,1%. При этом увеличение наличных денег в обращении (денежного агрегата М0) составило 1,6%, депозиты в национальной валюте возросли на 2,3%12. В целом за январь-сентябрь текущего года увеличение денежной массы составило 7,6% против 15,9% в январе-сентябре 2010 года. Денежный агрегат М0 возрос за первые девять месяцев на 7,1%, депозиты в национальной валюте – на 7,7%. В результате удельный вес наличных денег в обращении (денежного агрегата МО) в составе денежного агрегата М2 за первые девять месяцев текущего года сократился на 0,1 п.п. (в том числе за сентябрь – на 0,13 п.п.) и на 1 октября текущего года составил 25,2% против 25,3% на 1 января и 25,58% - на 1 октября годом ранее. Денежный мультипликатор за сентябрь сократился с 2,94 до 2,91, уровень ликвидности повысился с 9,4% по состоянию на 1 сентября 2011 года до 10,2% - на 1 октября.

Объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение  со стороны органов денежно-кредитного регулирования, за сентябрь увеличился на 3,4%, в целом за январь-сентябрь – сократился на 9,6% (против увеличения на 10,2% за первые девять месяцев годом ранее) и составил по состоянию на 1 октября текущего года 7407,9 млрд. рублей. Основным источником уменьшения денежного предложения стало накопление остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России. Чистый кредит расширенному правительству со стороны органов денежно-кредитного регулирования сократился за первые девять месяцев текущего года на 2185,4 млрд. руб. (за аналогичный период 2010 года его снижение составило только 129 млрд.  рублей).

Таблица 1 - Состояние денежно-кредитной сферы и курсы рубля

 

2010

2011

январь-август

сентябрь

январь-сентябрь

год

январь-август

сентябрь

январь-сентябрь

Денежная масса (агрегат  М2), млрд. руб. (на конец периода)

17437,7

17690,2

17690,2

20011,9

21080,0

21530*

21530*

Изменение за период, %

14,2

1,4

15,9

31,1

5,3

2,1

7,6

Изменение за период в  реальном выражении, %

8,4

0,6

9,1

20,5

0,6

2,1

2,8

Денежная база (в широком  определении), млрд. руб. (на конец периода) 

7207,9

7126,0

7126,0

8190,3

7163,1

7407,9

7407,9

Изменение за период, %

11,5

-1,1

10,2

26,6

-12,5

3,4

-9,6

Курс рубля к доллару (средний за период), руб. за доллар

30,18

30,84

30,25

30,37

28,55

30,51

28,77

Индекс реального укрепления рубля к доллару (за период) (с  учетом инфляции в США)*

103,0

99,1

102,0

104,0

108,5

94,1

102,1

Курс рубля к евро (средний за период), руб. за евро

39,78

40,11

39,81

40,30

40,26

42,16

40,47

Индекс реального укрепления рубля к евро (за период) (с учетом инфляции в Еврозоне)*

116,7

98,4

114,8

114,4

102,4

96,9

99,2

Индекс реального эффективного курса рубля (за период)*

108,8

98,1

106,8

106,9

104,9

96,7

101,4

Международные резервные  активы (изменение за период), млрд. долл.

36,816

13,833

50,649

39,929

65,633

-28,164

37,469

Индекс потребительских  цен (на конец периода, в % к декабрю пред. года)

105,4

100,8**

106,2

108,8

104,7

100,0**

104,7

Базовая инфляция (на конец  периода, в % к декабрю пред. года)

103,1

101,1**

104,3

106,6

104,6

100,5**

105,1

Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр.

75,67

77,40

75,87

78,21

109,21

111,50

109,48


*оценка Минэкономразвития 

** к августу

В сентябре текущего года кредитная  активность со стороны банковской системы  продолжала возрастать. Совокупный объем кредитов, предоставленных нефинансовым организациям и населению, увеличился по итогам месяца на 4,7% до 21735 млрд. руб., в целом за январь-сентябрь увеличение оценивается в 19,8% (8,6% за первые девять месяцев годом ранее).

При этом кредиты и прочие размещенные  средства, предоставленные нефинансовым организациям, возросли в сентябре на 5% до 16672 млрд. рублей. В целом за первые девять месяцев текущего года объем кредитов нефинансовым организациям увеличился на 18,6% (на 8,7% за январь-сентябрь 2010 года).

Кредиты, предоставленные физическим лицам, за август возросли на 3,6% до 5063 млрд. рублей. За январь-сентябрь объем кредитов физическим лицам увеличился на 23,95% против 8,3% за аналогичный период годом ранее.

За январь-сентябрь 2011 г. потребительская инфляция составила 4,7% (годом ранее - 6,2%), что является самым низким показателем в современной российской истории. С июля по сентябрь отмечалось снижение на 0,3% потребительских цен, впервые за столь продолжительный период.

Снижение   инфляции в январе-сентябре обеспечивалось замедлением роста  цен на продовольственные товары, прежде всего связанное со снижением  мировых и внутренних цен на продовольствие после подъема цен на них в  конце 2010 – начале 2011 годов из-за неурожая. Также сдерживало рост цен увеличение  предложения товаров, прежде всего за счет выросшего в 1,5 раза потребительского  импорта при одновременном укреплении курса рубля.

Инфляция, достигавшая пика в мае  (9,6%), в сентябре снизилась до 7,2% к соответствующему периоду 2010 года.

