Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:12, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:
1. определение понятия денежно-кредитной политики;
2. ознакомление с методами регулирования денежно-кредитной сферы;
Введение 3
1 Сущность денежно-кредитной политики 6
1.1 Определение и основные цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Методы денежно-кредитной политики 7
1.3 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике 13
2 Анализ денежной массы РФ 17
2.1 Предпосылки анализа денежной массы 17
2.2 Анализ динамики и структуры денежной массы 20
3 Особенности формирования современной денежно-кредитной политики в контексте перехода России к инновационному экономическому росту 24
3.1 Факторы перехода к инновационному экономическому росту 24
3.2 Инструментарии денежно-кредитной политики 29
Заключение 35
Список литературы 37
Модернизация денежно-
Банковская политика - это более широкое понятие, чем денежно-кредитная политика, последняя выступает как составная часть, элемент политики банка. Её можно рассматривать с позиции макро- и микроуровня. В первом случае - это политика государства и Центрального банка по отношению к банковской системе в целом. Во втором случае - это целенаправленная деятельность денежно-кредитных институтов. Можно сказать, что в современном обществе такой политики, которая включала бы в себя весь спектр основных направлений банковской деятельности, в документальном, сводном виде не существует. На уровне государства и Центрального банка разрабатывается и утверждается Государственной думой Российской Федерации единая государственная денежно-кредитная политика, но в ней действия Банка России в области банковского сектора представлены в виде приложения к документу в самом общем виде, нет специального подробного раздела, посвящённого важным направлениям банковской деятельности, отсутствует подробное описание мер по обеспечению устойчивого развития банковской системы.
Формирование специальной банковской политики, в свою очередь, будет стимулировать развитие кредитных отношений в национальной экономике. Для активизации кредитования в экономике необходима также разработка специальной кредитной политики государства и расширение на этой основе платёжеспособного спроса. Банку России необходимо совместно с Минэкономразвития и Минфином РФ разработать комплекс специальных экономических мер (включая меры финансово-бюджетной, фискальной, денежно-кредитной и валютной политики), направленных на всемерное стимулирование роста национальной экономики на основе увеличения внутреннего платежеспособного спроса на товары и услуги, особенно инвестиционного и инновационного характера. Представляется, что для этого необходимо сформировать экономически и логически обоснованную государственную стратегию развития денежно-кредитной и банковской сферы Россиянина более длительную перспективу (период до 2025 г.). Эта стратегия должна быть частью государственной экономической стратегии развития России и обеспечить реализацию задачи формирования Банком России доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышения её открытости и прозрачности.
Специальная кредитная политика должна быть ориентирована на «запуск» кредитного мультипликатора, соблюдения закона оптимальности денежной эмиссии, изменение целей, методов и правил денежно-кредитной политики, стимулирующих кредитование инновационного экономического роста, повышение уровня монетизации экономики.
Формирование внутренних механизмов кредитования инновационного экономического роста и формирование внутреннего платёжеспособного спроса предполагают следующие изменения в инструментарии денежно-кредитной политики.
1. В области совершенствования системы рефинансирования.
В настоящее время при рефинансировании кредитных организаций Банк России предоставляет кратко- и среднесрочные ссуды, выступая как кредитор последней инстанции. Введение в систему рефинансирования долгосрочных инструментов ограничено рамками законодательства. Однако потребность в долгосрочном кредитовании экономики увеличивается. В систему рефинансирования кроме инструментов регулирования краткосрочной ликвидности кредитных организаций предлагается включить инструменты средне- и долгосрочного финансирования, имеющие целевое назначение для выполнения социально значимых программ, реализуемые через определяемый круг банков, для которых эти инструменты будут доступны. Предоставление средств предполагается осуществлять посредством открытия банкам кредитных линий, обеспечением по которым будут выступать права требования по предоставленным на реализацию инновационных проектов кредитам. Доступ к рефинансированию такого рода должны иметь все банки, отвечающие требованиям финансовой устойчивости, независимо от величины капитала. В случае выбора Россией в качестве приоритета селективной политики представляется необходимым определить риски, связанные с её реализацией, и только в случае, если они находятся в допустимой зоне, приступать к реализации данной политики.
Другим изменением существующей сегодня системы рефинансирования, позволяющим решить проблему долгосрочных ресурсов, необходимых для расширения финансирования инновационных проектов, может стать механизм государственного гарантирования кредитов, создание рынка различных финансовых обязательств, выпускаемых инновационными госкорпорациями и предприятиями, которые могли бы приниматься как обеспечение при рефинансировании со стороны Банка России, или же они могли бы первоначально размещаться на открытом рынке с правом первоочередного выкупа со стороны банков развития либо Банка России.
