Доходы и расходы местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий. Государственная бюджетная система Российской Федерации включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, около 30 ысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Файлы: 1 файл

доходы и расходы местных бюджетов.doc

— 433.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий. Государственная бюджетная система Российской Федерации включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, около 30 ысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Сформировалось 3 уровня:

  1. Городские округа;
  2. Муниципальные районы;
  3. Городские и сельские поселения.
  4. В Республике Татарстан 2 городских округа: Казань и Набережные Челны,43 Муниципальных района, 998 городских и сельских поселений.

Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.  Изучая проблемы формирования бюджетов  муниципальных образований, выделяется два направления рассмотрения данного вопроса: во-первых, с точки зрения формирования бюджетов непосредственно на местах самоуправления, а во-вторых - с точки зрения органов власти вышестоящего уровня. В первом случае задачей стоящей перед местными властями является максимальный сбор налогов с целью покрытия расходов по видам деятельности, осуществляемыми муниципалитетами в соответствии с федеральным  и городским законодательством. Задача стоящая, перед вышестоящими органами власти – это формирование минимального бюджета муниципального образования, т.е. формирование минимальной расходной части местных бюджетов. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов.

Цель, данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть доходы и расходы местного бюджета, на примере Верхнеуслонского муниципального района. Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи:

·                   Определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления.

    • Рассмотреть основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
    • Показать основные доходы и расходы местных бюджетов
  • Рассмотреть доходы и расходы местного бюджета муниципального образования Верхнеуслонский район.

Исходя из поставленной цели структура работы состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  формирования местных бюджетов

1.1. Экономическая сущность  местных бюджетов

 

Муниципальный (местный) бюджет как экономическая категория, также как и федеральный бюджет, реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Местные бюджеты, как и другие экономические категории, сознательно используются государственными органами власти для решения социально – экономических задач. Термины "муниципальный" и "местный", а также словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.[28]

Местный бюджет утверждается на очередной  финансовый год и плановый период. Составление местного бюджета основывается на:

-  бюджетном послании  Президента  Российской Федерации;

- послании Губернатора  области, в котором определяются  основные  направления бюджетной  и налоговой  политики области  на очередной  финансовый год  и плановый период;

- прогнозе социально-экономического  развития области на очередной  финансовый год и плановый  период;

- основных направлениях бюджетной  и налоговой политики муниципального  района на очередной финансовый  год и плановый период;

- прогнозе социально-экономического  развития муниципального района.

 Решения районной Думы  о  внесении изменений в решения  о налогах и сборах, решения  районной Думы, приводящие к изменению  доходов местного бюджета, вступающие  в силу в очередном финансовом  году и плановом периоде, должны  быть приняты до внесения в  районную Думу проекта решения   о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Работа по составлению проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период начинается не позднее, чем за 9 месяцев до начала очередного финансового года.

Местные бюджеты могут  формироваться из трех основных источников:

1) государственных средств,  передаваемых  органам местного самоуправления  органами государственной власти  в виде финансовых ресурсов или доходных источников, а также прав, предусмотренных законодательством (федеральным и субъекта федерации, на территории которого находится муниципальное образование);

2)  собственных средств  муниципального  образования, создаваемых за счет  деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций (доходы от использования муниципальной собственности, предоставления услуг и тому  подобное;

3)   заемные средства  или  муниципальный кредит.

Соотношение этих трех основных источников в структуре местных  бюджетов определяет самостоятельность  муниципального образования, поскольку преимущество в структуре бюджетов первой или третей группы источников порождает зависимость от органов государственной власти или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе. 

Местный бюджет рассматривается как самостоятельная экономическая категория. Он имеет свои особенности:

* местный бюджет является особой  экономической формой пере распределительных  отношений, связанной с обособлением  части национального дохода в  руках органов местного самоуправления  и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;

с помощью  местного бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями  народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;

 

* пропорции  местного бюджетного  перераспределения  стоимости определяются потребностями  воспроизводства, задачами, стоящими  перед обществом на каждом  историческом этапе.

Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической  и финансовой базы для его осуществления. В бюджетной системе Российской Федерации, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты – самые многочисленные.[24] Являясь низовым звеном этой системы, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы. Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование утверждение и исполнение, а также контроль, за исполнением  которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. Бюджетная система РФ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. В качестве экономического инструмента они характеризуются: во-первых, широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; во-вторых, высокой степенью действительности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории, в-третьих гибкостью, поскольку система бюджетных методов регулирования не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся система, преобразующаяся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития. 

 Объективной основой использования  местных бюджетов в качестве  экономического метода регулирования  является реальная возможность  посредством централизации денежных  средств оказывать влияние на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических процессов в регионе, контролировать своевременность и объемы поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов управления. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении.

Они выполняют следующие функции:

1) формируют денежные фонды, которые  являются финансовым обеспечением  деятельности местных органов  власти;

2) распределяют и используют  эти фонды между отраслями  хозяйства;

3) контролируют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти.

Местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач имеют большое значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих; полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» И далее в Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам  в полной мере проявлять финансово-хозяйственную  самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое  развитие района. Местные бюджеты  позволяют органам муниципальной  власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда  и дорожного хозяйства.

 В-третьих, с помощью местных  бюджетов осуществляется выравнивание  уровней экономического и социального  развития территорий.

 С этой целью формируются  и реализуются региональные программы  экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

 В-четвертых, имея в распоряжении  финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

 В-пятых, концентрируя часть  финансовых ресурсов в местных  бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей. В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов. Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами). Роль бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении».

Таким образом, местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления, на основе закрепленных федеральным законом статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Объективной основой использования  местных бюджетов в качестве экономического метода регулирования является реальная возможность посредством централизации  денежных средств оказывать влияние  на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических  процессов в регионе, контролировать  своевременность и объемы поступления  финансовых ресурсов в распоряжение органов управления. Через местные бюджеты государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образование, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранении.

Информация о работе Доходы и расходы местных бюджетов