Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 11:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть теоретическое обоснование понятия, форм, видов и структуры международной ликвидности, провести анализ рынка золота и раскрыть проблемы и выявить методы управления международной ликвидностью.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- показать необходимость анализа рынка золота и современном этапе, раскрыть основные категории и понятия по данному вопросу;
- дать обобщающую оценку эффективности управления ликвидностью исследуемого объекта, выявить имеющиеся в ней недостатки;
- основываясь на результатах анализа фактических данных определить основные направления совершенствования управления ликвидностью.
Особое место в международной валютной ликвидности занимает золото. Оно используется как чрезвычайное средство покрытия международных обязательств путем продажи на рынке за необходимую иностранную валюту или передачи кредитору в качестве залога при получении иностранных займов. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к повышению валютного компонента в общей структуре международных ликвидных активов, при этом золото продолжает учитываться по фиксированной цене в 35 СДР за тройскую унцию, что значительно ниже рыночной цены.
При определении деноминации резервов центральные банки руководствуются следующим правилом: необходимо размещать валютные ресурсы в валюту, являющуюся резервной по отношению к национальной. Так, немецкая марка считается резервной единицей по отношению к другим европейским валютам, поэтому страны Европы отдают предпочтение в выборе резервной валюты немецкой марке. Германия, соответственно, выбирает в качестве резервных денег доллар США. Со своей стороны, США рассматривают в качестве денег более высокого порядка золото, поэтому валютная часть резервов США меньше золотой. [15, 156 – 189]
Собственные резервы образуют безусловную ликвидность. Ею центральные банки распоряжаются без ограничений. Заемные же ресурсы составляют условную ликвидность. К их числу относятся кредиты центральных иностранных и частных банков, а также МВФ. Использование заемных ресурсов связано с выполнением определенных требований кредитора.
Методы управления международной ликвидностью.
Управление государственными золотовалютными резервами является элементом валютной политики, проводимой правительством и центральным банком любого государства. Уровень этих резервов определяет степень обеспеченности международных макроэкономических расчетов страны необходимыми платежными средствами.
Цель управления резервными активами - обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности.
Задачи управления
золотовалютными резервами
Золотовалютные резервы (как упоминалось выше) представляют сравнительно сложную систему постоянно меняющихся элементов и включают две группы активов (см. рисунок 1).
Рисунок 3 - Состав золотовалютных (международных) резервов государства
СДР (Special Drawing Rigts) - это эмитируемые Международным валютным фондом платежные средства, предназначенные для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов с МВФ, соизмерения стоимости национальных валют; это потенциальное право на часть денег Международного валютного фонда. При вступлении в МВФ каждая страна делает взнос. Фонд в свою очередь выпускает СДР и распределяет их между странами пропорционально их взносам. В этот момент фактически происходит обмен части внесенных денег на СДР. Если стране потребуются деньги, то она может продать часть СДР другой стране или непосредственно Фонду, получив назад доллары. [7, 136 – 207]
Резервная позиция в МВФ. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ, называлась до Ямайского соглашения "золотой долей", а с 1978 г. - "резервной долей" (Reserve Transhe); она образует величину, составляющую до 25% квоты стран. Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны (за исключением авуаров, которые являются результатом использования страной ресурсов МВФ в рамках кредитных долей). При этом если МВФ использует часть внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. [1, 277 – 309]
Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее "кредитную позицию". Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют "резервную позицию" (Reserve Position) страны-члена в МВФ. В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в финансировании дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства. Механизм кредитных долей. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% величины квоты), делятся на четыре "кредитные доли", или транша (Credit Tranches), составляющие по 25% квоты.
Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на выбор величины необходимого золотого запаса страны:
- наличие у страны условий и мощностей по производству драгоценных металлов. Денежные власти золотодобывающих стран имеют возможность приобретать металл за национальную, что существенно снижает издержки подобного способа пополнения резервов. Значительный по объему золотой запас необходим золотодобывающим странам для развития и регулирования внутреннего рынка драгоценных металлов;
- степень конвертируемости национальной валюты и уровень доверия к политике денежных властей. Для валют, претендующих на значимую роль в международных валютно-кредитных отношениях, обеспеченность золотом либо напрямую подразумевается, либо нормативно закрепляется в форме фиксированной доли резервов, номинированных в золоте и хранящихся в эмитирующем финансовом институте. Почти все государства - эмитенты резервных или близких к ним по свойствам валют обладают высокой долей золота в структуре международных резервных активов (США, Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Италия). Кроме того, значительными золотыми авуарами обладают финансовые институты - эмитенты международных коллективных валют и расчетных единиц (например, МВФ);
- исторические традиции хранения резервов в металле. Накопление относительно большой части резервов в золоте характерно для развитых стран, в то время как развивающиеся страны и страны с переходной экономикой хранят в золоте небольшую часть резервов. Так, средняя доля золота в общем объеме золотовалютных резервов индустриально развитых стран составляет около 22%,, а доля золота в резервных активах развивающихся стран и стран с переходной экономикой - около 3%. Хранение определенной части золотовалютных резервов в драгоценных металлах ассоциируется у денежных властей с повышенной надежностью на случай непредвиденного развития геополитических событий, а также с более высоким риском возникновения финансового кризиса;
