Федеральная служба по финансовым рынкам: функции, организация деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей функционирования финансовых рынков в современных условиях и разработка мер по их развитию и совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
определение роли финансовых рынков в социально-экономическом развитии государства;
определение понятия финансовых рынков и рассмотрение их классификации;
рассмотрение основных направлений деятельности государственных органов по контролю и развитию финансовых рынков;
расчет и анализ показателей функционирования финансовых рынков

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ…………………………………………………………………………..
1.1 Роль финансовых рынков в социально-экономическом развитии государства……………………………………………………………………….
1.2 Определение понятия финансовых рынков и их классификация……………………………………………………………………
1.3 Федеральная служба по финансовым рынкам: структура и основные направления деятельности……………………………………………………….
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ………………
2.1 Влияние мирового финансового кризиса на функционирование финансовых рынков в России ………………………………………………….
2.2 Пути совершенствования финансовых рынков ………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 238.71 Кб (Скачать файл)

На рынке капитала продаются  и покупаются финансовые инструменты  и услуги со сроком обращения свыше  одного года. Финансовые активы, продающиеся  на рынке капиталов, менее ликвидны, обладают более высоким риском и  должны обеспечивать более высокий  уровень доходности. Рынок капитала подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг. Такое деление выражает характер отношений между покупателями товаров (финансовых инструментов), продаваемых на этом рынке, и эмитентами финансовых инструментов. Если в качестве финансового инструмента выступают долевые ценные бумаги, то эти отношения носят характер отношений собственности, в остальных случаях это кредитные отношения [5, с.130-131].

Следует отметить, что это  классическое деление финансовых рынков по срокам обращения финансовых инструментов является в современных условиях несколько условным, так как в  настоящее время рыночные технологии и условия эмиссии предусматривают  преобразование отдельных видов  финансовых инструментов из краткосрочных в долгосрочные и наоборот.

По срочности реализации сделок, заключенных на финансовом рынке, выделяют рынки:

1) с немедленной реализацией  условий сделок (рынок «спот»  или «кэш»)- представляет собой  рынок финансовых инструментов, на котором заключенные сделки  осуществляются в строго обусловленный  короткий период времени;

2) рынки с реализацией  условий сделок в будущем (срочный  рынок или рынок «сделок на  срок») – предметом обращения  на этом рынке являются фондовые, валютные и товарные деривативы, то есть ценные бумаги, стоимость которых является производной от стоимости и характеристик другой ценной бумаги или товарного базового актива.

По территориальному признаку выделяют следующие виды финансовых рынков:

  • местный рынок – представлен в основном операциями коммерческих банков, неорганизованных торговцев финансовыми инструментами с их контрагентами- местными хозяйствующими субъектами и населением;
  • региональный рынок – функционирует в масштабах региона, например, субъекта Федерации, и наряду с местными неорганизованными рынками включает систему региональных фондовых и валютных бирж;
  • национальный рынок – включает всю систему финансовых рынков страны, всех видов и организационных форм;
  • мировой рынок – является частью мировой финансовой системы, в него интегрированы национальные финансовые рынки всех стран с открытой экономикой.

А.М. Ковалева [5, с.130-131] утверждает, что деление финансовых рынков по территориальному признаку позволяет  оценить потенциальные возможности  по привлечению свободных инвестиционных ресурсов и в зависимости от масштабов  реализуемого проекта сконструировать  эмиссию финансового инструмента, сориентировав его на масштаб  и конкретные условия финансового  рынка.

Представленная выше классификация  финансовых рынков позволяет увидеть  картину в целом – все финансовые рынки являются частью единой системы, которая базируется на совокупном предложении  временно свободных денежных средств. Процесс функционирования финансовых рынков сопровождается постоянным перетеканием капитала из одних секторов в другие, причем это происходит под воздействием рыночных факторов: доходности, риска, ликвидности и наличия развитой инфраструктуры. При выборе направления вложения средств инвесторы анализируют показатели, характеризующие отдельные секторы финансового рынка. Такие показатели взаимосвязаны: когда один из секторов теряет свою привлекательность, происходит увеличение объема финансовых ресурсов, перетекающих в другой сектор.

