Федеральные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере налогообложения, является Налоговый кодекс Российской Федерации. Цель работы состоит в изучении понятия и системы федеральных налогов и сборов. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: - изучение сущности налогов и сборов; рассмотрение всех федеральных налогов РФ.

Содержание работы

Введение 3
1. Федеральные налоги и сборы 4
1.1 Общая характеристика основных федеральных налогов 4
1.2. Налог на добавленную стоимость 5
1.3 Акцизы 8
1.4 Налог на доходы физических лиц 11
1.5 Единый социальный налог 15
1.6 Налог на прибыль организаций 17
1.7 Другие федеральные налоги 20
2. Роль федеральных налогов в формировании бюджетов 26
2.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджеты 26
2.2 Влияние кризиса на поступление федеральных налогов 32
Заключение 38
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам Федеральные налоги.docx

— 126.74 Кб (Скачать файл)

По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики  исчисляют сумму авансового платежа  исходя из облагаемой прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.

Все налогоплательщики обязаны  по истечении каждого отчетного  и налогового периода предоставлять  в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого  обособленного подразделения налоговые  декларации.

 

 

 

1.7 Другие федеральные налоги

 

Сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов

Порядок исчисления и уплаты сборов определен гл.25.1 Налогового кодекса РФ. Лимиты использования  этих объектов устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Плательщиками сборов являются организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами  животного мира на территории РФ и  объектами водных биологических  ресурсов, как во внутренних водах, так и в территориальном море.

Объектами обложения признаются: объекты животного мира и объекты  водных биологических ресурсов, изъятие  которых из среды их обитания на основании лицензии (разрешения).

Ставки сбора устанавливаются  в рублях за каждый объект животного  мира и за каждый объект водных биологических  ресурсов.

Сумму сбора за пользование  объектами животного мира плательщики  уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование этими  объектами. Сумму сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов плательщики уплачивают в  виде разового и регулярных взносов.

Уплата сборов производится: физическими лицами по месту нахождения органа, выдающего лицензию (разрешение), а организациями по месту своего учета.

Органы, выдающие в установленном  порядке лицензию, должны не позднее 5-го числа каждого месяца представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях; размере суммы сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии; сроки уплаты сбора.

 

 

Водный налог

Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 25.2 Налогового кодекса РФ в отношении специального водопользования.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование  по законодательству РФ.

Объекты налогообложения  – различные виды пользования  водными объектами, а именно: забор  воды из водных объектов; использование  акватории водных объектов; использование  водных объектов без забора воды для  целей гидроэнергетики; использование  водных объектов для целей лесоповала и др.

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении  каждого водного объекта. Если в  отношении объекта установлены  различные налоговые ставки, налоговая  база определяется применительно к  каждой ставке.

Общая сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Срок уплаты не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется в налоговый орган, в срок установленный для уплаты налога.

Налог на добычу полезных ископаемых

Порядок исчисления и уплаты определен гл. 26 Налогового кодекса  РФ. Налог носит воспроизводственный  характер.

Налогоплательщики – организации  и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр. В  зависимости от категории субъекта налога налогоплательщик подлежит постановке на учет по месту нахождения участка  недр, по месту нахождения организации  либо по месту жительства физического  лица.

Объект налогообложения  – полезные ископаемые, добытые  из недр на территории РФ или за ее пределами  на территориях, находящихся под  юрисдикцией РФ, а так же полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства.

Установлены виды полезных ископаемых, добыча которых подлежит налогообложению. К ним относятся: каменный уголь, торф, нефть, природный  газ, руды черных, цветных и редких металлов, минеральные воды и др.

Налоговая база – стоимость  добытых полезных ископаемых, исчисленная  налогоплательщиком самостоятельно исходя из сложившихся у налогоплательщика  цен реализации или расчетной  стоимости.

Оценка стоимости добытых  полезных ископаемых определяется тремя  способами:

1. Исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

2. Исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3. Исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному  ископаемому. В отношении добытых  полезных ископаемых, для которых  установлены различные налоговые  ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, облагаемая база определяется применительно к  каждой налоговой ставке.

Налоговый период – календарный  месяц.

Ставки налога зависят  от вида полезных ископаемых запасов  и составляют от 0 до 17,5%. Специальная  ставка 0% применяется при добыче некоторых полезных ископаемых: полезных ископаемых в части нормативных  потерь полезных ископаемых; газа горючего природного из нефтяных месторождений; минеральных вод, используемых исключительно  в лечебных целях без их непосредственной реализации.

