Федеральная служба по финансовым рынкам: функции, организация деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей функционирования финансовых рынков в современных условиях и разработка мер по их развитию и совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
определение роли финансовых рынков в социально-экономическом развитии государства;
определение понятия финансовых рынков и рассмотрение их классификации;
рассмотрение основных направлений деятельности государственных органов по контролю и развитию финансовых рынков;
расчет и анализ показателей функционирования финансовых рынков

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ…………………………………………………………………………..
1.1 Роль финансовых рынков в социально-экономическом развитии государства……………………………………………………………………….
1.2 Определение понятия финансовых рынков и их классификация……………………………………………………………………
1.3 Федеральная служба по финансовым рынкам: структура и основные направления деятельности……………………………………………………….
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ………………
2.1 Влияние мирового финансового кризиса на функционирование финансовых рынков в России ………………………………………………….
2.2 Пути совершенствования финансовых рынков ………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 238.71 Кб (Скачать файл)

Непосредственной причиной мирового финансового кризиса большинство  современных изданий называют излишне  рискованные операции коммерческих банков и отсутствие надлежащего  эффективного контроля за ними со стороны центральных банков и правительств разных стран, прежде всего США, но в том числе и России. Так, известный американский финансист Джордж Сорос утверждал еще задолго до появления кризиса, что «финансовые рынки не являются рациональными и саморегулирующимися структурами, ибо они есть структуры неполноценные, склонные к "экономическим пузырям", и потому нуждаются в "настройке" со стороны властей» [20].

Россия относится к  категории развивающихся экономик, а особенностями развивающихся  экономик являются высокие риски, неизменно сопутствующие периоду становления и высоким темпам роста, и недостаток собственных ресурсов для развития. Именно по этой причине развивающиеся экономики привлекают «внешние» средства. Высокие цены на сырье обеспечивали значительный рост аккумулируемых государством ресурсов (в виде валютных резервов и фондов), которые размещались за рубежом – для контроля денежного предложения и инфляции в условиях неразвитых финансовых рынков и банковской системы. Тем временем, корпорации и банки активно осуществляли заимствования на внешних рынках, привлекая средства для наращивания экономической активности.

Летом 2008г. валютные резервы  России в 4раза превышали резервы  США и Великобритании. В то же время российский бизнес активно  наращивал внешние долги, получая  базовые деньги для инвестиций в  Лондоне, Нью-Йорке, и Франкфурте, то есть где угодно, но не внутри страны. В конце 2007г. индикатор «Внешний долг банков и корпораций/денежная масса России» составлял более 70%. Помимо этого в страну вливались  деньги нерезидентов (одна треть сделок на рынке акций ММВБ в 2007г.) [15, c.10].

Безусловно, кредит - необходимая  поддержка развития любого бизнеса, и было бы неразумно требовать  от российских компаний не прибегать  к внешним займам, но стремительная  динамика корпоративного долга превысила  все ожидания: на начало 2005года корпоративный  внешний долг составлял немногим более 100млрд. долларов, к середине 2006года едва перевалил за 200млрд., но уже  к середине 2007г. приблизился к 350млрд.долларов, а к середине 2008г. вплотную подошел к 500млрд. долларов [12, c.35] (см. на рис.2.2.1.):

 

Рис.2.2.1. Динамика внешнего долга  корпоративного сектора

 

В результате были построены  два независимых контура движения финансовых ресурсов: государственные  средства направлялись на внешние рынки, а банки и корпорации активно  привлекали средства за рубежом.

Впервые эта модель сложилась  в 1995г- 1998гг., будучи основанной на долларизации экономики (Россия – крупнейший в мире потребитель наличных долларов), эксцессивном наращивании государственного долга, свободной игре нерезидентов на внутреннем рынке акций и внебиржевых срочных сделках с валютой.

