Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:12, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:
1. определение понятия денежно-кредитной политики;
2. ознакомление с методами регулирования денежно-кредитной сферы;
Введение 3
1 Сущность денежно-кредитной политики 6
1.1 Определение и основные цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Методы денежно-кредитной политики 7
1.3 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике 13
2 Анализ денежной массы РФ 17
2.1 Предпосылки анализа денежной массы 17
2.2 Анализ динамики и структуры денежной массы 20
3 Особенности формирования современной денежно-кредитной политики в контексте перехода России к инновационному экономическому росту 24
3.1 Факторы перехода к инновационному экономическому росту 24
3.2 Инструментарии денежно-кредитной политики 29
Заключение 35
Список литературы 37
Обобщенная динамика и структура денежной массы представлена на рисунках 3 и 4.
Динамика
денежной массы (М2)1)
на начало года
Денежная масса
(М2) |
В том числе |
Удельный вес | ||
наличные деньги |
безналичные | |||
2005 |
4353,9 |
1534,8 |
2819,1 |
35,3 |
2006 |
6032,1 |
2009,2 |
4022,9 |
33,3 |
2007 |
8970,7 |
2785,2 |
6185,6 |
31,0 |
2008 |
12869,0 |
3702,2 |
9166,7 |
28,8 |
2009 |
12975,9 |
3794,8 |
9181,1 |
29,2 |
2010 |
15267,6 |
4038,1 |
11229,5 |
26,4 |
2011 |
20011,9 |
5062,7 |
14949,1 |
25,3 |
1) Данные приведены в соответствии с методологией, принятой Банком России 5 марта 2011года. |
Рисунок 3 – Обобщенная динамика денежной массы10
Рисунок 4 – структура денежной базы11
По оценке Минэкономразвития России, за сентябрь текущего года увеличение денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) составило 2,1%. При этом увеличение наличных денег в обращении (денежного агрегата М0) составило 1,6%, депозиты в национальной валюте возросли на 2,3%12. В целом за январь-сентябрь текущего года увеличение денежной массы составило 7,6% против 15,9% в январе-сентябре 2010 года. Денежный агрегат М0 возрос за первые девять месяцев на 7,1%, депозиты в национальной валюте – на 7,7%. В результате удельный вес наличных денег в обращении (денежного агрегата МО) в составе денежного агрегата М2 за первые девять месяцев текущего года сократился на 0,1 п.п. (в том числе за сентябрь – на 0,13 п.п.) и на 1 октября текущего года составил 25,2% против 25,3% на 1 января и 25,58% - на 1 октября годом ранее. Денежный мультипликатор за сентябрь сократился с 2,94 до 2,91, уровень ликвидности повысился с 9,4% по состоянию на 1 сентября 2011 года до 10,2% - на 1 октября.
Объем денежной базы в широком определении,
характеризующей денежное предложение
со стороны органов денежно-
Таблица 1 - Состояние денежно-кредитной сферы и курсы рубля
2010 |
2011 | ||||||
январь-август |
сентябрь |
январь-сентябрь |
год |
январь-август |
сентябрь |
январь-сентябрь | |
Денежная масса (агрегат М2), млрд. руб. (на конец периода) |
17437,7 |
17690,2 |
17690,2 |
20011,9 |
21080,0 |
21530* |
21530* |
Изменение за период, % |
14,2 |
1,4 |
15,9 |
31,1 |
5,3 |
2,1 |
7,6 |
Изменение за период в реальном выражении, % |
8,4 |
0,6 |
9,1 |
20,5 |
0,6 |
2,1 |
2,8 |
Денежная база (в широком определении), млрд. руб. (на конец периода) |
7207,9 |
7126,0 |
7126,0 |
8190,3 |
7163,1 |
7407,9 |
7407,9 |
Изменение за период, % |
11,5 |
-1,1 |
10,2 |
26,6 |
-12,5 |
3,4 |
-9,6 |
Курс рубля к доллару (средний за период), руб. за доллар |
30,18 |
30,84 |
30,25 |
30,37 |
28,55 |
30,51 |
28,77 |
Индекс реального укрепления рубля к доллару (за период) (с учетом инфляции в США)* |
103,0 |
99,1 |
102,0 |
104,0 |
108,5 |
94,1 |
102,1 |
Курс рубля к евро (средний за период), руб. за евро |
39,78 |
40,11 |
39,81 |
40,30 |
40,26 |
42,16 |
40,47 |
Индекс реального укрепления рубля к евро (за период) (с учетом инфляции в Еврозоне)* |
116,7 |
98,4 |
114,8 |
114,4 |
102,4 |
96,9 |
99,2 |
Индекс реального эффективного курса рубля (за период)* |
108,8 |
98,1 |
106,8 |
106,9 |
104,9 |
96,7 |
101,4 |
Международные резервные активы (изменение за период), млрд. долл. |
36,816 |
13,833 |
50,649 |
39,929 |
65,633 |
-28,164 |
37,469 |
Индекс потребительских цен (на конец периода, в % к декабрю пред. года) |
105,4 |
100,8** |
106,2 |
108,8 |
104,7 |
100,0** |
104,7 |
Базовая инфляция (на конец периода, в % к декабрю пред. года) |
103,1 |
101,1** |
104,3 |
106,6 |
104,6 |
100,5** |
105,1 |
Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр. |
75,67 |
77,40 |
75,87 |
78,21 |
109,21 |
111,50 |
109,48 |
*оценка Минэкономразвития
** к августу
В сентябре текущего года кредитная активность со стороны банковской системы продолжала возрастать. Совокупный объем кредитов, предоставленных нефинансовым организациям и населению, увеличился по итогам месяца на 4,7% до 21735 млрд. руб., в целом за январь-сентябрь увеличение оценивается в 19,8% (8,6% за первые девять месяцев годом ранее).
