Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:50, курсовая работа
Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере налогообложения, является Налоговый кодекс Российской Федерации. Цель работы состоит в изучении понятия и системы федеральных налогов и сборов. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: - изучение сущности налогов и сборов; рассмотрение всех федеральных налогов РФ.
Введение 3
1. Федеральные налоги и сборы 4
1.1 Общая характеристика основных федеральных налогов 4
1.2. Налог на добавленную стоимость 5
1.3 Акцизы 8
1.4 Налог на доходы физических лиц 11
1.5 Единый социальный налог 15
1.6 Налог на прибыль организаций 17
1.7 Другие федеральные налоги 20
2. Роль федеральных налогов в формировании бюджетов 26
2.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджеты 26
2.2 Влияние кризиса на поступление федеральных налогов 32
Заключение 38
Список использованных источников 40
Налог по подакцизным товарам уплачивается там, где эти товары производятся, а по алкогольной продукции, кроме того, по месту ее реализации с акцизных складов. При этом налогоплательщики должны предоставить в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца следующего за отчетным.
Наряду с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими источниками, поддерживая региональные и местные бюджеты.
Налог на доходы физических
лиц – прямой налог, обращенный непосредственно
к доходам граждан-
Подоходный налог по своей сущности является юридической формой экономической связи человека и государства, поэтому правовой режим подоходного налогообложения во многом определяется принципом постоянного местопребывания (резиденства).
В соответствии со статьей 207 НК РФ устанавливаются две категории налогоплательщиков НДФЛ. Налогоплательщиками признаются:
• Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами России. Этот статус имеют лица, проживающие на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев; они уплачивают налог со всех полученных где бы то ни было доходов, т.е. несут полную налоговую ответственность;
• Физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами. Этот статус имеют лица, находящиеся на территории России меньше указанного выше срока; они уплачивают налог лишь с дохода, полученного от источников в РФ, т.е несут ограниченную налоговую ответственность.
Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками как от источников в России, так и от источников за ее пределами. В состав совокупного годового дохода включаются все выплаты в денежном или натуральном выражении, полученные гражданами на предприятии, в том числе суммы материальных и социальных благ, в частности, оплата предприятиями стоимости коммунально-бытовых услуг, питания, проезда, возмещения платы родителей за детей в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях, товаров, реализованных гражданам по ценам ниже рыночных, путевок на лечение и отдых, кроме путевок в детские учреждения оздоровления и отдыха, лечения, кроме сумм полной или частичной оплаты предприятиями стоимости медицинского обслуживания своих работников и т. д.
Законодательно определены
освобождения от уплаты налога: государственные
пособия и пенсии, стипендии студентов
и аспирантов, компенсационные выплаты
в пределах норм, установленных
Кроме объектов, не подлежащих
налогообложению, законодательством
установлены налоговые вычеты –
денежные суммы в твердо определенном
размере, вычитаемые из налоговой базы
некоторых категорий
• 3000 руб. (например, у лиц, получивших лучевую болезнь вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов Великой Отечественной войны);
• 500 руб. (Герои СССР и РФ, лица награжденные орденами Славы трех степеней, лица, перенесшие блокаду Ленинграда, граждане, выполнявшие интернациональный долг в других станах, инвалиды детства и др.)
• 300 руб. – у физического лица на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а так же на каждого учащегося, студента или аспиранта дневной формы обучения в возрасте до 24 лет до того месяца в котором доход, налогоплательщика не превысил 20 000 руб. Вдовам, одиноким родителям вычет предоставляется в двойном размере.
В группу «Социальные налоговые вычеты» входят три вида произведенных налогоплательщиком расходов социального характера:
• Суммы, перечисленные физическими лицами на благотворительные цели в виде денежной помощи бюджетным организациям науки, культуры, здравоохранения;
• Суммы уплаченные за обучение в образовательных учреждениях за свое обучение и обучение детей до 24 лет на дневном отделении, но не более 38 000 руб., а с 1 января 2007г. – 50 000 руб.;
• Суммы, уплаченные на лечение (свое, супруга, родителей или детей), а так же на приобретение медикаментов, назначенных лечащим врачом.
Группа «Имущественные налоговые
вычеты» предусматривает
• При продаже жилых домов, дач, квартир, комнат, садовых домиков или земельных участков;
• При покупке (строительстве) жилого дома или квартиры или направленные на погашение процентов по ипотечным кредитам.
