Факторинговые операции в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 02:12, курсовая работа

Описание работы

Факторинг - эффективный инструмент расчетов, финансирования, снижения рисков неплатежей по договорам купли-продажи. Слово "factor" в переводе с английского означает маклер, посредник. Факторинг является разновидностью торгово-комиссионной операции в сочетании с кредитованием оборотного капитала, связанной с переуступкой неоплаченных счетов-фактур финансовому агенту - банку за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Содержание работы

Введение
1. Место факторинга в системе кредитных операций банка
2. Сущность факторинга
3. Порядок осуществления факторинговых операций
4. Рынок факторинга РФ
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Factoring 3.docx

— 64.99 Кб (Скачать файл)

Обычно банк оплачивает единовременно 80-90% от стоимости счета-фактуры. Резервные 10-20% необходимы на случай возврата или  недопоставки товаров, либо иной критической  ситуации. В конце каждого месяца банк подсчитывает причитающиеся ему  комиссионные и проценты, а также  выявляет остаток неинкассированных  фактур, на который выписывается счет и передается клиенту.

Американские банки, покупающие право на взыскание долга, получают вознаграждение в виде комиссионных за услуги плюс ссудный процент с  ежедневного остатка выплаченного клиенту аванса против неинкассированных  счетов. Процент взимается со дня  выдачи аванса до дня погашения задолженности. Комиссионные зависят от торгового  оборота клиента, степени риска  и объема необходимой конторской работы.

На степень риска, принимаемого на себя банками, оказывает влияние  платежеспособность должников клиента, тогда как объем конторской работы связан, при данном торговом обороте, в основном со средней величиной  фактурных сумм.

В мировой практике обычно используются три метода установления предельных сумм:

Определение общего лимита.

Каждому плательщику устанавливается  периодически возобновляемый лимит, в  пределах которого факторинговый отдел  автоматически оплачивает переуступаемые ему платежные требования. Если сумма  задолженности плательщика перед  поставщиком превысит сумму лимита, то, согласно положению факторингового договора, в случае неплатежеспособности плательщика все платежи в  счет погашения долга покупателя перед поставщиком должны в первую очередь поступать факторинговому отделу до тех пор, пока он не компенсирует себе сумму платежей, ранее осуществленных в пользу поставщика, и только затем  деньги начинают поступать на счет самого поставщика.

Определение ежемесячных  лимитов отгрузок.

В данном случае устанавливается  сумма, на которую в течение месяца может быть произведена отгрузка товаров одному плательщику. Если поставщик  не превышает лимита, он застрахован  от риска появления сомнительных долгов. Иногда лимит устанавливается  не по месяцам, а по неделям.

Страхование по отдельным  сделкам.

Этот метод используется, когда специфика производственной или сбытовой деятельности продавца предполагает не серию регулярных поставок товаров одним и тем же покупателям, а ряд отдельных, разовых, "штучных" сделок на крупные суммы с поставкой  товаров на определенную дату. Тогда  предельная сумма представляет собой  полную стоимость каждого заказа.

В договоре факторинга обязательно  должно быть определено, предусматривается  ли право регресса, т.е. обратной переуступки  требований (возврата их поставщику).

При заключении договора с  правом регресса поставщику могут быть возвращены платежные требования, переданные им факторинговому отделу, в случае, если плательщик отказался от выполнения своих обязательств. Однако договор  с правом регресса в мировой практике заключается сравнительно редко - когда  возможность появления спорных  моментов или наступления неплатежеспособности плательщиков сведена к минимуму. Чаще же всего заключается договор  без права регресса: факторинговый  отдел банка полностью берет  на себя риск неплатежа со стороны  покупателя (плательщика).

К обозначенной в договоре дате или через оговоренный срок (по истечении некоего периода  с момента покупки платежного требования) факторинговый отдел  обязан оплатить поставщику определенную долю суммы платежных требований. Единственной обязанностью поставщика является учет сделок с факторинговым  отделом. Отдел оплачивает поставщику сумму переуступленных требований независимо от того, оплатили ли свои долги  покупатели.

При наличии права регресса факторинговый отдел может вернуть  поставщику платежные требования на любую сумму, не оплаченную в течение  определенного срока. Если поставщик  отказывается принимать эти требования и предлагает факторинговому отделу продолжать обычную процедуру инкассирования, либо просит предпринять законные действия для возмещения долга (в этом случае все расходы по передаче дел в  арбитраж несет поставщик), факторинговый  отдел взимает плату за так  называемый рефакторинг, аналогичную  по экономическому содержанию плате  за факторинг.