Для обеспечения развития финансового рынка необходимо проведение государственной политики в области  финансовых рынков и обеспечение  эффективного надзора и контроля – в Российской Федерации эту  деятельность осуществляет Федеральная  служба по финансовым рынкам, которая  будет рассмотрена подробнее  в следующем параграфе.

 

1.3 Федеральная  служба по финансовым рынкам: структура и основные направления  деятельности

 

Контроль и надзор в  сфере финансовых рынков в России осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам, которая заменила собой ранее существовавшую Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Согласно Указу Президента России В.В. Путина №314 от 9 марта 2004 года ФКЦБ России была упразднена и создана Федеральная служба по финансовым рынкам.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных  правовых актов, контролю и надзору  в сфере финансовых рынков (за исключением  страховой, банковской и аудиторской  деятельности). ФСФР России находится  в прямом подчинении Правительству  Российской Федерации [1]. С 17 мая 2007 Руководителем Федеральной службы по финансовым рынкам является Миловидов Владимир Дмитриевич.

Структура ФСФР России включает в себя десять управлений:

  • Управление развития регулирования на финансовом рынке,
  • Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями;
  • Управление регулирования деятельности участников финансового рынка;
  • Управление эмиссионных ценных бумаг;
  • Управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг;
  • Правовое управление;
  • Управление делами и архива;
  • Управление экономики, финансов и бухгалтерского учета;
  • Управление административно-технического обеспечения;
  • Управление информации и мониторинга финансового рынка.

Также в структуру ФСФР России входят три самостоятельных  отдела: 1)отдел государственной  службы и кадров; 2)первый отдел; 3)отдел  мобилизационной подготовки.

ФСФР России осуществляет свою деятельность непосредственно  и через территориальные органы: имеет 13 территориальных органов  и 29 территориальных отделов. Руководители территориальных органов ФСФР России назначаются руководителем ФСФР России.

Цели и задачи ФСФР России на 2007-2009 годы вытекают из стратегических целей Российской Федерации по обеспечению:

- повышения материального  уровня и качества жизни населения;

- высоких темпов устойчивого  экономического роста;

- создания потенциала  для будущего развития.

Миссия ФСФР России заключается  в обеспечении становления и  развития эффективного финансового  рынка, который должен стать одним  из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора и  одновременно местом для эффективного инвестирования частных накоплений, а также средств пенсионных резервов и средств обязательных накопительных  систем (обязательное и профессиональное пенсионное страхование). Выполнение этой миссии реализуется через проведение государственной политики в области  финансовых рынков, а также через  обеспечение эффективного надзора  и контроля в этих сферах деятельности. Особое внимание при этом будет уделено  контролю инвестирования пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного  страхования и размещения пенсионных резервов в рамках негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Показателями, характеризующими выполнение этой миссии, являются:

  • соотношение объема финансовых ресурсов, привлеченных российскими предприятиями за счет размещения эмиссионных ценных бумаг на внутреннем рынке и объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий;
  • капитализация фондового рынка по отношению к внутреннему валовому продукту.

Необходимо отметить, что  приведенные показатели, а также  показатели, характеризующие уровень  достижения стратегических целей ФСФР России, не являются прямыми показателями деятельности ФСФР России и выступают общими индикаторами уровня развития финансовых рынков. Значения указанных показателей зависят от множества макроэкономических факторов, проводимой государственной политики в области развития финансовых рынков и защиты инвестиций, а также от действия других министерств и ведомств (Минэкономразвития России, Минфина России, Банка России, Федеральной налоговой службы, правоохранительных органов и т.д.) и судебной системы России [18].

Таблица 1.3.1 Расходные обязательства  и формирование доходов

 

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

(прогноз)

Объем исполняемых расходных обязательств, в тыс. руб.