Право на получение социальных
и имущественных вычетов
Профессиональные налоговые
вычеты предоставляются: гражданам
– предпринимателям, осуществляющим
предпринимательскую
Налоговая база включает в себя все полученные налогоплательщиком доходы за минусом, предусмотренных законом вычетов.
Единый социальный налог
является новеллой российского налогового
права, впервые введенной в действие
гл. 24 НК РФ. Он зачисляется в государственные
внебюджетные фонды – Пенсионный
Фонд РФ, Фонд социального страхования
РФ и фонды обязательного
Единый социальный налог
имеет характерную черту в
виде целевого назначения, в то время
как все другие федеральные налоги
зачисляются в федеральный
К субъектам налогообложения (налогоплательщикам) относятся:
1) Лица, производящие выплаты
физическим лицам, в том числе:
2) Индивидуальные
Объектом налогообложения являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые в пользу работников, за исключением:
- безвозмездных выплат работодателей -физических лиц в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым либо гражданско-правовым договором, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), а также авторским или лицензионным договором;
- выплат, вознаграждений
и иных доходов, начисляемых
в пользу работников из
- выплат в виде материальной
помощи, в натуральной форме,
Налоговая база для налогоплательщиков-
Социальный налог не исчисляется на некоторые виды выплат: государственные пособия, компенсации, связанные с возмещением вреда, бесплатным предоставлением жилых помещений; суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работникам в связи со стихийными бедствиями, членами семьи умершего работника; суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ и др.
Кроме этого, освобождаются от начисления единого социального налога выплаты материальной помощи работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 3 тыс. руб. на одно физическое лицо за налоговый период.
В соответствии со ст. 239 Кодекса
организации любых
Уплата авансовых платежей по ЕСН производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда, но не позднее 15 числа следующего месяца.
Порядок исчисления и уплаты налога определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл. 25). Налогооблагаемая прибыль определяется по данным налогового учета.
Налогоплательщиками признаются:
• Российские организации;
• Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы из источников в РФ.
Объектом налогообложения является прибыль организации, полученная налогоплательщиком. Прибылью организации признается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов (обоснованные и документально подтвержденные затраты), для иностранных организаций – доход, полученный от российских источников.
Налоговой базой является денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. К средствам целевого финансирования будет относиться имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе из иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"), по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
При определении налогооблагаемой базы не учитываются доходы, полученные в рамках целевого финансирования; имущество или имущественные права, полученные в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств; средства, полученные по договорам кредита и займа, а также суммы, полученные в погашение таких заимствований, суммы дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предназначенных для распределения по именным накопительным счетам участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих; и др.
Согласно пункту 1 статьи
38 НК РФ объектом налогообложения является
реализация товаров (работ, услуг), имущество,
прибыль, доход, расход или иное обстоятельство,
имеющие стоимостную, количественную
или физическую характеристику, с
наличием которого законодательство о
налогах и сборах связывает возникновение
у налогоплательщика
Предусмотрены два способа формирования налоговой базы:
1. По методу начисления (который можно сравнить с методом определения выручки для целей налогообложения по мере отгрузки товаров);
2. По кассовому методу (который можно сравнить с методом определения выручки для целей налогообложения по мере оплаты товаров).
Как правило, все организации должны применять в качестве основного первый метод. Кассовый метод используют организации, у которых сумма выручки от реализации товаров без учета НДС не превышает установленного законом предела.
Ставка налога на прибыль зависит от налоговой юрисдикции и налоговой базы. По общему правилу для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства, ставка налога составляет 24%.
Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, полученные от российских источников, установлены в размере 10 или 20%.
Унифицированные ставки налога на прибыль, не зависящие от налоговой юрисдикции, установлены на доходы, полученные в качестве дивидендов или от операций с государственными и муниципальными ценными бумагами (15%); по ставке 9% - доходы, полученные в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами РФ. Прибыль, полученная Центральным банком РФ в результате осуществления функций, возложенных на него Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается по ставке 0%.
Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются: в случае уплаты налога авансовыми платежами исходя из предполагаемой прибыли – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года; для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической полученной прибыли, - месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.
Для большинства организаций ставка налога 24%. При этом в 2006 году сумма зачисляемая в федеральный бюджет - 6,5%, в региональные и местные бюджеты – 17,5%.
Ставки налога на доходы
иностранных организаций, на связанных
с деятельностью в России через
постоянное представительство, установлены
в размерах: 10% - от использования, содержания
или сдачи в аренду транспортных
средств в связи с