Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей функционирования финансовых рынков в современных условиях и разработка мер по их развитию и совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
определение роли финансовых рынков в социально-экономическом развитии государства;
определение понятия финансовых рынков и рассмотрение их классификации;
рассмотрение основных направлений деятельности государственных органов по контролю и развитию финансовых рынков;
расчет и анализ показателей функционирования финансовых рынков
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ…………………………………………………………………………..
1.1 Роль финансовых рынков в социально-экономическом развитии государства……………………………………………………………………….
1.2 Определение понятия финансовых рынков и их классификация……………………………………………………………………
1.3 Федеральная служба по финансовым рынкам: структура и основные направления деятельности……………………………………………………….
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ………………
2.1 Влияние мирового финансового кризиса на функционирование финансовых рынков в России ………………………………………………….
2.2 Пути совершенствования финансовых рынков ………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..
На рынке капитала продаются и покупаются финансовые инструменты и услуги со сроком обращения свыше одного года. Финансовые активы, продающиеся на рынке капиталов, менее ликвидны, обладают более высоким риском и должны обеспечивать более высокий уровень доходности. Рынок капитала подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг. Такое деление выражает характер отношений между покупателями товаров (финансовых инструментов), продаваемых на этом рынке, и эмитентами финансовых инструментов. Если в качестве финансового инструмента выступают долевые ценные бумаги, то эти отношения носят характер отношений собственности, в остальных случаях это кредитные отношения [5, с.130-131].
Следует отметить, что это
классическое деление финансовых рынков
по срокам обращения финансовых инструментов
является в современных условиях
несколько условным, так как в
настоящее время рыночные технологии
и условия эмиссии
По срочности реализации сделок, заключенных на финансовом рынке, выделяют рынки:
1) с немедленной реализацией
условий сделок (рынок «спот»
или «кэш»)- представляет собой
рынок финансовых инструментов,
на котором заключенные сделки
осуществляются в строго
2) рынки с реализацией
условий сделок в будущем (
По территориальному признаку выделяют следующие виды финансовых рынков:
А.М. Ковалева [5, с.130-131] утверждает,
что деление финансовых рынков по
территориальному признаку позволяет
оценить потенциальные
Представленная выше классификация
финансовых рынков позволяет увидеть
картину в целом – все
Для обеспечения развития финансового рынка необходимо проведение государственной политики в области финансовых рынков и обеспечение эффективного надзора и контроля – в Российской Федерации эту деятельность осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам, которая будет рассмотрена подробнее в следующем параграфе.
1.3 Федеральная
служба по финансовым рынкам:
структура и основные
Контроль и надзор в сфере финансовых рынков в России осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам, которая заменила собой ранее существовавшую Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Согласно Указу Президента России В.В. Путина №314 от 9 марта 2004 года ФКЦБ России была упразднена и создана Федеральная служба по финансовым рынкам.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительству Российской Федерации [1]. С 17 мая 2007 Руководителем Федеральной службы по финансовым рынкам является Миловидов Владимир Дмитриевич.
Структура ФСФР России включает в себя десять управлений:
Также в структуру ФСФР России входят три самостоятельных отдела: 1)отдел государственной службы и кадров; 2)первый отдел; 3)отдел мобилизационной подготовки.
ФСФР России осуществляет
свою деятельность непосредственно
и через территориальные
Цели и задачи ФСФР России на 2007-2009 годы вытекают из стратегических целей Российской Федерации по обеспечению:
- повышения материального
уровня и качества жизни
- высоких темпов устойчивого экономического роста;
- создания потенциала для будущего развития.
Миссия ФСФР России заключается
в обеспечении становления и
развития эффективного финансового
рынка, который должен стать одним
из главных механизмов реализации инвестиционных
программ корпоративного сектора и
одновременно местом для эффективного
инвестирования частных накоплений,
а также средств пенсионных резервов
и средств обязательных накопительных
систем (обязательное и профессиональное
пенсионное страхование). Выполнение этой
миссии реализуется через проведение
государственной политики в области
финансовых рынков, а также через
обеспечение эффективного надзора
и контроля в этих сферах деятельности.