232748,5

785135,0

826874,0

895078,0

959687,0

Объем поступлений в бюджетную  систему, в тыс. руб.

-

-

289000,0

356100,0

381600,0


 

 

Подробный перечень исполняемых  Федеральной службой по финансовым рынкам расходных обязательств и  поступлений в бюджетную систему  представлен в Приложении №1 и  №2.

Эффективная инвестиционная деятельность на финансовом рынке невозможна без обеспечения защиты прав собственности  на приобретенные ценные бумаги и  прав на получение достоверной информации, как об объектах инвестирования, так  и о посредниках финансового  рынка. Стимулирование инвестиций через  обеспечение действенных механизмов предоставления инвесторам надежной системы  учета их прав на ценные бумаги, системы  раскрытия достоверной информации на фондовом рынке, а также эффективно функционирующей системы обеспечения  исполнения обязательств является одной  из основных задач ФСФР России.

Из этого вытекает первая стратегическая цель ФСФР России – защита законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке.

Широкий и эффективный  доступ инвесторов и эмитентов –  заемщиков к инвестиционным возможностям финансового рынка может быть обеспечен только при наличии  развитой инфраструктуры и инструментов финансового рынка. Необходимым  условием являются приемлемые затраты  на совершение операций с ценными  бумагами и получение капитала заемщиками, надежность учета прав собственности  на купленные ценные бумаги. В условиях глобализации мирового рынка капитала и перспектив вступления России в  ВТО особую важность приобретает  фактор конкурентоспособности внутренних финансовых рынков, повышение которой  может быть достигнуто за счет повышения  эффективности инфраструктуры рынка, обеспечения устойчивости рынка  через снижение системного риска. Участники  рынка должны иметь широкие возможности  диверсифицировать и хеджировать  свои риски на рынке ценных бумаг.

Отсюда вытекает вторая стратегическая цель ФСФР России – содействие развитию финансового рынка, его институтов и инструментов, обеспечение стабильности финансового рынка.

Динамично развивается рынок  коллективных инвестиций - последние  четыре года характеризуются значительным ростом количественных и качественных показателей инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Таким образом, рынок коллективных инвестиций постепенно приобретает  качественно новые формы, разнообразные  по своему целевому назначению и правовому  содержанию, становится важным инструментом инвестирования. Вместе с тем, необходимы дальнейшие усилия регулятора по отношению  к данному рынку для обеспечения  условий его дальнейшего развития, повышения эффективности, стимулирования населения к использованию доступных  и простых механизмов работы на фондовом рынке через рынок коллективных инвестиций.

Из этого вытекает третья стратегическая цель ФСФР России – обеспечение должных принципов коллективных форм инвестирования, включая негосударственные пенсионные фонды и пенсионные накопления граждан [18].

Таким образом, целями государственного регулирования являются: обеспечение  становления и развития эффективного финансового рынка, обеспечение  его стабильности, поддержание законности и установленного порядка работы, разработка стратегии дальнейшего  развития рынка.

 

2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ  ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

2.1 Расчет и  анализ показателей функционирования  финансовых рынков в 2004-2008гг.

 

Для обеспечения становления  и развития эффективного финансового  рынка, который должен стать одним  из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора и  одновременно местом для эффективного инвестирования частных накоплений, необходимо проведение государственной  политики в области финансовых рынков, а также через обеспечение  эффективного надзора и контроля. Показателями, характеризующими выполнение этих задач, являются (все рассчитываемые показатели приведены в Приложении 3): 

  • соотношение объема финансовых ресурсов, привлеченных российскими предприятиями за счет размещения эмиссионных ценных бумаг на внутреннем рынке, и объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий. Показатель рассчитывается в % по формуле:

 

П=ОПР/ОИОК*100% (2.1.)

 

где ОПР - суммарный объем финансовых ресурсов, привлеченных российскими предприятиями за счет размещения эмиссионных ценных бумаг на внутреннем рынке в течение календарного года;

Информация о работе Федеральная служба по финансовым рынкам: функции, организация деятельности