Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:50, курсовая работа
Цель моей работы: рассмотреть и проанализировать совершенствование доверительных операций коммерческих банков в Pоссийской Федеpации и выявить основные перспективы их совершенствования.
Для достижения цели требуется решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы доверительных операций;
2) Описать суть и виды доверительных операций в коммерческих банках;
3) Раскрыть структуру траст-отдела коммерческого банка;
Введение…………………………………………………………………………….…..
Глава 1.Теоретические и правовые основы операций коммерческих банков по доверительному управлению.......................................…………………………
1.1 Понятие и сущность трастовых операций банка…………………………..…...
1.2 Виды операций банков по доверительному управлению………………………
1.3 Механизм доверительного управления в банковской сфере…………………..
1.4 Проведение трастовых операций коммерческими банками…………………
1.5 Структура траст-отдела коммерческого банка…………………………………
Глава 2. Анализ функционирования трастовых операций в Российской Федерации. Пути совершенствования …………………………………………...
2.1 Анализ доверительного управления ОАО «Газпромбанка»…........................
2.2 Анализ совершенствования доверительных операций в Российской Федерации....................................................................................................................
2.3 Перспективы совершенствования и развития трастовых услуг в Российской Федерации……………………………………………………………………………….
Задача по определению исходящего остатка на корреспондентском счете «Ностро»…………………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………………...
Иногда коммерческий банк выступает посредником и при передаче договорной записки клиенту. Ценные бумаги становятся собственностью покупателя с момента получения договорной записки, что происходит ранее получения свидетельства на акции.
Обычно банк предлагает клиенту составить доверенность и завещание установленной формы о передаче всех прав по счету другому лицу в случае наступления определенных обстоятельств. Кроме того банк и клиент подписывают Генеральное соглашение о совместной деятельности. При проведении доверительных операций руководство банка стремится к использованию средств клиента с максимальной прибылью, в то же время обеспечив привлечение новых клиентов.
В классическом варианте ( в каком он существует на мировом финансовом рынке) траст был задуман как форма управления капиталом клиента, имя которого не разглашается. После того, как выгодоприобретатель получил средства от доверительного управляющего, он передает их учредителю траста ( как правило, это доверенное лицо собственника),тот возвращает их собственнику. По классической схеме управляющий действует самостоятельно с третьими (по отношению к реальному собственнику) лицами. Возможны варианты, когда выгодоприобретатель и учредитель траста одно и тоже лицо. В этом случае одно звено в приводимой цепочке отсутствует. Выгодоприобретатель не может быть собственником - в этом случае становится известным его имя, а такой вид взаимодействия называется уже не траст, а управление активами.
В России условия обязательного указания имени реального собственника закреплено в ч.2 ГК РФ и других документах, регламентирующих действия доверительных управляющих. Наряду с рядом других ограничений это не позволяет классифицировать действия по управлению средствами клиентов как траст, а дает возможность говорить лишь о его элементах.
Другим видом трастовых
услуг, применяемым российскими
банками для клиентов, является ведение
реестра акционеров и регистрация
сделок с ценными бумагами. Ведение
реестра целесообразно
Нередко владельцы акций уполномочивают банк представлять их интересы на общем собрании акционеров с передачей ему своих прав голоса путем специального письменного разрешения, выдаваемого на определенный срок. Предоставляя клиенту эту услугу, банк регулярно высылает ему все необходимые документы, включая информацию о повестке дня общего собрания акционеров высказываемых на нем различных предложений.
1.5 Структура траст-отдела коммерческого банка
Обычно в коммерческих банках подразделения, оказывающие традиционные банковские услуги организационно отделены от подразделений, занимающихся трастовыми операциями. Это делается, прежде всего, в целях предупреждения несанкционированного (или подчас незаконного) использования конфиденциальной информации, которая может передаваться из одного подразделения в другое.
