Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:45, курсовая работа
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Введение
Глава 1. Социально – экономическая сущность и формы мобилизации бюджетных доходов
1.1. Доходы бюджета, сущность, состав и формирование.
1.2. Формы мобилизации бюджетных доходов.
Глава 2. Неналоговые доходы бюджета
2.1. Понятие неналоговых доходов бюджета и источников
2.2. Повышение эффективности неналогового дохода бюджета РФ
Заключение
Список используемой литературы
В настоящее время необходима
принципиально новая модель управления
государственным (муниципальным) имуществом,
реализация которой позволит добиться
эффективного выполнения государственных
функций, оптимизации состава имущества,
рациональной структуры доходов
бюджета и в целом государства.
В целом вся система
Заключение
Доходы бюджета выражают
экономические отношения, возникающие
у государства с предприятиями
(объединениями), организациями и
гражданами в процессе формирования
бюджетного фонда страны. Формой проявления
этих экономических отношений служат
различные виды платежей предприятий,
организаций и населения в
государственный бюджет, а их материально-вещественным
воплощением - денежные средства, мобилизуемые
в бюджетный фонд. Состав бюджетных доходов,
формы мобилизации денежных средств в
бюджет зависят от системы и методов хозяйствования,
а также от решаемых обществом экономических
задач. В нашей стране, где собственником
преобладающей массы средств производства
до недавнего времени выступало государство,
доходы бюджета базировались в основном
на денежных накоплениях государственных
предприятий, при этом налоги составляли
8-10 % от объёма бюджета. В налоговом государстве
80 % доходов бюджета формируют средства
от налогов. Экономическая сущность налогов
характеризуется денежными отношениями,
складывающимися у государства с юридическими
и физическими лицами. Эти денежные отношения
объективно обусловлены и имеют специфическое
общественное назначение - мобилизацию
денежных средств в распоряжение государства.
Конкретными формами проявления категории
налога являются виды налоговых платежей,
устанавливаемых законодательными органами
власти. С организационно-правовой стороны
налог - это обязательный платёж, поступающий
в бюджетный фонд в определённых законом
размерах и установленные сроки. Совокупность
разных видов налогов, в построении и методах,
исчисления которых реализуются определённые
принципы, образует налоговую систему
страны. Сегодня налоговая система призвана
реально влиять на укрепление рыночных
начал в хозяйстве, способствовать развитию
предпринимательства и одновременно служить
барьером на пути социального обнищания
низкооплачиваемых слоёв населения. Главным
среди налогов, взимаемых с юридических
лиц является налог на прибыль (доход)
предприятий. Его применение вызвано тем,
что в условиях рыночного хозяйства роль
прибыли существенно возрастает; она становится
важнейшим объектом воздействия государства.
Банки и другие кредитные учреждения,
осуществляющие свою деятельность на
коммерческих началах, уплачивают в бюджет
подоходный налог. Налог на имущество
предприятий введён для субъектов хозяйствования,
являющихся собственниками имущества
на территории России. Важное место в налоговой
системе страны занимают платежи за природные
ресурсы: земельный налог, плата за воду,
лесной доход и др. Основное место в системе
налогообложения физических лиц занимает
подоходный налог. Подоходное обложение
дополняется взиманием налога на имущество,
который в условиях перехода к рынку выполняет
не только фискальную роль, но и служит
своеобразным психологическим фактором,
влияющим на поведение плательщика, осознающего
себя собственником. В налоговой системе
страны после длительной перерыва восстановлен
налог с наследства, которым с 1 января
1992 г. облагается имущество, переходящее
гражданам в порядке наследования или
дарения. Наряду с прямыми налогами используются
и косвенные, крупнейшим среди которых
является налог на добавленную стоимость.
Он введён с января 1992 г. и количественно
заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие
налог с оборота и налог с продаж. Одновременно
с налогом на добавленную стоимость в
системе косвенного обложения используются
также различные акцизы, устанавливаемые
на отдельные виды и группы товаров. В
систему косвенного обложения включаются
и таможенные пошлины; ими облагаются
товары и иные предметы, ввозимые на территорию
страны и вывозимые за её пределы. Налог
на операции с ценными бумагами включён
в налоговую систему страны впервые. Уплачивают
его юридические и физические лица (в том
числе и иностранцы), осуществляющие эмиссию
и операции по купли- продаже ценных бумаг.
Налог на рекламу уплачивают юридические
и физические лица, рекламирующие свою
продукцию. Налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и персональных
компьютеров взимается с юридических
и физических лиц, перепродающих указанные
товары. Государство в лице уполномоченных
на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР, нотариальные
конторы и др.) оказывает различного рода
услуги юридическим и физическим лицам,
за которое оно взимает пошлины и сборы.
К числу платежей, вносимых гражданами,
относится сбор за право торговли (промысловый
налог). Сбор за парковку автотранспорта
вносят водители автомашин при парковке
в специально оборудованных для этих целей
местах. Граждане, неорганизованно приезжающие
на отдых в курортные местности без путёвок
и курсовок, уплачивают курортный сбор.
Уплата налогов осуществляется в определённой
очерёдности. Сначала плательщики вносят
все поимущественные налоги и пошлины.
На сумму внесённых платежей уменьшается
налогооблагаемый доход (прибыль) физических
и юридических лиц, после чего плательщики
уже во вторую очередь обязаны рассчитаться
с бюджетом по местным подоходным налогам,
если таковые взимаются. Кроме налогов
в бюджет поступают неналоговые доходы.
К ним относятся, с одной стороны, доходы
от эксплуатации государственной собственности,
доходы от эксплуатации государственной
собственности, а в условиях перехода
к рынку - и от её продажи юридическим и
физическим лицам, а с другой - поступления
от реализации облигаций государственных
займов и других ценных бумаг.
Список используемой литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2006.
2. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.
7. Финансы: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. И доп./С.Ф.Федулова. - М.: КНОРУС, 2005.
8. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.
9. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
11. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 1999.
12. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие /
Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. - М.: «Перспектива»: ИНФРА-М,1998.
14. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. - М.: Финансы и статистика, 2002.
15. Финансы, денежная обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. - М.: ПРОСПЕКТ, 2001.
16. Финансы. Деньги. Кредит: Учебник / под ред. О.В.Соколовой
17. Налоги и налогообложение. Т.Ф.Юткина. - М.: ИНФРА-М, 1998.