При этом кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям, возросли в сентябре на 5% до 16672 млрд. рублей. В целом за первые девять месяцев текущего года объем кредитов нефинансовым организациям увеличился на 18,6% (на 8,7% за январь-сентябрь 2010 года).
Кредиты, предоставленные физическим лицам, за август возросли на 3,6% до 5063 млрд. рублей. За январь-сентябрь объем кредитов физическим лицам увеличился на 23,95% против 8,3% за аналогичный период годом ранее.
За январь-сентябрь 2011 г. потребительская инфляция составила 4,7% (годом ранее - 6,2%), что является самым низким показателем в современной российской истории. С июля по сентябрь отмечалось снижение на 0,3% потребительских цен, впервые за столь продолжительный период.
Снижение инфляции в январе-сентябре обеспечивалось замедлением роста цен на продовольственные товары, прежде всего связанное со снижением мировых и внутренних цен на продовольствие после подъема цен на них в конце 2010 – начале 2011 годов из-за неурожая. Также сдерживало рост цен увеличение предложения товаров, прежде всего за счет выросшего в 1,5 раза потребительского импорта при одновременном укреплении курса рубля.
Инфляция, достигавшая пика в мае (9,6%), в сентябре снизилась до 7,2% к соответствующему периоду 2010 года.
Состояние финансово-банковского сектора экономики, уровень развития и качество монетарных процессов оказывают сильное воздействие на реальный сектор экономики, поэтому выбор и обоснование целей, принципов, инструментарных мер, решений, действий в области денежно-кредитной политики, направленных на реализацию концептуальных ценностных идей в рамках существующей экономической политики России, составляют одно из ключевых её содержаний. Достижение поставленной цели экономической политики России - переход к инновационному экономическому росту - обусловлено действием многих факторов, среди которых модернизированная единая государственная денежно-кредитная политика занимает приоритетное место, поскольку устойчивость финансово-банковского сектора национальных экономик во многом зависит от управленческих мер, решений и действий государства в области денежно-кредитной политики на различных фазах экономического цикла.
Именно развитие современного финансово-экономического кризиса показало сегодня важность адекватных мер Правительства Российской Федерации и Банка России в денежно-кредитной сфере, не допустивших развала банковской системы, раскручивания инфляции, резкого, скачкообразного изменения курса рубля и прочих негативных процессов монетарной сферы. Многое здесь зависело от умения общества управлять денежными потоками, проводить эффективную денежно-кредитную политику в соответствии с поставленными целями общей экономической политики.
Современная экономика России характеризуется
рядом структурных
Эти диспропорции развития экономики России могут быть в значительной степени устранены в процессе модернизации денежно-кредитной политики как специфического направления экономической политики, имеющего особые объект и субъекты, но их устранение не гарантирует эффект перехода к инновационному росту.
Специфика денежно-кредитной политики такова, что на значительную часть выявленных диспропорций это направление экономической политики может оказать лишь косвенное воздействие. Денежно-кредитная политика может стать фактором перехода России к инновационному росту лишь при условии усиления её взаимодействия с государственной финансовой политикой. Денежно-кредитная политика должна рассматриваться в системе факторов перехода экономики России к инновационному развитию и росту.
Сегодня экономике страны нужна единая монетарная политика, единый государственный план (прогноз), учитывающий и координирующий формирование и использование всех денежных, финансовых и кредитных ресурсов. В свою очередь, это вновь делает актуальным вопрос о создании мегарегулятора, объединяющего в себе функции по контролю за деятельностью всех участников финансово-кредитного рынка (не только в связи с реализацией задачи по формированию в Москве Международного финансового центра). На этапе подготовки формирования института мегарегулятора финансового рынка представляется целесообразным создать при Правительстве РФ независимый межведомственный Институт финансового анализа и прогнозирования, который бы в режиме реального времени осуществлял ситуационный анализ состояния финансовых рынков России и мира, прогнозировал их развитие и вырабатывал комплексные меры превентивного реагирования на угрозы и вызовы. Рекомендации Института позволяли бы своевременно (упредительно) вносить необходимые изменения в денежно-кредитную политику.
Задача
перехода к инновационному экономическому
росту по-новому ставит вопрос и
о цели единой государственной денежно-
Несомненно, низкая инфляция является
основой для обеспечения
Представляется целесообразным рассмотреть возможность использования в качестве цели современной денежно-кредитной политики показатели финансовой устойчивости (стабильности), при достижении которой можно сделать выводы и об эффективности (качестве) самой денежно-кредитной политики. Вместе с тем рассмотрение данного предложения предполагает разработку адекватных для российской экономики критериев и показателей финансовой устойчивости (стабильности) на макроуровне, что делается сегодня международными финансовыми институтами.
В связи с сохранением угрозы возникновения новых кризисов актуальным направлением работы Банка России (совместно с международными институтами) может стать создание системы индикаторов назревания финансовой нестабильности. Основными индикаторами нарастания финансовой нестабильности могут стать резкое увеличение притока капитала; финансовая либерализация без надлежащего усиления органов надзора и регулирования финансовой сферы; высокая степень государственного участия в финансовых учреждениях; слабая правовая база и недочёты в системе отчётности и представления информации.
При этом важна
и установка на проведение так
называемой дискреционной денежно-