В 2000-2008гг. эта модель была восстановлена второй раз. При дефицитности инвестиций в экономике денежные власти и Минфин направляли профициты  бюджета и платежного баланса  как «избыточную ликвидность» за рубеж, в доллары США, фунты стерлингов, евро. Чтобы покрыть провал в инвестициях  крупнейшие российские корпорации и  банки стали наращивать внешний  долг в тех же валютах. Данная конструкция  позволила увеличить темпы роста  экономики за счет внешних инвестиций и расширения банковского кредитования, но могла стабильно функционировать  лишь в краткосрочном периоде  и только при крайне благоприятных  обстоятельствах. Последнее предполагало сохранение цен на сырье на высоком  уровне и постоянное расширение внешнего финансирования частного сектора. Однако внешние условия изменились. Банковские кредиты нефинансовому сектору  по состоянию на 1 сентября 2008 г. превысили  депозиты предприятий и населения  на 3.5 трлн. руб. (140 млрд. долл.). С начала финансового кризиса (август 2007 г.) дефицит  внутренних сбережений возрос на 2.2 трлн. руб. Денежные власти оказались заложниками  внешних рисков и неразвитой внутренней системы рефинансирования. Итог - чрезмерная зависимость российского финансового  сектора от нерезидентов, его способность  вместо смягчения негатива, идущего  с западных рынков, наоборот, его  двукратно усилить (нижняя точка  индекса Доу-Джонса- минус 20% к началу 2008г., индекса РТС – минус 45%). Такое бедственное состояние удивительно при фундаментальном здоровье бюджета [15, c.10-11].

При рассмотрении причин финансового  кризиса, можно выделить следующие  тенденции:

  • Глобальный кризис ликвидности начался с фактического закрытия мировых рынков для большинства российских заемщиков, начавшегося с августа 2007 г. Причем главной причиной нестабильности являлся не отток капитала из России, который в принципе продолжается до сих пор, а резкое сокращение притока иностранного капитала в страну. Для многих банков и корпораций начались сложности с рефинансированием прошлых долгов.
  • Высокая инфляция привела к сокращению сбережений населения. По итогам 2008 г. объем недополученных розничных депозитов в результате высокой инфляции и отрицательных реальных процентных ставок оцениваются в 440 млрд. руб., что вполне сопоставимо с чистым притоком иностранного капитала в банковскую систему.
  • Определенную роль сыграло отставание в развитии национальной инфраструктуры финансового рынка. Нормативно-правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке, до конца не сформирована. По оценке Международной организации комиссий по рынку ценных бумаг, регулирование в данной сфере, применяемое в Российской Федерации, по ряду положений лишь частично соответствует принципам этой организации. Законодательно не урегулированы вопросы, касающиеся проведения сделок с производными финансовыми инструментами, что мешает инвесторам хеджировать рыночные риски операций с ценными бумагами в России.
  • Денежно-кредитная политика в 2008 г. была значительно ужесточена, в результате этого наблюдались такие явления, как рост процентных ставок, снижение денежного предложения, падение уровня ликвидности. Доля наиболее ликвидных активов (денежных средств в кассах банков, счетов в Банке России и вложений в ОБР) составила на 01.09.2008 всего 4.5%. (Минимальный уровень прошлой осени 2007 г. составлял 4.9%, летом 2004 г. этот показатель не опускался ниже 5.9%.) Очевидно, что с таким низким уровнем ликвидности может функционировать лишь несколько крупнейших банков.
  • Активное привлечение ресурсов отдельными банками на внешних рынках и направление их на кредитование нефинансового сектора, использование ценных бумаг в качестве залогов и низкий уровень управления рисками.

Чтобы проанализировать влияние  кризиса на финансовые рынки, необходимо рассмотреть динамику основных показателей  развития рынков за последние 2года (источник статистических данных - рейтинговое  агентство «Банковское дело» [17, с.17-22] ).

В августе 2008года наблюдалось  снижение капитализации фондового  рынка с 1275 млрд. руб. до 1097млрд. руб., или на 14 %. Падение фондового рынка  продолжалось и в сентябре. Меры монетарных властей по поддержке  фондового рынка в сентябре-октябре  привели к росту котировок  акций в отдельные дни, но в  целом капитализация фондового  рынка продолжила снижение. По состоянию  на 20.10.2008 капитализация фондового  рынка составила 432 млрд. руб. На фондовом рынке сохраняется высокая волатильность, а его капитализация по сравнению  с июнем 2008года упала почти в 4раза. Также в августе вложения банков в ценные бумаги уменьшились на 2,4%, в том числе и долговые обязательства  – на 0,9, в долевые ценные бумаги – на 13,2% (табл. 2.2.1.); наблюдалось  сокращение вложений банков в долговые обязательства РФ (с 498млрд до 449млрд. рублей, или на 9,8%), субъектов РФ и  местных органов власти (с 149,5 млрд. до 147,4 млрд.руб. , или на 1,4%), российских предприятий(с 401 млрд.руб. до 393 млрд. руб., или на 2,2%). Вследствие снижения цен на многие ценные бумаги на финансовых рынках отрицательная переоценка портфеля ценных бумаг по состоянию на 01.09.2008 достигла 51,5 млрд.руб

Таблица 2.2.1. Динамика вложений в ценные бумаги и рыночных рисков

Показатель

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.07.08

01.08.08

01.09.08

Ценные бумаги, приобретенные банками, млрд.руб.

