Федеральные, региональные и ведомственные целевые программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение федеральных, региональных и ведомственных целевых программ на примере программы по развитию проблемных регионов России, их финансирование и изучение основ планирования федеральных целевых программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть общие понятия федеральных, региональных и ведомственных целевые программ.
2. Описать актуальность федеральных целевых программ.
3. Рассмотреть порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации.
4. Рассмотреть формирование целевой программы.
5. Изучить разработку федеральной целевой программы.
6. Рассмотреть отбор проблем для программной разработки.
7. Рассмотреть утверждение целевой программы и ее финансирование.

Содержание работы

Введение
Глава I. Общие понятия федеральных, региональных и ведомственных целевых программ
Глава II. Разработка целевых программ
§ 1.1 Порядок принятия решений о разработке программ
§ 1.2 Отбор проблем для программной разработки
§ 1.3 Разработка
§ 1.4 Формирование целевой программы
§ 1.5 Финансирование
§ 1.6 Экспертиза и оценка программы
§ 1.7 Утверждение целевой программы
Глава III. Реализация целевых программ
Заключение

Файлы: 1 файл

Федеральные, региональные и ведомственные.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

и) согласовывает с основными  участниками целевой программы  возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов субъектов Российской Федерации, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

к) организует проведение специализированной экспертизы проекта целевой программы  и в соответствии с ее результатами, а также с результатами независимой экспертизы осуществляет его доработку;

л) несет ответственность за своевременную  и качественную подготовку и реализацию целевой программы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное  использование средств, выделяемых на ее реализацию;

м) организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией  целевой программы и контроля за ходом программных мероприятий;

н) организует размещение в электронном  виде информации о ходе и результатах  реализации целевой программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации целевой программы и порядке участия в ней инвесторов.

 

§ 1.3 Разработка

Долгосрочные целевые программы  разрабатываются органом исполнительной власти и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления при рассмотрении и утверждении бюджета или самостоятельно.

Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать:

- технико-экономическое обоснование;

- прогноз ожидаемых социально  - экономических (экологических)  результатов реализации указанной программы;

- наименование заказчика указанной  программы;

- сведения о распределении объемов  и источников финансирования  по годам;

- другие документы и материалы,  необходимые для ее утверждения3.

Перечисленные документы представляются на рассмотрение законодательного органа. И именно на их основе принимается решение о целесообразности выделения бюджетных средств или средств внебюджетного фонда на реализацию данной программы.

В роли заказчика долгосрочной целевой  программы может выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. Именно такой орган действует от имени государства или муниципального образования при разработке целевой программы и ее реализации.

Разработка проекта и утверждение целевой программы включают в себя следующие основные этапы:

- разработка проекта концепции  целевой программы;

- принятие решения о разработке  проекта целевой программы Правительством  Российской Федерации и утверждение  концепции целевой программы;

- разработка проекта целевой программы;

- согласование проекта целевой  программы;

- экспертиза проекта целевой  программы, в том числе независимыми  экспертами;

- рассмотрение проекта целевой  программы на заседании Правительства  Российской Федерации;

- доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства Российской Федерации;

- утверждение целевой программы  Правительством Российской Федерации

 

§ 1.4 Формирование целевой  программы

Государственный заказчик - координатор  целевой программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств из внебюджетных источников

Государственный заказчик - координатор  несет ответственность за подготовку и реализацию целевой программы  в целом.

Формирование межгосударственной целевой программы, в осуществлении  которой участвует Российская Федерация, производится с российской стороны государственным заказчиком программы в соответствии с заключенным соглашением и решением Правительства Российской Федерации.

Любая целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая  программа состоит из следующих разделов:

 
     - характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа; 
     - основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а  

  также целевых индикаторов и показателей;

- обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

     - перечень программных мероприятий; 
     - механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления

        программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков; 
     - оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

 

Требования, предъявляемые  к содержанию разделов целевой программы:

 

  1.     Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы.

Он  включает в себя анализ причин возникновения проблемы, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне.

           Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

  1.     Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых показателей и индикаторов.

  Требования, предъявляемые к целям программы: 
  - специфичность - цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы; 
  - измеряемость - должна существовать возможность проверки достижения целей; 
  - достижимость  - цели должны быть потенциально достижимы; 
  - привязка к временному графику - должны быть установлены срок достижения цели и этапы        реализации целевой программы с определением соответствующих целей.

     Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

  1.      Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей. Также данный раздел должен содержать информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы. Так же программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

     В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты, целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

  1.      В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
  2.      Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 "О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»
  3.      Шестой раздел целевой программы должен содержать описание экономических, социальных и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств.

      Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

      Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

В случае если целевой программой предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в  этой программе должны быть установлены  правила предоставления и распределения указанных субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на софинансирование аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

Согласованный проект целевой программы  с пояснительной запиской, социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой, положительным заключением государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду), соглашениями (договорами) о намерениях между государственным заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подтверждающими финансирование программы за счет внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственный заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный заказчик-координатор целевой программы направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а по целевым программам, которые содержат разделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) гражданского назначения, - также в Министерство образования и науки Российской Федерации. Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля за ходом ее выполнения.

 

§ 1.5 Финансирование

 

Бюджетные инвестиции в объекты  капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федеральной  адресной инвестиционной программой, порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования на осуществление  бюджетных инвестиций в объекты  капитального строительства государственной  собственности Российской Федерации, в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, либо в установленном указанным органам порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных учреждений сметной стоимостью более 600 миллионов рублей и в объекты капитального строительства федеральных государственных унитарных предприятий независимо от их сметной стоимости, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются Правительством Российской Федерации

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты  капитального строительства государственной собственности Российской Федерации сметной стоимостью менее 600 миллионов рублей, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются главным распорядителем средств федерального бюджета (субъектом бюджетного планирования) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты  капитального строительства государственной  собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности  принимаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Бюджетные ассигнования на осуществление  бюджетных инвестиций в объекты  капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более 8 миллиардов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в федеральном законе о федеральном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Бюджетные ассигнования на осуществление  бюджетных инвестиций в объекты  капитального строительства государственной  собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более 100 миллионов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов

Бюджетные ассигнования на осуществление  бюджетных инвестиций в объекты  капитального строительства государственной  собственности Российской Федерации  в соответствии с инвестиционными  проектами сметной стоимостью менее 100 миллионов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета суммарно по соответствующему виду расходов.

Информация о работе Федеральные, региональные и ведомственные целевые программы