Такое разделение в организационной структуре банка именуется "китайской стеной", оно необходимо прежде всего для того, чтобы сотрудники отдела, занимающегося трастовыми операциями, выполняли свои функции по управлению активами клиентов, не ориентируясь при этом на спекулятивные интересы самого банка, выступающего также в качестве инвестора на рынке, а использовали в работе лишь показатели, сложившиеся на рынке на данный момент времени с целью принятия инвестиционного решения, наиболее выгодного клиенту. В зарубежной практике такой подход называется "действие, ориентированное на лучший результат".
Некоторые банки предпочитают выделять подразделения, оказывающие трастовые услуги в отдельные дочерние в целях предоставления этим подразделениям наибольшей самостоятельности и независимости от подразделений, занимающихся традиционным банковским бизнесом.
Такая организация имеет как положительные, так и отрицательные стороны (как отдельное юридическое лицо компания, оказывающая трастовые услуги уже не будет иметь тех маркетинговых преимуществ, как если бы подразделение, занимающееся трастовыми операциями, находилось внутри самого банка). В то же время бытует мнение, что трастовый отдел, существующий независимо (как отдельное юридическое лицо) может достичь лучших результатов по формированию своего имиджа за счет получения большей самостоятельности и отказа от следования стратегии банка по формированию имиджа, основанной на более консервативном подходе.
Другим направлением в
организации трастового бизнеса
является создание трастового отдела
внутри банка без образования
отдельного юридического лица. Такой
подход альтернативен варианту, описанному
выше, и характерен для банков, чья
стратегия заключается в
Стандартное организационное
решение - создание отдельного трастового
управления (или отдела) внутри организационной
структуры коммерческого банка.
Обычно данный подход наиболее часто
применяем в коммерческих банках,
поскольку при административном
разделении операций остается возможность
более легкого продвижения
После принятия решения о создании подразделения, занимающегося трастовыми операциями, перед банком встают вопросы организации наиболее эффективной инфраструктуры для проведения такого рода операций, то есть разделения обязанностей в самом трастовом департаменте, а также взаимодействия данного департамента с другими подразделениями банка.
Трастовые услуги, называемые иногда "фидуциарными" услугами, подразделяются на институциональные и персональные. Институциональные трастовые услуги предоставляются юридическим лицам, например, корпорациям, общественным организациям и др. Персональные трастовые услуги предоставляются физическим лицам и включают в себя услуги по управлению имуществом, агентские услуги и др.
Институциональные и персональные трастовые услуги принципиально отличаются друг от друга. Именно поэтому рекомендуется в организационную структуру управления, занимающегося трастовыми операциями, включить два подразделения:
•первое - ориентированное на оказание институциональных трастовых услуг,
•второе - на оказание персональных трастовых услуг.
Организационная структура подразделений, занимающихся трастовыми операциями, строится также по принципу функциональности (ориентации деятельности) соответствующего отдела. К основным функциям, на основе которых может создаваться организационная структура трастового подразделения, относятся "операционные", "системные", "инвестиционные".
В некоторых случаях такая градация может включать "налоги", "управление недвижимостью" и др. Однако следует отметить, что "налоги" обычно являются структурной единицей отдела персонального траста.
Итак, операционная функция включает в себя, прежде всего учет, прием и поставку активов, проведение расчетов. Операционная деятельность характеризуется использованием наибольшего числа сотрудников по сравнению с другими отделами трастового подразделения. Главные факторы успеха здесь - своевременность и аккуратность работы. Этот отдел занимается обработкой сделок, произведенных отделом инвестиций. Основными задачами подразделения являются передвижение ценных бумаг и денежных средств по системе учета и контроль за этим передвижением, а также учет, контроль за поступлением доходов и ведение соответствующих журналов учета. Кроме того. сюда относится ответственное хранение активов, в том числе и физическое хранение ценных бумаг и других материальных ценностей в хранилище.
В задачу отдела системного обеспечения входят разработка (или приобретение) и обслуживание систем обработки информации. Иногда коммерческие банки используют сторонние организации в качестве поставщиков программного обеспечения. Но даже в этом случае в банке должна находиться служба, обеспечивающая контроль за работой персональных компьютеров и другой техники, как в департаменте трастовых операций, так и в других подразделениях банка.