- участие страны в международном разделении труда. Так, страны - традиционные поставщики энергетических ресурсов на международный рынок обладают достаточно крупными золотыми авуарами (около 8%), что, по-видимому, объясняется близостью рыночных характеристик металла к характеристикам сырьевых товаров и формированием этими странами запаса на случай неблагоприятного изменения рыночной конъюнктуры энергетических товаров. Интересно распределение доли золота в ЗВР различных стран мира (см. таблицу 1 - доли золота расположены в порядке возрастания). По состоянию на конец 2009 года из представленных в таблице стран наибольший объем золота имеет США (81335,3 т), наименьший объем - Ливия, ЮАР, Алжир, Саудовская Аравия, Ливан (в среднем 150 т). Наибольшую долю золота в золотовалютных резервах имеет США, Германия, Франция, Италия (в среднем 65%, а в 2005 году США имели долю золота в резервах 71%).[18, 276 – 307]
Таким образом,
структура распределения
Таблица 3 - Запасы золота в странах мира
Государство |
Золотой запас на конец 2010 года, в тоннах золота |
Доля золота в ЗВР на конец 2010 года, в % |
Китай |
1054 |
2 |
Россия |
173,6 |
4 |
Ливия |
607,7 |
5 |
Индия |
143,8 |
5 |
Швеция |
557,7 |
6 |
Саудовская Аравия |
125,7 |
9 |
ЮАР |
143 |
10 |
Великобритания |
124,8 |
11 |
Швейцария |
310,3 |
15 |
Испания |
286,8 |
27 |
Италия |
1040 |
29 |
Платина - более дорогой металл, чем золото, и поэтому более "драгоценный". По густоте денежного материала платина превосходит золото и вполне может претендовать на роль лидера материализации денег, в том числе и золотовалютных резервов. Однако по ряду причин (малые запасы, редко встречается, мало известна в мире и др.) платина не может играть роль лидера в золотовалютных резервах, не может заменить золото в его функциях).
Цена на золото и другие драгоценные металлы находится в обратной зависимости от курса доллара - снижение курса доллара сопровождается ростом цен на эти металлы. [19, 276 – 307]
Доллар теряет функцию резервных денег и доверие населения, эти функции, в какой-то степени, переходят к золоту, что стимулирует рост цен на него.
2 Анализ золота, как элемента международной ликвидности
2.1 Анализ российского рынка золота
Отечественная
золотодобывающая промышленность является
базовой отраслью экономики, крупным
народнохозяйственным комплексом страны,
обеспечивающим потребности важнейших
отраслей своей уникальной продукцией,
а также формирующим в
В сфере добычи, производства, потребления и обращения золота в России назрела необходимость смещения акцентов от монопольного контроля и управления государством этими процессами к либерализации рынка золота, так как предыдущая практика государственной монополии в этой сфере в современных экономических условиях себя совершенно не оправдывает. Государство уже не может быть единственным покупателем золота, диктующим свои условия недропользователю. Такая ситуация была возможна и, пожалуй, себя оправдывала в тоталитарном государстве, с «железным занавесом» и закрытой экономикой, каким был СССР. В нынешней же ситуации золотодобывающая отрасль с одной стороны, существенно утратила государственное финансирование, так как государство не может (да и в этом нет экономической целесообразности) закупать все добываемое в стране золото, с другой стороны иных, кроме государства, покупателей золота, заинтересованных в этом в нынешних условиях неразвитого золотого рынка недостаточно или вовсе нет. Последствия затягивания необходимых в отрасли преобразований уже сказались и продолжают сказываться самыми негативными последствиями для золотодобывающей промышленности, которая переживает глубокий кризис и находится на гране полного развала. Как это не парадоксально, но производить золото в России становится невыгодно и даже убыточно, а объемы производства резко снижаются, в то время как в других 5 золотодобывающих странах золотодобыча процветает и характеризуется постоянным ростом. Так, например, несмотря на то, что российская минерально-сырьевая база золота сравнима с ресурсным потенциалом США, Россия производит в настоящее время в два раза меньше золота, чем США, в то время как до конца восьмидесятых годов значительно опережала их, уступая пальму первенства лишь ЮАР. Между тем, золотодобывающая промышленность России имеет все необходимые предпосылки и потенциал для развития, ведь Россия занимает одно из ведущих мест в мире по промышленным запасам рудного и рассыпного золота в уже разведанных месторождениях. Россия фактически одной из первых в мире начала добывать золото и всегда была в числе крупнейших производителей этого металла. И терять этот приоритет нельзя, вместе с ним Россия утратит возможность вновь войти в ранг великих промышленных держав мира, окончательно приобретя статус сырьевого придатка. [2, 188 – 231]
Необходимость формирования цивилизованного рынка золота в России продиктована самой экономической жизнью. Россия по своему географическому положению, богатству недр, интеллектуальному и экономическому потенциалу должна занимать одно из достойнейших мест на мировом рынке золота, а золотодобывающая промышленность - быть на подъеме. Однако этого не происходит, так как, несмотря на общепризнанную, в том числе и на государственном уровне, необходимость либерализации рынка золота в России и принятие соответствующей законодательной базы, эффективно функционирующего рынка золота в России нет, и потенциальному покупателю в нынешних условиях экономически невыгодно покупать золото. Не вызывает сомнения, что основными нерешенными вопросами на рынке золота являются коммерческие и финансовые операции с драгоценным металлом и правами на его, т.е. собственно сфера обращения золота. Последствия затягивания необходимых в отрасли преобразований уже сказались и продолжают сказываться самыми негативными последствиями для золотодобывающей промышленности, которая переживает глубокий кризис и находится на гране полного развала.