Особое внимание при этом будет уделено
контролю инвестирования пенсионных накоплений
в рамках обязательного пенсионного
страхования и размещения пенсионных
резервов в рамках негосударственного
пенсионного обеспечения в
Необходимо отметить, что приведенные показатели, а также показатели, характеризующие уровень достижения стратегических целей ФСФР России, не являются прямыми показателями деятельности ФСФР России и выступают общими индикаторами уровня развития финансовых рынков. Значения указанных показателей зависят от множества макроэкономических факторов, проводимой государственной политики в области развития финансовых рынков и защиты инвестиций, а также от действия других министерств и ведомств (Минэкономразвития России, Минфина России, Банка России, Федеральной налоговой службы, правоохранительных органов и т.д.) и судебной системы России [18].
Таблица 1.3.1 Расходные обязательства и формирование доходов
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. (прогноз) | |
Объем исполняемых расходных |
232748,5 |
785135,0 |
826874,0 |
895078,0 |
959687,0 |
Объем поступлений в бюджетную систему, в тыс. руб. |
- |
- |
289000,0 |
356100,0 |
381600,0 |
Подробный перечень исполняемых
Федеральной службой по финансовым
рынкам расходных обязательств и
поступлений в бюджетную
Эффективная инвестиционная
деятельность на финансовом рынке невозможна
без обеспечения защиты прав собственности
на приобретенные ценные бумаги и
прав на получение достоверной
Из этого вытекает первая стратегическая цель ФСФР России – защита законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке.
Широкий и эффективный
доступ инвесторов и эмитентов –
заемщиков к инвестиционным возможностям
финансового рынка может быть
обеспечен только при наличии
развитой инфраструктуры и инструментов
финансового рынка. Необходимым
условием являются приемлемые затраты
на совершение операций с ценными
бумагами и получение капитала заемщиками,
надежность учета прав собственности
на купленные ценные бумаги. В условиях
глобализации мирового рынка капитала
и перспектив вступления России в
ВТО особую важность приобретает
фактор конкурентоспособности
Отсюда вытекает вторая стратегическая цель ФСФР России – содействие развитию финансового рынка, его институтов и инструментов, обеспечение стабильности финансового рынка.
Динамично развивается рынок
коллективных инвестиций - последние
четыре года характеризуются значительным
ростом количественных и качественных
показателей инвестиционных фондов
и негосударственных пенсионных
фондов. Таким образом, рынок коллективных
инвестиций постепенно приобретает
качественно новые формы, разнообразные
по своему целевому назначению и правовому
содержанию, становится важным инструментом
инвестирования. Вместе с тем, необходимы
дальнейшие усилия регулятора по отношению
к данному рынку для
Из этого вытекает третья стратегическая цель ФСФР России – обеспечение должных принципов коллективных форм инвестирования, включая негосударственные пенсионные фонды и пенсионные накопления граждан [18].
Таким образом, целями государственного регулирования являются: обеспечение становления и развития эффективного финансового рынка, обеспечение его стабильности, поддержание законности и установленного порядка работы, разработка стратегии дальнейшего развития рынка.
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ
ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ПУТИ
2.1 Расчет и
анализ показателей
Для обеспечения становления и развития эффективного финансового рынка, который должен стать одним из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора и одновременно местом для эффективного инвестирования частных накоплений, необходимо проведение государственной политики в области финансовых рынков, а также через обеспечение эффективного надзора и контроля. Показателями, характеризующими выполнение этих задач, являются (все рассчитываемые показатели приведены в Приложении 3):
П=ОПР/ОИОК*100% (2.1.)
где ОПР - суммарный объем финансовых ресурсов, привлеченных российскими предприятиями за счет размещения эмиссионных ценных бумаг на внутреннем рынке в течение календарного года;
Информация о работе Федеральная служба по финансовым рынкам: функции, организация деятельности