Содержание
Введение
Глава 1. Социально – экономическая
сущность и формы мобилизации бюджетных
доходов
1.1. Доходы бюджета, сущность,
состав и формирование.
1.2. Формы мобилизации бюджетных
доходов.
Глава 2. Неналоговые доходы
бюджета
2.1. Понятие неналоговых доходов
бюджета и источников
2.2. Повышение эффективности
неналогового дохода бюджета РФ
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Центральное место в системе
государственных финансов занимает
государственный бюджет – имеющий
силу закона финансовый план государства
на текущий финансовый год. Бюджетный
кодекс Российской Федерации определяет
бюджет как «форму образования и
расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления».
Аккумулируя с помощью государственного
бюджета денежные средства, государство
через финансовые механизмы осуществляет
выполнение возложенных на него обществом
политических, экономических и социальных
функций, а именно содержание государственного
аппарата, армии, правоохранительных органов,
выполнение социальных программ, реализация
приоритетных экономических задач и т.д.
Государственный бюджет состоит из 2-х
дополняющих друг друга взаимосвязанных
частей: доходной и расходной. Доходная
часть показывает, откуда поступают средства
на финансирование деятельности государства,
какие слои общества отчисляют больше
из своих доходов. Структура доходов непостоянна
и зависит от конкретных экономических
условий развития страны, рыночной
конъюнктуры и осуществляемой экономической
политикой политики. Любое изменение структуры
бюджетных доходов отражает изменения
в экономических процессах. Расходная
часть показывает, на какие цели направляются
аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд
денежных средств, в цельном виде никогда
не существует, т.к. по мере поступления
доходов они обращаются на покрытие расходов.
Он является лишь планом образования и
использования общегосударственного
фонда денежных средств, то есть росписью
доходов и расходов государства, согласованных
друг с другом, как по объему, так и по срокам
поступления и использования.
Как правило, сложившиеся
формы государственного управления
и взаимоотношений между членами
общества определяют и особенности
финансовой системы. В странах с
социалистической экономикой в силу
монопольной государственной собственности
на средства производства и наличия
мощного госаппарата, основной её задачей
было обслуживание потребностей государственной
власти. Государственные финансы
подчиняли себе и средства предприятий
и организаций, и даже сбережения
населения. Перемены в экономике России
и её политическом строе, произошедшие
в начале 90-х годов, вызвали серьезные
изменения в её финансовом механизме.
Появление новых форм собственности, новых
субъектов хозяйствования повлекло изменения
в системе денежных доходов и расходов;
финансовые потоки стало возможным регулировать
в основном косвенными методами. Одним
из важнейших направлений реформирования
государственных финансов стало расчленение
единого госбюджета на три самостоятельных
части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов
федерации и местные бюджеты. Это стало
важным шагом к демократизации финансовых
отношений. В этом же направлении действовали
переход к налогам, как главному способу
обеспечения доходов бюджета, отмена монополии
на внешнюю торговлю и валютные отношения,
приватизация государственной собственности
и т.п. Все это привело к принципиальным
изменениям в бюджетной системе Российской
Федерации и её бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее
определение: «бюджетная система -
основанная на экономических отношениях
и государственном устройстве Российской
Федерации, регулируемая нормами права
совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов федерации, местных бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов». Под бюджетным устройством принято
понимать организацию бюджетной системы
и принципы её построения.
Организационное построение
бюджетной системы всецело зависит
от формы государственного устройства.
Бюджетная система унитарных
государств включает в себя два уровня:
государственный бюджет и местные бюджеты.
У государств с федеративным устройством
наряду с федеральным и местными бюджетами
выделяются бюджеты субъектов федерации
(штатов в США, Бразилии, Индии; земель
в Германии; республик, краёв, областей
и автономных округов в России). Однако
и в унитарных, и в федеративных государствах
бюджеты нижестоящих уровней не входят
в бюджеты вышестоящих уровней. Таким
образом, бюджетная система России,
как федеративного государства состоит
из трёх уровней:
- первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Совокупность бюджетов всех
уровней образует консолидированный
бюджет. Консолидированный бюджет определяется
Бюджетным кодексом как свод бюджетов
всех уровней на соответствующей
территории. Консолидированный бюджет
субъекта РФ составляют бюджет самого
субъекта и свод бюджетов находящихся
на его территории муниципальных
образований
. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный
бюджет и
консолидированные бюджеты всех субъектов
федерации. Консолидированные бюджеты
позволяют получить полное представление
обо всех доходах и расходах региона или
страны в целом, они не утверждаются и
служат для аналитических и статистических
целей. Бюджетным кодексом РФ [1, гл.5] законодательно
закреплены следующие принципы бюджетной
системы Российской Федерации:
- Единства бюджетной системы Российской Федерации;
- Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
- Самостоятельности бюджетов;
- Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- Сбалансированности бюджета;
- Эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- Гласности;
- Достоверности бюджета;
- Адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной
системы означает единство правовой
базы, денежной системы, форм бюджетной
документации, единство принципов бюджетного
процесса, санкций за нарушения бюджетного
законодательства, а также единый
порядок финансирования расходов бюджета,
единый порядок финансирования расходов
бюджетов всех уровней бюджетной
системы, ведения бухгалтерского учета
средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов
и расходов между уровнями бюджетной
системы означает закрепление соответствующих
видов доходов (полностью или
частично) и полномочий по осуществлению
расходов за органами государственной
власти РФ, ее субъектов, органами местного
самоуправления. Принцип самостоятельности
бюджетов означает:
- право законодательных
органов государственной власти
и органов местного самоуправления
на каждом уровне бюджетной
системы самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс;
- наличие собственных
источников доходов бюджета каждого
уровня;
законодательное закрепление
регулирующих доходов бюджетов, полномочий
по формированию доходов соответствующих
бюджетов;