Пользователи недр, осуществляющие за счет собственных средств поиск  и разведку месторождения, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых с коэффициентом 0,7.

Налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию, начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая  добыча полезных ископаемых. Эта декларация передается в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика  не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, перечисляется  в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Государственная пошлина

С 1 января 2005 г. размер и порядок  уплаты обязательных платежей при обращении  в суды, нотариат, государственные  органы за получением разрешений (лицензий) или регистрацией установлены гл. 25.3 Налогового кодекса РФ.

Государственная пошлина  – это сбор, взимаемый с организаций  и физических лиц, за совершение в  их интересах юридически значимых действий и выдачу им документов (копий, дубликатов) уполномоченными органами и должностными лицами.

Субъекты налогообложения (налогоплательщики) – организации  и физические лица в случае, если они:

• Обращаются за совершением юридически значимых действий;

• Выступают ответчиками в судах, когда решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Объекты взимания пошлины  – это исковые и иные заявления  и жалобы, подаваемые в суды; совершение нотариальных действий нотариусами  государственных контор; государственная  регистрация и другие юридически значимые действия; рассмотрение и выдача документов, связанных с приобретением гражданства РФ, въездом в РФ; регистрация программ для ЭВМ; осуществление федерального природного надзора.

Законом установлена твердая  сумма государственной пошлины. Размеры пошлины определены на каждый вид совершаемых юридически значимых действий и выдачу документов.

Например, по делам, рассматриваемым  в судах общей юрисдикции, требуется  заплатить 100 руб. (для физических лиц) и 2000 руб. (для юридических лиц) при  подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а  так же искового заявления имущественного характера.

Однако, прежде чем платить государственную пошлину, целесообразно поинтересоваться установленными законодательством льготами.

Полное освобождение от уплаты пошлины распространяется на отдельные  категории физических лиц (Герои  СССР и РФ, участники и инвалиды войны и др.) и организации (бюджетные  учреждения, суды, государственные  органы и др.), установлены дополнительные основания неуплаты пошлины, например, регистрация арестов имущества.

При обращении в суды общей  юрисдикции не уплачивают пошлину: истцы  – по некоторым видам исков; стороны  – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении  брака; организации и физические лица – при подаче в суд некоторых  видов заявлений и жалоб и  др.

При обращении за совершением  нотариальных действий так же установлены  льготы. В этом случае от уплаты могут  быть освобождены общественные организации  инвалидов, школы-интернаты, воинские части и др.

При государственной регистрации  актов гражданского состояния освобождение от пошлины получают физические лица, а так же органы управления образованием, опеки и попечительства – за выдачу повторных свидетельств о рождении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Плательщики уплачивают пошлину  в следующие сроки: а) при обращении  в суды – до подачи запроса, ходатайства, заявления; б) плательщики, выступающие  ответчиками в судах, когда решение  суда принято не в их пользу –  в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решение суда; в) при обращении за совершением  нотариальных действий – до совершения нотариальных действий; г) при обращении за выдачей документов – до выдачи документов; и др.

 

2. Роль федеральных  налогов в формировании бюджетов

2.1 Анализ и  состав поступления федеральных  налогов в бюджеты

В условиях рыночной экономики  все виды налогов на всех уровнях  государственного управления формируют  превалирующую часть доходов  бюджетов. Система разделения налогов  по уровням власти обеспечивает осуществление, государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и  экономические процессы в стране. Рассмотрим структуру поступления федеральных налогов в федеральный бюджет и в консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2008 – 2009 гг.

 

Таблица 1. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную  систему Российской Федерации, включая  государственные внебюджетные фонды в 2008-2009 гг.

Поступления в бюджетную  систему

2008 год, Млрд. руб.