1400,1

1745,4

2250,6

2348

2374

2318

Доля ценных бумаг в активах, %

14,4

12,5

11,2

10,2

10,2

9,6

Вложения в долговые обязательства, млрд.руб.

998,0

1251,4

1541,4

1609

1664

1649

1

2

3

4

5

6

7

Вложения в долевые ценные бумаги, млрд.руб.

127,1

185

316,3

291

267,4

232

Рыночный риск к капиталу, %

33,6

45,1

38,7

40,4

39,3

36,8


 

Негативное воздействие  на состояние фондового рынка  таких фундаментальных факторов, как мировой финансовый кризис, резкое снижение цен на нефть, отток капитала из России, достаточно велико, и меры монетарных властей пока не могут  компенсировать влияние этих факторов.

Банковский сектор демонстрировал неплохие показатели роста активов, капитала, кредитов, депозитов юридических  лиц. В октябре отдельные банки  столкнулись с паникой среди  вкладчиков. Монетарные власти предпринимали  в августе-октябре значительные усилия по поддержке банковского  сектора, включая предоставление финансовой помощи в виде депозитов и субординированных кредитов, к тому же была существенно повышена гарантия по банковским вкладам. Темпы роста активов банковского сектора в августе 2008 г. достигли 3,2% (табл. 2.2.2), что заметно выше, чем в июле (1 %). Капитал банковского сектора в августе 2008 г. вырос на 2,8% (в июле - на 1,5%). Темпы роста капитала традиционно отставали от темпов роста активов. Достаточность капитала банковского сектора вновь снизилась (с 14,6 до 14,5%). В структуре капитала по итогам августа увеличилась доля уставного капитала с 26,9 до 27,4%. А вот доля прибыли и фондов несколько сократилась (с 41,9 до 41,8%). Таким образом, увеличение капитала банковского сектора в августе происходило в основном за счет внешних источников (уставный капитал, субординированные кредиты).

 

Таблица 2.2.2.Динамика активов  и капитала банковского сектора

Показатель

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.07.08

01.08.08

01.09.08

Активы, млрд. руб.

9696,2

13963,5

20125,1

23058,7

23282

24033

Капитал, млрд. руб.

1241,8

1692,7

2671,5

2984

3023

3108

Достаточность капитала, %

16,0

14,9

15,5

14,8

14,6

14,5

Доля банков с иностранным участием свыше 50%:

-в активах

банковского

сектора

8,3

12,1

17,2

18,6

-

-

-в капитале банковского сектора

9,3

12,7

15,7

18,4

-

-


 

В августе 2008г. средства клиентов выросли на 4% (после сокращения в  июле на 0,7%). Заметно увеличились  депозиты юридических лиц (на 8%), а  вклады физических лиц увеличились  на 2,2%. Сумма выпущенных банком облигаций  практически не изменилась, а сумма  банковских векселей и акцептов снизилась  на 3,5% (табл. 2.2.3). Привлеченные межбанковские кредиты практически остались на том же уровне, причем доля в них от банков-нерезидентов оставалась очень высокой (77,4%). В этот период ликвидность банковского сектора ухудшилась.

 

Таблица 2.2.3. Динамика привлеченных ресурсов

Показатель

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.07.08

01.08.08

01.09.08

Средства клиентов всего, млрд. руб.

5960,5

8626,2

12252,3

14078

13975

14540

В том числе:

-депозиты юрид. лиц

 

 

1271,1

 

 

2146,7

 

 

3520

 

 

4307

 

 

4465

 

 

4821

-депозиты физ. лиц

2761,2

3809,7

5159,2

5771

5850

5978

-средства организаций на расч. счетах

1694,4

2399,8

3232,9

3518

3201

3264

Выпущенные банками облигации, млрд.руб.

67,3

168,3

290,2

362

378

382

Банковские векселя и акцепты, млрд.руб.

614,5

790,5

822,2

890

864

834

1

2

3

4

5

6

7

Межбанковские кредиты, млрд.руб.

1086,4

1730,5

2807,4

3322

3602

3616

Межбанковские кредиты от банков-нерезидентов, млрд.руб.

784

1364,8

2136,1

2505

2718

2799

Кредиты Банка России, млрд.руб.

20

14

34

50

65

159,4

Информация о работе Федеральная служба по финансовым рынкам: функции, организация деятельности