- право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления самостоятельно
в соответствии с законодательством
определять направления расходования
средств соответствующих бюджетов
и источники финансирования дефицитов
соответствующих бюджетов;
- недопустимость изъятия
доходов, дополнительно полученных
при исполнении законов (решений)
о бюджете, сумм превышения
доходов над расходами бюджетов
и сумм экономии по расходам
бюджетов;
- недопустимость компенсации
за счет бюджетов других уровней
потерь в доходах и дополнительных
расходов, возникших в ходе исполнения
законов (решений) о бюджете,
за исключением установленных
законом случаев. Принцип полноты учета
бюджетных доходов и расходов бюджетов,
бюджетов государственных внебюджетных
фондов означает, что все доходы и расходы
бюджетов, внебюджетных фондов и иные
определенные законом обязательные поступления,
подлежат отражению в бюджетах, бюджетах
внебюджетных фондов в обязательном порядке
и в полном объеме. Все государственные
и муниципальные расходы подлежат финансированию
за счет бюджетных средств, средств внебюджетных
фондов, аккумулированных в бюджетной
системе Российской Федерации. Принцип
сбалансированности бюджета означает,
что объем предусмотренных бюджетом расходов
должен соответствовать суммарному объему
доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. При составлении,
утверждении и исполнении бюджета уполномоченные
органы должны исходить из необходимости
минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и
экономности использования бюджетных
средств означает, что при составлении
и исполнении бюджетов уполномоченные
органы и получатели бюджетных средств
должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием
наименьшего объема средств или достижения
наилучшего результата с использованием
определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия
расходов означает, что все расходы бюджета
должны покрываться общей суммой доходов
бюджета и поступлений из источников финансирования
его дефицита. Доходы и поступления не
могут увязываться с определенными расходами
бюджета за исключением целевых бюджетных
фондов, а также в случае централизации
средств из бюджетов другого уровня. Принцип
гласности означает: обязательное опубликование
в открытой печати утвержденных бюджетов,
отчетов об их исполнении, полноту информации
о ходе исполнения бюджетов, доступность
иных сведений; обязательную открытость
для общества и СМИ процедур рассмотрения
и принятия решений по проектам бюджетов,
в том числе по вопросам, вызывающим разногласия
внутри представительного органа или
между исполнительным и представительным
органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета
означает: надежность показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующей
территории; и реалистичность расчета
доходов и расходов бюджета. Принцип
адресности и целевого характера бюджетных
средств означает, что бюджетные средства
выделяются в распоряжение конкретных
бюджетополучателей с обозначением направления
их на финансирование конкретных целей.
Глава 1. Социально – экономическая
сущность и формы мобилизации бюджетных
доходов.
До перехода на рыночные
отношения доходы государственного
бюджета СССР базировались на денежных
накоплениях государственных предприятий.
Они занимали более 90% общей суммы
доходов бюджета и в основном
состояли из двух платежей - налога с
оборота и платежей из прибыли. Такая
система просуществовала с 1930 по 1990
гг. Введенные в 1980-е гг. нормативные платежи
из прибыли в виде платы за производственные
фонды, трудовые ресурсы и др. не смогли
изменить систему платежей, и она продолжала
ориентироваться на индивидуальные результаты
деятельности отдельных предприятий.
В условиях перехода на рыночные механизмы
доходы бюджетной системы претерпели
коренные изменения. Основными доходами
в Российской Федерации, как и в странах
с развитой рыночной экономикой, стали
налоги. Представительные органы власти
территорий вышестоящего уровня утверждают
перечень регулирующих источников доходов.
Само же распределение доходов от этих
источников происходит в форме утверждения
нормативов отчисления от этих доходов.
Кроме того, бюджетное регулирование возможно
в форме закрепления за бюджетами нижестоящего
уровня регулирующих источников доходов
на долговременной основе (не менее чем
на пять лет). Если распределение регулирующих
источников доходов не привело к сбалансированности
бюджета, то применяются такие формы бюджетного
регулирования, как дотации и субвенции,
а также бюджетные ссуды. Дотация - это
денежная сумма, выделяемая из бюджета
вышестоящего уровня, если закрепленных
и регулирующих доходов недостаточно
для формирования минимального бюджета
нижестоящего уровня. Выделение дотаций
осуществляется на безвозмездной и безвозвратной
основе, а их использование не имеет целевого
назначения. Бюджетные ссуды - это денежная
сумма, предоставляемая в тех же случаях,
что и дотации и субвенции, однако на возвратной,
а иногда и на возмездной основе. Ссуда
может предоставляться из бюджета любого
уровня бюджету любого уровня, причем
не на стадии формирования бюджета, а на
стадии его исполнения. Доходы бюджета
– это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном порядке
в соответствии с законодательством Российской
Федерации в распоряжение органов государственной
власти Российской Федерации. В соответствии
со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам
федерального бюджета относятся:
- федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
- государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.
Из неналоговых
же доходов основными являются следующие
виды:
- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от реализации государственных запасов;
- доходы от продажи земли и нематериальных активов;
- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
- административные платежи и сборы;
- штрафные санкции, возмещение ущерба;
- доходы от внешнеэкономической деятельности
На основании статьи 54
Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального
бюджета обособленно учитываются доходы
федеральных целевых бюджетных фондов.
Они учитываются по ставкам, установленным
налоговым законодательством РФ, и распределяются
между федеральными целевыми бюджетными
фондами и территориальными целевыми
бюджетными фондами по нормативам, определенным
федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год.
Доходы бюджета классифицируются
не только по методам взимания и
формам их мобилизации – на налоговые
и неналоговые, но и по другим признакам,
в частности:
- В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.
- По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
- В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;
- По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
- По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.). Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.