 

 

 

 

 

3 Особенности формирования современной денежно-кредитной политики в контексте перехода России к инновационному экономическому росту

3.1 Факторы перехода к инновационному  экономическому росту

Состояние финансово-банковского сектора экономики, уровень развития и качество монетарных процессов оказывают сильное воздействие на реальный сектор экономики, поэтому выбор и обоснование целей, принципов, инструментарных мер, решений, действий в области денежно-кредитной политики, направленных на реализацию концептуальных ценностных идей в рамках существующей экономической политики России, составляют одно из ключевых её содержаний. Достижение поставленной цели экономической политики России - переход к инновационному экономическому росту - обусловлено действием многих факторов, среди которых модернизированная единая государственная денежно-кредитная политика занимает приоритетное место, поскольку устойчивость финансово-банковского сектора национальных экономик во многом зависит от управленческих мер, решений и действий государства в области денежно-кредитной политики на различных фазах экономического цикла.  

Именно  развитие современного финансово-экономического кризиса показало сегодня важность адекватных мер Правительства Российской Федерации и Банка России в денежно-кредитной сфере, не допустивших развала банковской системы, раскручивания инфляции, резкого, скачкообразного изменения курса рубля и прочих негативных процессов монетарной сферы. Многое здесь зависело от умения общества управлять денежными потоками, проводить эффективную денежно-кредитную политику в соответствии с поставленными целями общей экономической политики. 

Современная экономика России характеризуется  рядом структурных экономических  и финансовых диспропорций, накопленных в период форсированного экономического роста в 2004–2008 гг. и углубившихся под воздействием современного финансово-экономического кризиса. Можно отметить следующие отклонения показателей российской экономики от среднемирового по сопоставимым ценам, в том числе в денежной сфере: по уровню монетизации национальной экономики (занижен); по объёму инвестициий (занижен); доле накопления к ВВП (занижена); отношению вывезенных из страны инвестиций к привлечённым иностранным (завышено); коэффициенту банковской депозитно-кредитной мультипликации (занижен); структуре денежной массы (не сбалансирована)13.  

Эти диспропорции развития экономики России могут  быть в значительной степени устранены  в процессе модернизации денежно-кредитной  политики как специфического направления экономической политики, имеющего особые объект и субъекты, но их устранение не гарантирует эффект перехода к инновационному росту.  

Специфика денежно-кредитной политики такова, что на значительную часть выявленных диспропорций это направление экономической политики может оказать лишь косвенное воздействие. Денежно-кредитная политика может стать фактором перехода России к инновационному росту лишь при условии усиления её взаимодействия с государственной финансовой политикой. Денежно-кредитная политика должна рассматриваться в системе факторов перехода экономики России к инновационному развитию и росту.  

Сегодня экономике  страны нужна единая монетарная политика, единый государственный план (прогноз), учитывающий и координирующий формирование и использование всех денежных, финансовых и кредитных ресурсов. В свою очередь, это вновь делает актуальным вопрос о создании мегарегулятора, объединяющего в себе функции по контролю за деятельностью всех участников финансово-кредитного рынка (не только в связи с реализацией задачи по формированию в Москве Международного финансового центра). На этапе подготовки формирования института мегарегулятора финансового рынка представляется целесообразным создать при Правительстве РФ независимый межведомственный Институт финансового анализа и прогнозирования, который бы в режиме реального времени осуществлял ситуационный анализ состояния финансовых рынков России и мира, прогнозировал их развитие и вырабатывал комплексные меры превентивного реагирования на угрозы и вызовы. Рекомендации Института позволяли бы своевременно (упредительно) вносить необходимые изменения в денежно-кредитную политику.  

Задача  перехода к инновационному экономическому росту по-новому ставит вопрос и  о цели единой государственной денежно-кредитной  политики. Сегодня Банк России в качестве промежуточных целей денежно-кредитной политики использует показатели инфляции, рассматривая достижение её прогнозных ориентиров как лучший вклад Центрального банка в достижение устойчивого экономического роста14 [5]. Но эта цель в условиях умеренной инфляции в основном немонетарного характера «не работает» на достижение стратегической цели государственной экономической политики. Цель денежно-кредитной политики должна определяться таким образом, чтобы в максимальной степени соответствовать общественным интересам, то есть интересам как можно большего числа экономических агентов15.

Несомненно, низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Однако в настоящее время можно констатировать низкую эффективность использования чисто монетарных методов стимулирования роста экономики и подавления инфляции.  

Представляется  целесообразным рассмотреть возможность  использования в качестве цели современной  денежно-кредитной политики показатели финансовой устойчивости (стабильности), при достижении которой можно  сделать выводы и об эффективности (качестве) самой денежно-кредитной политики. Вместе с тем рассмотрение данного предложения предполагает разработку адекватных для российской экономики критериев и показателей финансовой устойчивости (стабильности) на макроуровне, что делается сегодня международными финансовыми институтами.  

В связи  с сохранением угрозы возникновения  новых кризисов актуальным направлением работы Банка России (совместно с  международными институтами) может  стать создание системы индикаторов  назревания финансовой нестабильности. Основными индикаторами нарастания финансовой нестабильности могут стать резкое увеличение притока капитала; финансовая либерализация без надлежащего усиления органов надзора и регулирования финансовой сферы; высокая степень государственного участия в финансовых учреждениях; слабая правовая база и недочёты в системе отчётности и представления информации. 

При этом важна  и установка на проведение так  называемой дискреционной денежно-кредитной  политики, предполагающей свободу действий органов денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная политика должна допускать возможность реакции Центрального банка на временные изменения экономической конъюнктуры. Промежуточные цели достигаются в данном случаепо специальным целевым ориентирам, по специальным («дискреционным») показателям в рамках особых правительственных экономических мероприятий (например, таргетирование процентных ставок для стимулирования экономического развития или их дифференциация). В этом случае можно говорить о специальной дискреционной денежно-кредитной политике.

Информация о работе Денежно-кредитная политика