Необходимо подчеркнуть, что гарантированный и своевременный  приток денежных средств поставщику может обеспечиваться лишь при условии  заключения договора без права регресса.

Многие мелкие и средние  предприятия испытывают острую нехватку денежных средств. С целью получения  дополнительных средств в таких  случаях может заключаться договор  о предварительной оплате. Основным его преимуществом является автоматическое увеличение объема кредитования поставщика со стороны факторингового отдела в  зависимости от роста оборота  клиента. Предварительная оплата предполагает, что факторинговый отдел незамедлительно  оплачивает поставщику всю или, часть (обычно около 80%) суммы акцептованных  плательщиком платежных требований за поставленные товары, выполненные  работы и оказанные услуги. Уплата остальной части стоимости поставок (выполненных услуг) за вычетом комиссионного  вознаграждения осуществляется отдельным  платежным поручением после поступления  средств от плательщика или на обусловленную в договоре дату. Плательщиком должны быть перечислены в пользу отдела суммы долга и пени за просрочку  платежа.

Выплата полной суммы долга  в момент заключения факторинговой  сделки допускается лишь в исключительном случае. При этом комиссионное вознаграждение отделу за совершение факторинговых  операций поставщик перечисляет  платежным поручением в сроки, обусловленные  в факторинговом договоре.

Существует ряд причин, по которым факторинговому отделу невыгодно  предварительно оплачивать полную стоимость  долговых обязательств. Прежде всего, возможно возникновение спорных  моментов и ошибок в счетах. Если поставщик прекращает свою деятельность, или по какой-либо причине нарушает условия факторингового договора, факторинговый  отдел не имеет иного страхового покрытия предварительно оплаченных сумм, кроме самих платежных требований. Таким образом, разница в 10-12% стоимости  счетов-фактур необходима для того, чтобы при необходимости можно  было компенсировать предварительно оплаченные суммы. Это вполне соответствует  и факторинговой практике стран  развитой рыночной экономики.

В заключение главы дадим  необходимые уточнения по цене факторинговых  услуг.

В стоимость факторинговых  услуг включается плата за обслуживание (комиссия) и плата за предоставленные  в кредит средства.

Плата за обслуживание взимается  за освобождение от необходимости вести  учет, за страхование от появления  сомнительных долгов и рассчитывается как определенный процент от суммы  счетов-фактур. Размер этой платы может  варьироваться в зависимости  от масштабов производственной деятельности поставщика и надежности его контрактов, а также от экспертной оценки факторинговым  отделом степени риска неплатежа  и трудности взимания средств  с покупателей; в среднем на российском рынке комиссия установилась на уровне 0,5-3% от стоимости счетов-фактур. Однако коммерческие банки определяют размер платы по договоренности с конкретным клиентом по каждому договору, поэтому  ставка платы за обслуживание может  оказаться и более высокой (5% и  более). Размер платы за обслуживание может определяться не только в процентах  от суммы платежных требований, но и путем установления фиксированной  суммы.

Плата за предоставленные  в кредит средства взимается, если производится предварительная оплата. Размер платы  рассчитывается за период между выкупом  платежного требования и датой инкассирования. Плата за кредит в России, как  и в других странах, обычно на несколько  процентных пунктов превышает ставки, применяемые банками при краткосрочном  кредитовании предприятий. Это связано  с необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска факторингового отдела банка.

 

4. Рынок факторинга  РФ

 

Бурное развитие факторинга в развитых странах происходило  в 60-х годах прошлого века, теперь на мировом рынке эти услуги предоставляют  около 900 компаний с суммарным оборотом более 600 млрд. долларов. В России факторинговые  операции стали применяться впервые  в Ленинграде в 1989 г. и в дальнейшем получили распространение во многих банках страны. Попытки развивать  факторинг в России предпринимались  в середине 90-х "системообразующими" банками, такими как "Российский кредит", Инкомбанк, "Менатеп", ТверьуниверсалБанк. Но тогда кропотливый труд в сфере  финансов был непопулярен, с доходностью  по ГКО факторинг поспорить не мог.

Еще три-четыре года назад  для финансистов большинства  российских компаний факторинг (финансирование под уступку денежного требования) был понятием из экономической теории, далеким от повседневной практики. Банки если и предлагали клиентам такую услугу, то в большей степени  руководствуясь имиджевыми соображениями, нежели надеясь реально заработать на факторинговых операциях. Еще  в 2002 году суммарный объем бизнеса  факторинговых компаний и банков (далее будем называть их факторами) составлял немногим более 200 млн. долларов - мизерная цифра в сравнении с  оборотами рынков других финансовых инструментов. Однако ситуация меняется на глазах.