2009 год Млрд. руб

в процентах к 2008 году

Всего поступило в бюджетную  систему РФ

10,032,8

8,379,3

83,5

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Налоги и сборы в  консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН)

8,455,7

6,798,1

80,4

 Государственные внебюджетные  фонды

1,577,1

1,581,2

100,3

Налоги и сборы –  всего (вкл. ЕСН)

8,455,7

6,798,1

80,4

 в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

4,078,7

3,012,4

73,9

 в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

4,377,0

3,785,7

86,5

из них:

 

 

 

 

 

 

 Налог на прибыль  организаций

2,513,0

1,264,4

50,3

в федеральный бюджет

761,1

195,4

25,7

 в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

1,751,9

1,069,0

61,0

Налог на доходы физических лиц

 

 

 

 

 

 

 в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

1,665,6

1,665,0

100,0

Единый социальный налог  в федеральный бюджет

506,8

509,8

100,6

Налог на добавленную стоимость

 

 

 

 

 

 

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

998,4

1,176,6

117,9

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь

40,3

30,6

76,0

Акцизы

314,7

327,4

104,0

в федеральный бюджет

125,2

81,7

65,2

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

189,4

245,7

129,7

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1,742,6

1,080,9

62,0

 в федеральный бюджет

1,637,5

1,006,3

61,5

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

105,1

74,7

71,1

в том числе:

 

 

 

 

 

 

налог на добычу полезных ископаемых

1,708,0

1,053,8

61,7

в федеральный бюджет

1,604,7

981,5

61,2

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

103,4

72,3

70,0

из него нефть:

1,571,6

934,3

59,5

в федеральный бюджет

1,493,0

887,6

59,5

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

78,6

46,7

59,5

Государственные внебюджетные фонды - всего

1,577,1

1,581,2

100,3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Страховые взносы, зачисляемые  в Пенсионный фонд (ПФР)

1,251,4

1,267,7

101,3

Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования)

74,0

61,5

83,1

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (ФФОМС)

89,3

89,8

100,6

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования (ТФОМС)

162,4

162,2

99,9


 

Исходя из данных таблицы  можно сделать вывод, что в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, поступления в бюджетную систему страны значительно снизились на 16,5%, чтобы понять, с чем связан подобный спад рассмотрим данные таблицы постатейно.

Наблюдается тенденция резкого  спада поступления налога на прибыль  организаций, на 49,7%, что связано  со снижением основной производственной деятельности предприятий, а, следовательно, с сокращением суммы прибыли, как следствие кризиса и снижения покупательской способности. В федеральный  бюджет в 2008 году поступило 761,1млрд. руб., а в 2009 году на 74,3% меньше - 195,4 млрд. руб. Снижение отразилось и на консолидированном  бюджете субъектов РФ, если в 2008 году сумма поступлений составила - 1,751,9 млрд. руб., то в 2009 - 1,069,0 млрд. руб., что  на 39% ниже предыдущего года.

Налог на доходы физических лиц за анализируемый период существенных изменений не претерпел отчисления в консолидированные бюджеты субъектов РФ 2008 году составил - 1,665,6 млрд. руб., а в 2009 году - 1,665,0 млрд. руб.

Единый социальный налог  в федеральный бюджет в 2008 году поступил в сумме - 506,8 млрд. руб., а в 2009 году - 509,8 млрд. руб., что на 0,6 % больше.

ЕСН отчисляется во внебюджетные фонды и прямо зависит от налога на доходы физических лиц, поэтому также  практически не изменился.

Налог на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации  в 2008 году составил - 998,4 млрд. руб., а  в 2009 году - 1,176,6 млрд. руб., что на 17,9% выше предыдущего года, что свидетельствует  о повышении объема реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. На товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь составили в 2008 году - 40,3 млрд. руб., а в 2009 году - 30,6 млрд. руб., что характеризует снижение импорта в 2009 году.

Акцизы поступающие в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2008 году составили - 189,4млрд. руб., а в 2009 году - 245,7 млрд. руб., следовательно, за анализируемый период их сумма возросла на 29,7%, что свидетельствует об увеличении спроса на подакцизные товары. В федеральный бюджет поступления от акцизов снизились с 125,2 млрд. руб. до 81,7 млрд. руб., что связано с изменением налоговой политики государства.

Сумма налога на добычу полезных ископаемых существенно снизилась, подобная тенденция связана с  резким падением цены на нефть на мировом  рынке, если в 2008 году сумма налога от продажи нефти была получена в  размере 1,571,6 млрд. руб., то в 2009 - 934,3 млрд. руб., и федеральный и консолидированный  бюджет субъектов РФ понес существенный ущерб.

Рассмотрев показатели можно  сделать выводы, что за анализируемый  период произошли изменения в  поступление администрируемых ФНС  России доходов в бюджетную систему  Российской Федерации, включая государственные  внебюджетные фонды.

Информация о работе Федеральные налоги