Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:39, курсовая работа
Целью данного исследования является систематизация и конкретизация исторических сведений, связанных с культурой Древнего Рима, на основе научной литературы и справедливости. С поставленной целью определены и будут рассмотрены следующие задачи:
- рассмотреть виды живописи и скульптуры;
- раскрыть возникновение градостроительства и архитектуры;
- пранализировать структуру права в Древнем Риме;
- рассмотреть возникновение письменности и литературыДревнего Рима.
Введение
3-4
I Глава Материальная культура Древнего Рима
5-17
1.1 Живопись и скульптура Рима в I-II вв. до н.э.
5-9
1.2 Градостроительство в древнем Риме
10-13
1.3 Развитие архитектуры в I-II вв. до н.э.
14-17
II Глава Духовная скульптура
18-26
2.1 Древнеримская мифология и религия
18-19
2.2 Правовые основы общества Древнего Рима
20
2.3 Возникновение письменности и литература Древнего Рима
21-26
Заключение
27
Список использованной литературы
28
ПЛАН
Введение | 3-4 |
I Глава Материальная культура Древнего Рима | 5-17 |
1.1 Живопись и скульптура Рима в I-II вв. до н.э. | 5-9 |
1.2 Градостроительство в древнем Риме | 10-13 |
1.3 Развитие архитектуры в I-II вв. до н.э. | 14-17 |
II Глава Духовная скульптура | 18-26 |
2.1 Древнеримская мифология и религия | 18-19 |
2.2 Правовые основы общества Древнего Рима | 20 |
2.3 Возникновение письменности и литература Древнего Рима | 21-26 |
Заключение | 27 |
Список использованной литературы | 28 |
Введение
Актуальность данной темы состоит в том, что благодаря постоянному возрастанию объема и разнообразия информации, в зависимости от перемен, переживаемых современностью, одно выступает на свет, другое уходит в тень, меняется, но история античности, культура эпох следует в источниках истории
Культура Древнего Рима переплетается с культуры дркгих государств складываясь, задевают культуру Казахстана. Поэтому необходимо чувствовать присутствие античности даже в современности.
С 15 века культура Древнего Рима получила развитие гумманистическая гуманистическая историография, в которой выделились два направления: антикварное, рассматривавшее древне-римскую культуру, исскуство, религию, право-римские древности, как единое целое, основателем которго явился итальянский гуманист Долавло Бьондо и политико-риторическое, ставшее целью извлечение из истории Рима политических уроков Макиавелли.
Легенды рассказывают, что Рим был основан братьями – близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями бога войны Марса и дочери царя Нумитора. Легенда гласит, что у царя был брат Амулий, который давно мечтал править сам. Подкупив придворных, Амулий сверг своего брата, убил его сына, а дочь отправил весталкой в храм Весты. Рея Сильвия была так красива, что Марс влюбился в неё и спустился с небес на землю. Вскоре она родила двух сыновей. Амулий, напуганный будущими соперниками за власть, приказал утопить младенцев в Тибре. Но река в это время широко разлилась и раб оставил корзину с мальчиками на берегу. Пробегавшая мимо волчица подобрала их, отнесла в свое логово и вскармливала их своим молоком.
Целью данного исследования является систематизация и конкретизация исторических сведений, связанных с культурой Древнего Рима, на основе научной литературы и справедливости. С поставленной целью определены и будут рассмотрены следующие задачи:
- рассмотреть виды живописи и скульптуры;
- раскрыть возникновение градостроительства и архитектуры;
- пранализировать структуру права в Древнем Риме;
- рассмотреть возникновение письменности и литературыДревнего Рима.
Историография: В IX веке до н.э. на берегу Тибра возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом. А.И. Немировский в своей работе «История Древнего Рима» рассматривад духовную и материальную культуру полисов в 5 веке до н.э.
Он отмечал, что среди источников античной истории, может быть, не самым обширным, но наиболее важным остаются для нас произведения античной литературы, позволяющие понять, как сами люди той поры представляли собственную историю, что они думали о себе и об окружающем их мире.
А. Княжицкий об этой проблеме писал: «Несмотря на то, что труды большинства античных авторов не сохранились или дошли до нас в незначительных фрагментах, даже это сравнительно немногое из оставшегося наследия позволяет составить достаточно представление о главных событиях античной истории и ее то бурном, то иссякающем потоке».
I Глава Материальная культура Древнего Рима
1.1 Живопись и скульптура Рима в I-II вв. до н.э.
Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она, дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.
Из сведений древних авторов следует, что первые храмы для римлян возводили их соседи, более цивилизованные этруски. Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, символ легендарной прародительницы римлян — статую Капитолийской волчицы. Из завоёванных провинций в Рим стали стекаться талантливые мастера в поисках работы и замечательные произведения искусства.
Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера.
Одним из великих достижений римского искусства стал портрет. Были характерны портреты, очень близкие к натуре. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет — это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей[1].
Но самой популярной и самой загадочной вещью в римском искусстве являются, безусловно, маски. Мужские и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные.
Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. Самая счастливая и долгая судьба оказалась у ателланы. Так называли представление (обычно комическое), в котором действовали маски характеры. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дельарте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Всего было четыре постоянных персонажа: Макк - обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон - смышленый и болтливый обжора (в маске подчёркивались отвислые губы и разду тые щёки), Папп - богатый, скупой и глупый старик, и, наконец, Доссен - хитрый горбун, невежа и шарлатан. Текст ателланы сочиняли походу действия участники спектакля, и только в I в. до н э. появились литературные обработки ателланы.
Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления давались в основном на общегосударственных праздниках.
Спектакли могли ставиться и в любое другое время по инициативе знатного гражданина. Для представлений строились специальные сооружения, которые по окончании действа ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого роста. К нему вела узкая лесенка в несколько ступеней - по ней поднимались персонажи, приехавшие (по сюжету) из другого города. Для зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя.
История сохранила имена двух великих римских актёров - комика Росшая и трагика Эзопа, живших в I в. до н.э. До этого времени актёры выступали без масок, Эзоп и Росший ввели маски в театральную практику.
Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г до н. э. и вмещал до 40 тысяч человек. В конце Iв. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.[2]
В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись.
В изобразительном искусстве в середине I в. стал формироваться жанр натюрморта (от франц. nature morte — «мёртвая натура»), показывающий неодушевлённые предметы. . В Гробнице Вестория Приска в Помпеях блистательно написан золотой стол на фоне алой драпировки. На столе стоят серебряные сосуды изящной формы — все парные, расставленные строго симметрично: кувшины, рога для вина, черпаки, чаши. Тихий, призрачный мир вещей группируется вокруг центрального кратера — сосуда для смешивания вина и воды, воплощения бога плодородия Диониса-Либера.
С середины II в. до н. э. латинское начало набирало силу: прозаики перешли на родной язык (ранее римские литераторы писали по-гречески). Латынь переживала становление литературного национального языка, а литература стала играть немаловажную роль в древнеримской культуре. Император Август привлекал к себе лучших писателей своего времени. Его время называют «золотым веком римской культуры». Первым из плеяды выдающихся лириков был Ка-тулл. Как и другие поэты его круга, он писал большие "ученые" произведения и легкие небольшие стихотворения. В дальнейшем прославленными поэтами были Вергилий, Горация, Овидий. Под пером Луцилия родился новый, чисто римский жанр — сатира. Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал пороки римского общества. Это его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», которое так мастерски переводили Ломоносов, Державин, Пушкин.
Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу.
Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе "нового стиля": затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.
Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман.
Современниками Августа были известные историки Тит Ливий, Дионисий Геликарнасский, географ Клавдий Птолемей, анатом и физиолог Гален, архитектор Витрувий, автор великолепного трактата по архитектуре, прославившего его имя[3].
Стены, потолки и полы общественных зданий, дворцов императоров и богатых домов частных лиц, украшенные росписью или мозаикой, частично наючнх дней. Например, в Риме на Палатинском холме раскопана часть личных комнат жены Августа Ливии Друзиллы, сохранилась стенная роспись некоторых богатых домов в Помпеях, а также некоторых вилл эпохи Римской империи в северной Африке (в Тунисе, и Алжире). На основании этих произведений и ряда фрагментарных остатков, найденных в других местах, можно судить о характере живописи и приемах римских художников.
Йода и зелень—основной сюжет настенных картин и орнаментов. Другим излюбленным сюжетом того времени были эпизоды из греческой и римской мифологии. Многоцветные мозаичные орнаменты и картины изображали также и реальные исторические сцены. Для живейшей, найденной на остатках Зданий в провинциях империи, характерны жанровые сцены: охота, уборка урожая, семейные празднества. Высокого совершенства Достигло украшение стен зданий мраморной облицовкой. Плиты и колонны разных цветов придавали сооружению нарядный вид.
В период империи приобрела распространение портретная скульптура. От этого времени сохранилось множество портретных статуй, бгрстов, рельефных Изображений, передающих с исключительным реализмом черты императоров, императриц, военачальников, поэтов, философов и просто представителей различных общественных слоев свободного населения империи.
1.2 Градостроительство в древнем Риме
По словам Аммиана Марцеллина, Императоры старались правдою и неправдою отовсюду набирать деньги, но алчность сборщиков доставляла больше ненависти, чем денег. В целях более регулярного поступления налогов было проведено прикрепление мелких собственников-— землевладельцев, ремесленников и торговцев к своим обязанностям и повинностям.
Новая землевладельческая знать. В поздней Римской империи господствующее положение заняла крупная землевладельческая знать. В ее состав входили представители римской аристократии; высшей гражданской и военной бюрократии, городской верхушки. Они расширяли свои владения За счет государственных земель, приобретая их на правах эмфитевзиса или скупая на льготных условиях. За несколько большую сумму по сравнению с покупной ценой можно было получить полное освобождение от налогов с этих имений.
Важнейшим центром не только общественно-политической, но и культурной жизни средиземноморской империи в I—гIII вв. н. э. был город Рим, население которого выросло до одного-полутора миллиона жителей.
Наряду со столицей империи ъ отдельных частях огромной державы сложились другие большие города, являвшиеся сосредоточением управления и общественной жизни в тех или иных средиземноморских областях.
Наиболее значительными из, таких местных центров были Александрия Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия на Оропте-—центр управления Сирии, Эфес — крупней!,1 iи;' юрод v. политический центр управления провинцией Азией. Крупнейшим городом Греции эпохи империи стал Коринф, а на северном берегу Африки-- Карфаген. Оба ути города были восстановлены из развалин Юлием Цезарем.
Как столица империи, так и другие большие города были украшены многими великолепными зданиями — храмами, дворцами, базиликами, в которых наместники провинций осуществляли свои административные и судебные функции, портиками для прогулок, а также театрами, амфитеатрами, цирками.
Театры, большие и малые, а зачастую и те и другие были
обязательными сооружениями городов той эпохи. Многие из них
сохранились до нашего времени. Особенно хорошо сохранился
Один из римских театров в современном ливийском городке
Сабрате.