Рынок факторинга, еще недавно  весьма экзотического для России финансового инструмента, растет на 300% ежегодно. Сегодня он сопоставим по объемам с рынками лизинга  и корпоративных облигаций и  уже в нынешнем году может обогнать их.

Суммарные денежные требования, уступленные факторам достигли в 2004 году 2,2 млрд. долларов, а общий объем  рынка факторинга оценивается экспертами в 3 млрд. долларов. По размерам он вполне сопоставим с рынком лизинга (5 млрд. долларов) и объемом первичных  размещений корпоративных облигаций  за год (5 млрд. долларов). Столь высокая  динамика этого рынка выделяет Россию из остальных стран даже при том, что быстрое развитие факторинга - тенденция, характерная для большинства  государств бывшего соцлагеря. По данным Всемирного банка, рост рынков факторинга в недавно присоединившихся к  ЕС странах Восточной Европы с 1998-го по 2003 год составил 434%.

Сейчас бесспорным лидером  рынка является ИБГ "НИКойл", контролирующая 65-70% всех операций. По ее данным, общий  объем факторинговых сделок в  России в прошлом году составил примерно 600-650 млн. долларов.

Факторинг подходит предприятиям, осуществляющим регулярные поставки товаров, потому что в этом случае услуги фактора по управлению дебиторской  задолженностью наиболее ценны. Идеальная  среда для использования факторинга - торговля потребительскими товарами, причем воспользоваться этими услугами могут как непосредственные производители, так и оптовые компании или  ритейлеры. В России среди компаний, давно и стабильно использующих эту схему, можно назвать торговую сеть "Градиент" (оптовый оператор на рынке бытовой химии, парфюмерии и косметики), "Балтимор" (всем известные кетчупы и майонез), "Русская кожа" (один из крупнейших в России производителей и экспортеров  полуфабрикатов и изделий из кожи).

Среди промышленных компаний более трети потребителей факторинга - это производители пищевой продукции, чуть менее половины из них - производители  алкогольной продукции. Две трети  сделок заключены с производителями  продуктов питания и потребительских  товаров: пищевой промышленности (33%), бытовой техники и электроники (16%), химии и нефтехимии (в основном средств бытовой химии, 12%), легкой промышленности (5%). Такая же структура  характерна для факторинговых сделок с оптовиками и ритейлерами. Для  них привлекательность факторинга обусловлена тем, что даже довольно крупные компании часто не располагают  имуществом, которое могло бы быть передано в залог под кредит.

Одна из причин того, что  факторинг особенно востребован  в пищевой отрасли, заключается  в том, что там наиболее сильны позиции зарубежного бизнеса - как  производителей, так и торговых компаний. Эти компании оценивают стоимость  отсрочки платежа на российском рынке  довольно высоко, поскольку вообще считают российский рынок высокорисковым. В такой ситуации обращение к  факторинговой компании становится для западного поставщика спасением. Российская факторинговая компания на месте имеет больше возможностей для оценки подобных рисков и обычно оценивает их значительно ниже, поэтому  такие сделки очень выгодны и  для западных поставщиков, и для  российских факторинговых компаний.

При том, что отраслевая структура  предприятий - клиентов факторинговых  компаний довольно специфична и четко  обозначена, размер предприятия-клиента  не оказывает существенного влияния  на привлекательность для него факторинга. Факторинг привлекателен для  большинства корпораций, независимо от масштабов их бизнеса. Малым компаниям  он позволяет получать финансирование без залога. Средние предприятия  в факторинге привлекает страхование  рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным  предприятиям факторинг позволяет "расчистить" баланс - уменьшить  дебиторскую задолженность без  увеличения кредиторской. Это особенно важно, если предприятие намерено привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных  предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности.

Доля сделок с региональными  клиентами составляет в портфелях  факторов немногим меньше половины. Большая  часть факторинговых сделок заключается  в Москве (58%), далее идут Приволжский  и Уральский регионы. Такое региональное распределение сделок говорит скорее о существующей структуре спроса, нежели о нежелании факторов работать с клиентами из регионов. Для сделок российских лизинговых компаний характерно почти такое же региональное распределение, хотя рынок лизинга более зрелый, а лизинговых компаний в регионах существенно больше, чем факторинговых.

Информация о работе Факторинговые операции в коммерческом банке