Глава 2. Анализ функционирования трастовых операций в Российской Федерации. Пути совершенствования
2.1 Анализ доверительного управления ОАО «Газпромбанк»
«Газпромбанк» (Открытое акционерное общество) и Управляющая компания ЗАО «Газпромбанк - Управление активами» оказывают профессиональные услуги по доверительному управлению свободными денежными средствами на российском фондовом рынке.
Частным и корпоративным клиентам предлагается разный перечень услуг доверительного управления, такие как ОФБУ, паевые инвестиционные фонды, а также индивидуальное доверительное управление. Разнообразие инвестиционных продуктов позволит удовлетворить инвестиционные цели самого требовательного инвестора.
Если речь идет об индивидуальных
формах доверительного управления, инвестору
необходимо заключить специальный
договор с управляющей
Стратегия. В управлении любыми активами стратегия-это главное. Управляющие компании и доверительные управляющие зачастую формируют несколько типов портфелей, которым соответствуют определенные инвестиционные стратегии. И здесь есть варианты.
Казначейская инвестиционная цель: получение стабильного текущего дохода, превышающего банковскую процентную ставку по расчетным счетам; состав портфеля: краткосрочные (3-6 месячные) ликвидные облигации и векселя высокого кредитного качества; рекомендуемый срок инвестиций: от 1 месяца; доступные инструменты: ИДУ, ОПИФ облигаций «Газпромбанк-Казначейский».
Облигационная инвестиционная цель: получение доходности, превышающей процентные ставки по депозитам; облигации (корпоративные, государственные, субфедеральные и муниципальные). Допускается небольшая доля высоколиквидных акций крупных российских компаний; рекомендуемый срок инвестиций: от 3 месяцев доступные инструменты: ИДУ ОПИФ облигаций «Газпромбанк-Казначейский» ОФБУ «Консервативный».
Риски. По сравнению с самостоятельной работой на фондовом рынке, риск от применения доверительного управления можно оценить как меньший. Необходимо напомнить о том, что доход находится в прямой зависимости от риска: чем выше доходность, тем выше риск. Передавая свои средства в доверительное управление, клиент может настоять на страховании их. Однако в этом нет смысла, так как в таком случае страховая компания возьмет на себя риски клиента, за что и заберет почти всю его прибыль.
Основным критерием развития доверительного управления в нашей стране является стабильность в экономической и политической сфере. При благоприятной ситуации в Газпромбанке все три типа доверительного управления (ПИФы, ОФБУ и индивидуальное ДУ) найдут своих клиентов, так как инвесторы в этом случае не будут прятать свои активы в ожидании очередного кризиса и экспроприации. Наиболее привлекательным, разумеется, является индивидуальное доверительное управление.
2.2 Анализ совершенствования доверительных операций в Pоссийской Федеpации
С переходом к системе рыночных отношений в банковском деле одной из актуальных становится проблема детального изучения роли и места банковских услуг в общей совокупности операций коммерческих банков, причин появления и совершенствования новых услуг и, кроме того, их влияния на показатели доходности и ликвидности банков. Поиски ответов на эти вопросы будут способствовать совершенствованию банковского дела в нашей стране, более полному удовлетворению потребностей субъектов экономики и государства в банковских услугах. Развитие трастовых операций в России, по существу, началось одновременно с созданием коммерческих банков. Трудности их совершенствования обусловлены отсутствием законодательного обеспечения самого института доверительной собственности.
Положение ФКЦБ №37 «О доверительном
управлении ценными бумагами и средствами
инвестирования в ценные бумаги»
от 17 октября 1997 г. вводит два дополнительных
понятия: «деятельность по доверительному
управлению ценными бумагами» и
«деятельность по доверительному управлению
средствами инвестирования в ценные
бумаги». Второе понятие является новым,
развивающим законодательство, регулирующее
доверительное управление в ином
направлении. В понятии «деятельность
по доверительному управлению средствами
инвестирования в ценные бумаги»
права доверительного управляющего
принципиально ограничены - вместо
предоставления права выполнять
любые юридические и