Важным направлением модернизации действующей системы рефинансирования является завершение создания единого механизма рефинансирования кредитных организаций и снижение требований к имуществу, входящему в «единый пул обеспечения» и принимаемому в обеспечение кредитов Банка России, что обеспечит доступ к данным кредитам средним и мелким региональным банкам, ориентированным на кредитование реального сектора экономики.
В целях повышения эффективности применения инструментов рефинансирования в части операций на открытом рынке можно предложить следующее:
- внедрение механизмов предоставления Банком России ценных бумаг на возвратной основе под завершение расчётов в целях повышения устойчивости финансовых рынков и их ликвидности;
- внедрение института РЕПО до востребования и создание механизма изменения ставки РЕПО, вопросов по налогообложению дивидендов по ценным бумагам, составляющим обеспечение по РЕПО, а также создания резервов и проведения переоценки по операциям РЕПО;
- внесение изменений в нормативные акты для допуска государственных ценных бумаг к вторичному обращению на российских фондовых биржах;
- совершенствование системы индикаторов рыночных процентных ставок в целях развития денежного рынка и механизма управления процентным риском, а именно - создание условий для повышения эффективности трансмиссионного механизма процентных ставок.
Как показывает практика, последнее (в том числе до 7,75% с 1 июня 2010 г.) снижение ставки рефинансирования, как и предыдущие снижения, не оказали пока существенного влияния на кредитование реального сектора. Вместе с тем Банку России необходимо снижать ставку и дальше, тем более что предпосылки для этого имеются (благодаря низким инфляционным ожиданиям), в конечном итоге это приведёт к той позиции, когда банки и другие финансовые институты будут более ориентированы в своей процентной политике на ставку рефинансирования.
В то же время следует отметить, что только снижение ставки рефинансирования в России будет всё же недостаточно для того, чтобы убедить банки возобновить кредитование и разубедить инвесторов в возможности получения спекулятивной прибыли с помощью рубля. Снижение ставки позволяет лишь уменьшить ставку по тем кредитным программам и займам, ставка по которым формируется с учётом показателя ставки рефинансирования Банка России (в основном это ипотечное кредитование). Для долгосрочного кредитования, кредитования бизнеса и проектного финансирования внутренний ресурс у российских банков пока недостаточен. Сегодня дополнительным сдерживающим фактором снижения процентных ставок в банковском секторе и приведения их к уровню ставки рефинансирования является более высокая цена сформированных банками портфелей (ссуд) и принятых обязательств (вкладов и депозитов). Здесь, скорее всего, будет действовать определённый временной лаг, отставания процентных ставок банковского сектора от учётной ставки Банка России, который при сохраняющихся условиях будет постепенно сокращаться.
Важной задачей на пути инновационного развития экономики видится и развитие самой кредитной системы как следствие увеличения количества мелких организаций, предоставляющих основной перечень кредитных услуг: различные кредитные союзы, ссудо-сберегательные кассы, кредитные кооперативы, микрофинансовые и микрокредитные организации. Необходимо будет предусмотреть возможность доступа подобных институтов к различного рода механизмам рефинансирования либо через операции на открытом рынке, либо через операции постоянного действия. Применение подобных подходов должно способствовать не только развитию самой системы рефинансирования как таковой, но и будет направлено на развитие именно инновационной составляющей российской экономики.
2. В области
совершенствования системы
Для снижения рисков деятельности коммерческих банков предлагается дополнить применяемую сегодня систему экономических нормативов оценочными (рекомендованными) нормативами, ограничивающими максимальный размер обязательств российского банка перед банками-нерезидентами и максимальный размер риска на одного вкладчика (кредитора) банка с более либеральными критериальными уровнями, чем те, что использовались Банком России ранее. Предлагается установление
Таким образом, в данной работе согласно главной цели, поставленной во введении, был проведен анализ денежно-кредитной политики, а также согласно задачам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Направления денежно-кредитной политики противоречивы: с одной стороны, они способствуют экономическому развитию и росту (снижение инфляции, стабилизация и предсказуемость курсовой политики, тенденция к снижению ставки рефинансирования), с другой - тормозят экономический рост и не способствуют перераспределению банковского капитала на нужды реального сектора и кредитование населения. Целью денежно-кредитной политики России в условиях не достижения Банком России главной задачи своей деятельности - стабильного экономического роста, основу которого составляет не конъюнктура мировых рынков, а конкурентность и привлекательность отечественной экономики, должно быть обеспечение целенаправленного, эффективного и устойчивого развития и функционирования социальной, экономической и экологической сфер страны на основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов.
Для достижения главной цели денежно-кредитной политики (контроля над денежной массой и уровнем ссудного процента для регулирования денежного предложения в стране) необходимо найти оптимальное сочетание этих инструментов и проанализировать все возможные последствия их использования.